(Самоопределение в семи главах с эпиграфом, прологом и эпилогом)
Эпиграф
Критик – человек, способный пойти на все.
Даже на заведомо плохой фильм.
Пролог
Я критикую – следовательно, сомневаюсь.
Я сомневаюсь – следовательно, мыслю.
Я мыслю – следовательно, существую.
Глава первая.
КРИТИКА
Критика – искусство скепсиса.
В критике важно не столько мнение, сколько сомнение.
Критика – это разбор произведения, а не разборка с его создателем.
Критическое противодействие – ответ на противоэстетическое действие.
Критика – кислота, уничтожающая все, кроме искусства.
Критика так же относится к искусству, как искусство к действительности.
Когда искусство опьяняет, критика отрезвляет.
Глава вторая.
КРИТИКИ
Критик – червь сомнения.
Не всякий, кто ругает – критик. Критик – тот, кто анализирует.
Когда критик анализирует фильм, фильм анализирует критика.
Критики отделяют зерна от плевел, киноведы сортируют зерна.
Кинокритик для фильма – как проявитель для кинопленки:
оба превращают скрытое в явное.
Если критик стоит на одной точке зрения, он мало чего стоит.
Чем ближе критик к одному полюсу фильма, тем дальше от другого полюса.
Если фильм не разбирает критика, критик разбирает его по косточкам.
Самый развязный язык – у беззубого критика.
Чем меньше критик знает, тем меньше понимает;
чем больше знает – тем больше не понимает.
Сколько критика ни прикармливай – все равно укусит.
Критик критику – критик.
Глава третья.
КРИТИКИ И КРИТИКУЕМЫЕ
Художник интуитивен – критик дискурсивен.
Художник токует – критик толкует.
Что у режиссера в подтексте, то у критика в тексте.
Если из ста рецензий одна неодобрительна, режиссер жалуется, что его картину все одобрили, а критика растоптала.
Недовольство критикой обратно пропорционально самокритичности автора.
Критик с режиссером скорее сопьются, чем споются.
Глава четвертая.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ КРИТИКАМ
Не стоит показывать режиссеру сразу язык и зубы – вдруг придется стиснуть челюсти?
Не стоит набирать в рот воды в плохие времена и плеваться ею в хорошие.
Не стоит бить лежачего – пусть фильм сперва поставят.
Если вы одновременно с кем-то вошли в зал после начала фильма, это ни о чём не говорит. Если вышли – говорит о многом.
Не так важно уметь отбирать фильмы, как важно уметь отбирать их у других отборщиков.
Если статуя ничего вам не говорит, это не значит, что она плоха.
Если говорит – срочно обратитесь к врачу.
Глава пятая
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РЕЖИССЕРАМ
Вместо замедленной съемки можно воспользоваться горячими финскими актерами.
Чтобы выиграть спор у критиков, их следует просто перебить.
Монтаж фильма лучше всего поручить начальнику отдела кадров.
Глава шестая.
КРИТИКИ И ЗРИТЕЛИ
Критики ценят новенькое, зрители – старенькое.
Что у зрителя на уме, то у критика на языке.
Если кино будет сниматься для критиков, кинематограф прогорит через год.
Если для зрителей – через десять лет.
Глава седьмая.
ФИЛЬМЫ
Число пустых мест в зале тем больше, чем больше пустых мест в фильме.
Если с фильма никто не ушел, это не значит, что он хорош.
Может быть, никто и не пришел.
Если в фильме нет хорошего парня, это не значит, что в нём нет ничего хорошего.
Некоторые фильмы не могут сойти с экрана лишь потому,
что слишком слабы.
Фильмы бывают бессмертные, живые, полуживые, полумертвые и мертвые. Мертвые – те, которые не смотрит уже никто. Полумертвые – те, которые не смотрит уже никто, кроме киноархивистов. Полуживые – те, которые можно посмотреть только на ретроспективах архивного кино. Живые – те, которые можно посмотреть в публичном доступе. Бессмертные – те, которые нельзя не посмотреть.
Эпилог
Кто не критикует, тот не сомневается.
Кто не сомневается, тот не мыслит.
Кто не мыслит, тот не существует.
Виктор Матизен