О критике

(Самоопределение в семи главах с эпиграфом, прологом и эпилогом)

Эпиграф

Критик – человек, способный пойти на все.
Даже на заведомо плохой фильм.

Пролог

Я критикую – следовательно, сомневаюсь.
Я сомневаюсь – следовательно, мыслю.
Я мыслю – следовательно, существую.

Глава первая.
КРИТИКА

Критика – искусство скепсиса.

В критике важно не столько мнение, сколько сомнение.

Критика – это разбор произведения, а не разборка с его создателем.

Критическое противодействие – ответ на противоэстетическое действие.

Критика – кислота, уничтожающая все, кроме искусства.

Критика так же относится к искусству, как искусство к действительности.

Когда искусство опьяняет, критика отрезвляет.

Глава вторая.
КРИТИКИ

Критик – червь сомнения.

Не всякий, кто ругает – критик. Критик – тот, кто анализирует.

Когда критик анализирует фильм, фильм анализирует критика.

Критики отделяют зерна от плевел, киноведы сортируют зерна.

Кинокритик для фильма – как проявитель для кинопленки:
оба превращают скрытое в явное.

Если критик стоит на одной точке зрения, он мало чего стоит.

Чем ближе критик к одному полюсу фильма, тем дальше от другого полюса.

Если фильм не разбирает критика, критик разбирает его по косточкам.

Самый развязный язык – у беззубого критика.

Чем меньше критик знает, тем меньше понимает;
чем больше знает – тем больше не понимает.

Сколько критика ни прикармливай – все равно укусит.

Критик критику – критик.

Глава третья.
КРИТИКИ И КРИТИКУЕМЫЕ

Художник интуитивен – критик дискурсивен.

Художник токует – критик толкует.

Что у режиссера в подтексте, то у критика в тексте.

Если из ста рецензий одна неодобрительна, режиссер жалуется, что его картину все одобрили, а критика растоптала.

Недовольство критикой обратно пропорционально самокритичности автора.

Критик с режиссером скорее сопьются, чем споются.

Глава четвертая.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ КРИТИКАМ

Не стоит показывать режиссеру сразу язык и зубы – вдруг придется стиснуть челюсти?

Не стоит набирать в рот воды в плохие времена и плеваться ею в хорошие.

Не стоит бить лежачего – пусть фильм сперва поставят.

Если вы одновременно с кем-то вошли в зал после начала фильма, это ни о чём не говорит. Если вышли – говорит о многом.

Не так важно уметь отбирать фильмы, как важно уметь отбирать их у других отборщиков.

Если статуя ничего вам не говорит, это не значит, что она плоха.
Если говорит – срочно обратитесь к врачу.

Глава пятая
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РЕЖИССЕРАМ

Вместо замедленной съемки можно воспользоваться горячими финскими актерами.

Чтобы выиграть спор у критиков, их следует просто перебить.

Монтаж фильма лучше всего поручить начальнику отдела кадров.

Глава шестая.
КРИТИКИ И ЗРИТЕЛИ

Критики ценят новенькое, зрители – старенькое.

Что у зрителя на уме, то у критика на языке.

Если кино будет сниматься для критиков, кинематограф прогорит через год.
Если для зрителей – через десять лет.

Глава седьмая.
ФИЛЬМЫ

Число пустых мест в зале тем больше, чем больше пустых мест в фильме.

Если с фильма никто не ушел, это не значит, что он хорош.
Может быть, никто и не пришел.

Если в фильме нет хорошего парня, это не значит, что в нём нет ничего хорошего.

Некоторые фильмы не могут сойти с экрана лишь потому,
что слишком слабы.

Фильмы бывают бессмертные, живые, полуживые, полумертвые и мертвые. Мертвые – те, которые не смотрит уже никто. Полумертвые – те, которые не смотрит уже никто, кроме киноархивистов. Полуживые – те, которые можно посмотреть только на ретроспективах архивного кино. Живые – те, которые можно посмотреть в публичном доступе. Бессмертные – те, которые нельзя не посмотреть.

Эпилог

Кто не критикует, тот не сомневается.
Кто не сомневается, тот не мыслит.
Кто не мыслит, тот не существует.

Виктор Матизен