Воронежская модель медиаобразования

Сегодня, когда в жизнь российской высшей школы входит новое поколение государственных стандартов, важно использовать все ресурсы, чтобы медиаобразование стало составной частью блока гуманитарных дисциплин. В Воронеже испытательным полигоном, способствующим введению государственного стандарта высшего образования по специальности «медиаобразование» (раздел «кинообразование») стал киновидеоцентр им В. М. Шукшина, созданный в начале 90-х годов ХХ века.

В своей деятельности, которая носит экспериментальный характер, он опирается на поддержку самых разных организаций: общественных (Федерация киноклубов России, Союз кинематографистов РФ, Воронежское отделение Союза театральных деятелей РФ), государственных (Воронежский университет, Воронежский педагогический университет), частных (колледж «Номос», корпорация «Возрождение»).

Основные задачи киновидеоцентра:
– внедрение медиаобразования в учебно-воспитательный процесс воронежских вузов и средних учебных заведений;
– распространение знаний о киноискусстве;
– популяризация лучших произведений отечественного и мирового киноискусства.

Итоги работы киновидеоцентра за неполные десять лет превзошли все ожидания. Судите сами. Основная трудность любого медиапедагога – отсутствие необходимых медиатекстов, базы справочных данных, учебников и учебно-методических пособий, программы. Как преподавание литературы невозможно без библиотек, так медиаобразование нельзя осуществить без коллекции аудиовизуальных материалов. Но видеотек в вузах Воронежа в ХХ веке не было. А в руководимом мной киновидеоцентре сейчас – 2,5 тысячи кинофильмов на видеокассетах и огромное количество видеоматериалов, иллюстрирующих творчество выдающихся мастеров мирового кино (документальные фильмы, телепередачи о мастерах экрана, записи их интервью, репортажей с международных фестивалей, церемоний «Оскаров», «Ник», «Феликсов» и других наград и др. ), около 500 папок с вырезками из газет и журналов («персоналии» о режиссерах, актерах, операторах, о киноискусстве разных стран и жанров, о фестивалях и т. д. Вот только один пример богатства иллюстративного материала по теме «Кино и книга»: в разделе «Ф. Кафка в кино» имеются видеофильмы «Кафка» С. Содерберга, «Кафка» С. Рыбчинского, «Процесс» О. Уэллса, «Процесс» Д. Джонса, «Замок» М. Ханеке, «Замок» А. Балабанова.

Киновидеоцентр сегодня – это самое крупное в Воронеже собрание книг по истории и теории кино, справочных материалов, журналов о кинематографе и видео (словарей, каталогов фильмов, справочников и т. д. ). Благодаря столь обширной коллекции информационного материала появилась возможность публиковать на страницах воронежских газет и журналов не только рецензии на фильмы, но и статьи по истории и теории кино под рубриками «Летопись киновека», «Век кино», «Киноглобус» и т. д.

Главное направление деятельности киновидеоцентра – организация учебных занятий. Регулярно два раза в месяц проходят занятия студенческого видеолектория «Мастера мирового кино» в Доме актера. В Воронежском государственном университете в 2000/2001 и в 2001/2002 учебном годах введены элективные спецкурсы «Основы киноискусства» и «Кино и книга» (на факультетах романо-германской филологии и филологическом). Разработаны соответствующие учебные программы и – самое главное – в 2001 году выпущены методические указания «Основы киноискусства» (в 2-х частях).

Для студентов психологического факультета подготовлена программа «Киноискусство и личность». Задачи данного спецкурса: дать представление о современном кинопроцессе; познакомить с ведущими мастерами мирового кино; помочь изучению психологии художественного творчества; раскрыть возможности кино для изучения с его помощью психологии. В программе – 20 тематических блоков, для которых подобраны отечественные и зарубежные фильмы, раскрывающие данную проблему: «Психология художественного творчества», «Структура личности», «Становление личности», «Возможности формирования личности», «Личность и коллектив», «Проблема морального выбора», «Человек на войне», «Свобода и насилие», «Патология личности», «Личность вне цивилизации», «Психосексуальное развитие» и т. д.

В Воронежском государственном университете занятия, проводимые киновидеоцентром, внесены в расписание четырех курсов и завершаются зачетами, то есть являются «официальными». По иному принципу организованы занятия (они по структуре ближе к киноклубным) в Воронежском педагогическом университете: свободное посещение во внеучебное время. Во втором семестре 2001/2002 учебного года по инициативе фундаментальной библиотеки и киновидеоцентра в педагогическом университете прошел цикл киновечеров «Кино и школа». В программе – новейшие фильмы о проблемах воспитания («Нежный возраст» С. Соловьева, «Королевская битва» К. Фукасаку) и классика («Долгие проводы» К. Муратовой, «400 ударов» Ф. Трюффо, «Общество мертвых поэтов» П. Уира) и ленты об «утре жизни» прошлого десятилетия («Американка» Д. Месхиева, «Жизнь этого парня» М. Клейтон-Джонса, «Комната Марвина» Д. Зэкса). Перед каждым просмотром – преамбула с кинофрагментами, а после – обсуждение увиденного.

Существуют две модели кинопросмотра. Первая ориентирована на восприятие экранного зрелища как «чужого мира», к которому в реальности человек приобщиться в принципе не может. Опираясь на эту модель, массовая продукция кино и телевидения стремится отвлечь молодежную аудиторию (как, впрочем, и любую другую) от жизненных проблем, приучить ее потреблять одну «развлекаловку». Вторая модель предполагает эмоциональную сопричастность зрителя тому, что показывается на экране – «зеркале» его собственного существования. Данная модель позволяет молодежи знакомиться с авторским кинематографом, воспитывает потребность в серьезных кинопроизведениях, правдиво отражающих проблемы, с которыми предстоит столкнуться после окончания высшего учебного заведения. Киновидеоцентр им В. М. Шукшина стремится переориентировать студентов на эту модель эстетического восприятия художественных произведений, с которыми их знакомит экран.

Таким образом, с помощью киновидеоцентра им В. М. Шукшина в Воронеже создана уникальная, не имеющая аналогов, автономная и результативная система медиаобразования.

С. Н. Пензин, кандидат искусствоведения, 
Воронежский государственный университет (Воронеж, Россия)
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент =
Modern MediaEducation: Content and Management:
материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2002. – С. 37–38.