Главным лауреатом «Ники» стал фильм Алексея Германа «Трудно быть богом», законченный его женой Светланой Кармалитой и сыном Алексеем Германом-младшим, и получивший при 10 номинациях 7 крылатых статуэток. У «Левиафана» Андрея Звягинцева было 11 номинаций, но премий оказалось две – как и у «Дурака» Юрия Быкова, имевшего 5 номинаций. И, наконец, одна статуэтка досталась «Испытанию» Александра Котта, у которого было 4 номинации.
Картина президента «Ники» Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» осталась без призов, тем самым подтвердив независимость голосования членов академии и подчеркнув зависимость результатов «Золотого Орла» от его учредителя Никиты Михалкова, признавшего лучшим фильмом года года свой «Солнечный удар».
Противостояние двух национальных премий на сей раз усугубилось тем, что Михалков в очередной раз отказался выдвигать свою картину на «Нику», а продюсеры германовской картины отказались представить ее на «Золотой Орел». А поскольку «михалковцы» чем дальше, тем больше не ходят в гости к «кончаловцам», те все чаще не заглядывают к «михалковцам», а общая часть электоратов двух национальных премий неуклонно сужается, то в страшном сне может пригрезиться вообразить, к чему все идет – к разделу национального кинематографа на две враждующие братские части, одна из которых будет сниматься на обычную негативную пленку, а другая – на позитивную. Это, кстати, выразительно проиллюстрировал Максим Галкин, переложивший «Левиафана» на оптимистический лад, так что в результате мэр городка, который в оригинале затравил героя фильма и уничтожил его дом, в позитивной копии мечтает его облагодетельствовать, а суд не отправляет на 15 лет в тюрьму, а постановляет переселить упирающегося автомеханика из халупы в роскошную квартиру. Похоже, что такого рода поправки и будут предлагать режиссерам-постановщикам наблюдательно-полицейские советы в театрах и на студиях, когда их введет министр Мединский, примеряющий на себя роль главного надзирателя за культурой – видимо, в надежде на то, что за эту роль Никита Михалков коленопреклоненно вручит ему «Золотого Орла».
Но пока до этого не дошло, у «Ники» с «Орлом» даже находятся обшие призеры. На сей раз – Роман Мадянов и Елена Лядова за роли в «Левиафане». Они же месяц назад стали также лауреатами премии кинокритики и кинопрессы «Белый Слон». Подобные хет-трики – редкость, но они свидетельствуют о том, что в глубине инициированного Никитой Михалковым раскола еще тлеет кинематографическое и национальное единство. Два других актерских приза достались Дарье Мороз («Дурак») и Леониду Ярмольнику («Трудно быть богом»).
Лучшим документальным (точнее, просветительским) фильмом признаны «Коктебельские камешки» Андрея Осипова, которые можно считать второй частью его же «Голосов», погрузивших зрителей в мир русской культуры Серебряного века. Из анимационных фильмов академикам «Ники» больше других пришелся по душе пришелся «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. «Нику» в номинации «Открытие года» получил Иван Твердовский-младший за «Класс коррекции». Среди выдвинутых на конкурс фильмов стран СНГ и Балтии ожидаемо победило «Племя» Мирослава Слабошпицкого (Украина), уже собравшее урожай международных призов. Сам режиссер на церемонию не прибыл, но передал, что надеется на победу будущего фильма Олега Сенцова, об освобождении которого из российской тюрьмы кинематографисты мира ходатайствуют так же упорно, как о выходе на свободу иранца Джафара Панахи, отбывающего срок заключения в своем доме.
Остается назвать внеконкурсные награды. Премия за вклад в кинематографические науки, критику и образование присуждена экс-директору Музея кино, выдающемуся киноведу Науму КЛЕЙМАНУ. Специальным призом Совета Академии за вклад в отечественный кинематограф награжден замечательный кинодраматург Юрий Клепиков, написавший сценарии «Аси Клячиной», «Восхождения» и «Пацанов». Премии «За честь и достоинство» (вручать ее вышли Инна Чурикова и Наина Ельцина) удостоена Лия Ахеджакова, произнесшая пылкую речь, в которой посоветовала кинематографистам опять перейти с русского языка на эзопов, которым оно виртуозно пользовалось в годы недремлющей советской цензуры.
28-я церемония «Ники» завершилась гимном богине победыв исполнении Тамары Гвердцители, чей голос буквально сотрясал стены Театра фольклора, в котором проходило торжество.