Лучшие российские фильмы

1908 – 2000 годов

ПРИМЕЧАНИЯ

В составлении списка 25 лучших российских фильмов, выпущенных в 1908-1957 гг., то есть за полвека с начала кинопроизводства в России, участвовали 50 киноведов и кинокритиков всех поколений – те, кто работал в советские годы, и те, кто начал работать в новое время.

При отборе сразу же возник тяжкий вопрос, какие советские фильмы следует считать российскими, а какие «отдать» другим республикам СССР. Судить по месту производства? По языку? По национальности режиссеров? По менталитету? Уязвимо любое деление, и ответственность за то, что «Строгий юноша» и «Весна на Заречной улице», произведенные на нынешней территории Украины, «остались» за Россией, а «Земля» и «Щорс» были «отданы» Украине, лежит на составителе.

Подсчеты велись так: для каждой картины, упомянутой хотя бы одним экспертом, было сосчитано число анкет, в которых она фигурировала, то есть число поданных за нее голосов. 25 картин, занявшие первые 25 мест, образовали финальный лист.

При обработке анкет был проведен опыт. 50 анкет были случайным образом разбиты на две равные группы, и для каждой группы проведен отдельный подсчет. Он выявил почти полное совпадение итоговых списков. Таким образом, генеральный список из 25 фильмов вполне устойчив в том смысле, что увеличение числа экспертов не изменило бы списка фильмов-лидеров. Это объясняется тем, что кинокритики, при всех расхождениях между собой, представляют эстетически консолидированное сообщество. Хотя, конечно, результаты анкетирования группы историков кино и группы кинообозревателей СМИ не были бы идентичны.

Второй вопрос: как влияют на финальный список условия отбора? Был бы результат тем же, если бы эксперты сразу назвали лучшие 50 картин за 100 лет? Вряд ли. Скорее всего, фильмы 60-х потеснили бы фильмы 30-х – так же, как фильмы 20-х-30-х в предлагаемой программе вытеснили фильмы дореволюционного времени. А если бы экспертам не разослали ориентировочный список из ста с лишним фильмов 1908-1957 гг., скомпилированного из разных источников, а предложили бы обращаться только к своей памяти и к каталогам отечественной кинопродукции, или рекомендовали отбирать не «лучшие», а, скажем, «наиболее репрезентативные» для каждого времени фильмы? Неизвестно.

Если формирование списка 25 лучших по версии Гильдии киноведов и кинокритиков российских кинофильмов 1908-1957 гг. выпуска не вызвало особых затруднений, то составление перечня 25 лучших картин 1958-2000 гг. сразу же натолкнулось на серьезные препятствия. Во-первых, у некоторых экспертов не хватило моральных сил сократить первоначальный лонг-лист из почти 300 картин (куда вошли ВСЕ фильмы, предложенные в качестве лучших хотя бы одним членом Гильдии) до 25, поскольку для этого нужно было, как в известной этической задаче, жертвовать одними любимыми лентами ради других, и их анкеты пришлось с сожалением забраковать. Во-вторых, сразу посыпались вопросы, как быть с картинами Киры Муратовой и «Военно-полевым романом» Петра Тодоровского, сделанными на Одесской студии, а также с «Полетами во сне и наяву» Романа Балаяна, на которых стоит знак киевской студии имени Довженко, и без которых вопрошавшие не представляли себе представительной панорамы отечественного кино. Относительно картин других республиканских режиссеров — в частности, Параджанова, Иоселиани и Абуладзе (которые заняли бы видные места в списке СОВЕТСКИХ фильмов, составленном по итогам анкетирования тех же экспертов), вопросов почти не было. Критерий разграничения был неформализуемый, но очевидный: русский язык и русский дух, который веет там, где хочет. «Покаяние» и «Жил певчий дрозд» — картины великие, но, увы, грузинские, а «Долгие проводы» — русская. Хотя если Украина сочтет её и своей, мы будем только рады: это же не землю делить. В результате решили по-русски: не по закону, а по справедливости. В третьих, после подсчета голосов обнаружилось, что на 25-м месте оказалось несколько картин, набравших равное число голосов, причем со статистически незначимым отрывом на один голос от предыдущей и последующей группы лент. И что если бы мы дополнительным голосованием выбрали ровно 25, то среди них не оказалось бы, например, фильмов Абдрашитова, Соловьева и Сокурова, без которых многие эксперты тоже не мыслили себе репрезентативную выборку лучших российских картин. В этот драматический момент поступило предложение «в одни руки больше килограмма не давать», то есть включить в финальный список по одной картине от одного режиссера, сделав исключение, быть может, для одного Андрея Тарковского как для бесспорного и уже ушедшего от нас гения. Одни уважаемые эксперты его с энтузиазмом поддержали, другие – категорически отвергли на том основании, что составляется список лучших фильмов, а не лучших режиссеров, и если самый нерейтинговый фильм Тарковского набрал больше голосов, чем самый рейтинговый фильм режиссера N, то по какому праву этот фильм режиссера N займет место фильма Тарковского? Тогда и было найдено устроившее всех компромиссное решение подсчитать два рейтинга – фильмов и режиссеров, после чего установить более естественные нижние границы для понятия «лучший фильм» и «лучший режиссер».

Всего было получено 60 анкет, из которых две пришлось забраковать, так как их составители не смогли ограничиться 25 картинами и в случае учета их голосов оказали бы более сильное субъективное воздействие на результат, чем другие. Иными словами, за каждый фильм было подано не более 58 голосов. Абсолютное лидерство захватил «Андрей Рублев» (точнее, «Страсти по Андрею») – 48 голосов со значимым отрывом (более 10% голосов) от ближайшего соперника – «Баллады о солдате». Далее была установлена норма для включения фильма в шорт-лист лучших – не менее 6 голосов, т.е. не менее десятой части экспертов. Разумеется, эта нижняя граница тоже условна, так как один дополнительный эксперт мог бы перевести один-два фильма в тело списка из отрезанного «хвоста», но тут уж ничего не попишешь. Рейтинги режиссеров были подсчитаны суммированием рейтингов их фильмов, но не только тех, что попали в список лучших, а всех, набравших более одного голоса. При этом большинство лучших режиссеров оказалось представлено в рейтинге лучших фильмов двумя и более картинами. Рекордсменами оказались Михалков, Муратова и Абдрашитов — по 6 лент.  Обнаружилось деление внутри списка лучших – с большим отрывом от других и друг от друга лидируют Тарковский и Герман, на третьем месте Михалков с не очень значительным отрывом от группы режиссеров, в которой лидирует Муратова. Однако при составлении списка лучших режиссеров за все годы российского кинопроизводства, рейтинг тех, кто начал работать в кино до 1958 года, скорее всего, поднимется.

P. S. Просматривая рейтинги, читатель должен понимать, что они характеризуют не только фильмы и не только режиссеров, но и критиков, точнее говоря – современное состояние критики. Через 50 лет выстроенная другими критиками иерархия будет иной, но насколько? Мы, конечно, знаем, что список литературных классиков со временем включал гораздо большее число «великих», чем терял. Но кино – слишком молодое искусство для того, чтобы можно было делать дальние прогнозы.

Лучшие российские фильмы 1908-1957 годов

  1. Летят журавли 47 голосов
    2. Чапаев 44
    3. Иван Грозный 44
    4. Окраина 42
    5. Броненосец Потемкин 39
    6. Третья Мещанская 35
    7. Счастье 30
    8. Весна на Заречной улице 30
    9. По закону 29
    10. Машенька 29
    11. Строгий юноша 27
    12. Шинель 26
    13. Стачка 25
    14. Мечта 24
    15. Отец Сергий 24
    16. Дом на Трубной 24
    17. Сорок первый 23
    18. Потомок Чингисхана 23
    19. Золушка 23
    20. Путевка в жизнь 23
    21. Веселые ребята 22
    22. Обломок империи 21
    23. Карнавальная ночь 21
    24. Александр Невский 20
    25. Юность Максима 18

ЛУЧШИЕ РУССКИЕ ФИЛЬМЫ 1958-2000 гг.
(по числу упоминаний данного фильма в анкетах экспертов):

Андрей Рублев 48
Баллада о солдате 41
Зеркало 40
Мой друг Иван Лапшин 37
Калина красная 32
Белое солнце пустыни 32
Комиссар 32
Берегись автомобиля 31
Застава Ильича 28
Неоконченная пьеса для
механического пианино 27
Восхождение 26
Добро пожаловать или посторонним вход
воспрещен  25
Июльский дождь 25
Девять дней одного года 24
Маленькая Вера 24
История Аси Клячиной 23
Начало 22
Долгие проводы 23
Я шагаю по Москве 22
В огне брода нет 20
Бриллиантовая рука 20
Полеты во сне и наяву 19
Гамлет 18
Осенний марафон 18
Проверка на дорогах 18
Хрусталев, машину! 17
Сталкер 16
Пять вечеров 16
Двадцать дней без войны 15
Война и мир 14
Иваново детство 14
Короткие встречи 14
Асса 13
Белорусский вокзал 13
Астенический синдром 13
Иди и смотри 12
Парад планет 12
Не горюй 12
Монолог 11
Ирония судьбы 11
Судьба человека 11
Три тополя на Плющихе 11
Агония 10
Доживем до понедельника 10
Брат 10
Айболит 10
Чучело 9
Сто дней после детства  9
Окраина 9
Солярис 9
Кавказская пленница 9
Одинокий голос человека 8
Дни затмения 8
Гори, гори, моя звезда 8
Москва слезам не верит 8
Бег 8
Зеркало для героя 7
Служили два товарища 7
Дама с собачкой 7
Утомленные солнцем 7
Охота на лис 7
Про уродов и людей 7
Чужие письма 7
Холодное лето 1953 года 7
Долгая счастливая жизнь 6
Родня 6
Военно-полевой роман 6
Молох 6
Прошу слова 6
А зори здесь тихие 6
Скверный анекдот 6
Остановился поезд 6
Небывальщина 6
Крылья 6
Облако-рай 6

ЛУЧШИЕ РУССКИЕ РЕЖИССЕРЫ 1958-2000 гг.
(по числу упоминаний фильмов данного режиссера, выпущенных в указанный период и набравших более 2 голосов, при условии, что хотя бы один из них попал в список лучших фильмов).

Андрей Тарковский (учтены 5 фильмов) 127 баллов
Алексей Герман (4) 87
Никита Михалков (6) 63
Кира Муратова (6) 59
Марлен Хуциев (3) 57
Георгий Данелия (4) 56
Элем Климов (5) 54
Глеб Панфилов (4) 53
Григорий Чухрай (2) 45
Эльдар Рязанов (3) 44
Василий Шукшин (5) 44
Лариса Шепитько (3) 38
Вадим Абдрашитов (6) 33
Андрей Кончаловский (4) 33
Леонид Гайдай (3) 32
Владимир Мотыль (1) 32
Александр Аскольдов (1) 32
Александр Сокуров (5) 28
Сергей Соловьев (4) 26
Сергей Бондарчук (2) 25
Михаил Ромм (1) 24
Василий Пичул (1) 24
Алексей Балабанов (4) 21
Григорий Козинцев (2) 21
Илья Авербах (3) 20
Ролан Быков (2) 19
Роман Балаян (1) 19
Станислав Ростоцкий (2) 18
Александр Алов и Владимир Наумов (3) 16
Андрей Смирнов (1) 13
Татьяна Лиознова (1) 11
Александр Митта (2) 10
Петр Луцик (1) 9
Владимир Меньшов (1) 8
Иосиф Хейфиц (1) 7
Владимир Хотиненко (1) 7
Александр Прошкин (1) 7
Евгений Карелов (1) 7
Михаил Калатозов (2) 7
Петр Тодоровский (1) 6
Николай Досталь (1) 6
Сергей Овчаров (1) 6

Фильмы, собравшие более 1 голоса, баллы которых были учтены при составлении рейтинга режиссеров:

Печки-лавочки 5
Живет такой парень 5
Прощание 5
Время танцора 4
Мимино 4
Чистое небо 4
Телец 4
Урга 4
Дядя Ваня 4
Сибириада 4
Бесконечность 4
Чувствительный милиционер 4
Король Лир 3
Тема 3
Познавая белый свет 3
Несколько дней из жизни И.И.Обломова 3
Киндза-дза 3
Операция «Ы» 3
Армавир 2
Брат-2  2
Белый Бим черное ухо 2
Васса 2
Ваш сын и брат 2
Жестокий романс 2
Дом под звездным небом 2
Звонят, откройте дверь 2
Мир входящему 2
Объяснение в любви 2
Романс о влюбленных 2
Спорт, спорт, спорт 2
Счастливые дни 2
Три истории 2
Слуга 2
Тихие страницы 2
Чужая Белая и Рябой 2