Антон Долин начинает берлинские дневники, рассказывая о программе первого крупного международного кинофестиваля года.
Берлинале всегда рождает интригу, иногда неожиданную. И не в том дело, что всех так уж волнует судьба «Золотого медведя»: вот в прошлом году его дали Дяо Инаню за довольно неординарный неонуар «Черный уголь, тонкий лед», но ничего принципиально в кинематографе (кажется, даже китайском) от этого не изменилось. Однако здесь, на первом по-настоящему крупном кинофоруме — и кинорынке! — года, продюсерам и режиссерам удается отыскать и застолбить новые тенденции. Именно в Берлине иногда звучат самые громкие фильмы наступившего сезона. Для примера: «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона дал старт прошлогоднему Берлинале, а «Серебряного медведя» за режиссуру тогда дали Ричарду Линклейтеру за его «Отрочество». Сегодня они конкурируют за «Оскара», их посмотрели и все еще обсуждают зрители по всему миру.
Дать предварительный прогноз, взглянув на программу юбилейного, 65-го Берлинале, еще сложнее, чем обычно. Самый, возможно, ожидаемый фильм конкурса — «Рыцарь кубков» Терренса Малика с Кристианом Бейлом и Натали Портман в главных ролях (актеры обещают приехать, традиционно скрывающийся от прессы режиссер — вряд ли). Американский гений, у которого своя история взаимоотношений с Берлином — тут он получал золото за «Тонкую красную линию» в 1998-м, — совсем недавно оказался на гребне волны, сформировав в сотрудничестве с выдающимся оператором Эммануэлем Любецки новый сладостный стиль в «Древе жизни» и победив в Каннах. Но уже его следующая работа, «К чуду», провалилась с треском и в прокате, и на фестивалях, и даже среди обычно лояльных критиков. Станет ли «Рыцарь кубков» реабилитацией классика или опять разделит зрителей, узнают ли себя на экране актеры, можно ли будет разглядеть за «потоком сознания» (так описывают это зрелище инсайдеры) мало-мальский сюжет, пока неясно.
Вообще, американского кино в Берлине будет меньше обычного, зато хозяева фестиваля покажут себя со всех сторон. В конкурсе — великий и ужасный Вернер Херцог с «Королевой пустыни», где роль исследовательницы Ближнего Востока Гертруды Белл исполнила Николь Кидман, а рядом с ним — скромнейший и тончайший представитель более молодого поколения Андреас Дрезен с драмой «Как мы мечтали». Тут же, но вне конкурса — патриарх Вим Вендерс с лирической мелодрамой «Все будет хорошо» с Шарлоттой Генсбур и Джеймсом Франко (почему-то это все в 3D), а также Оливер Хиршбигель, косвенно продолжающий в новой ленте «Эльзер» тему своего нашумевшего «Бункера»: на сей раз его герой — не сам фюрер, а плотник из Швабии, совершивший на Гитлера покушение в 1939-м.
Среди спорных, но всегда интересных авторов — Питер Гринуэй с «Эйзенштейном в Гуанахуато». В вольном рассказе о мексиканском вояже советского режиссера, судя по опубликованным кадрам, будет затронута его нетрадиционная сексуальная ориентация — как бы ни возмущался помогавший Гринуэю Госфильмофонд России. Попробует переосмыслить наследие кинематографа — возможно, в столь же провокационном ключе — и француз Бенуа Жако, вслед за Жаном Ренуаром и Луисом Бунюэлем рискнувший экранизировать скандальный роман Октава Мирбо «Дневник горничной»; в главной роли — секс-символ современной Франции Леа Сейду («Жизнь Адель», «Красавица и чудовище»). Многого ждут и от опального иранца Джафара Панахи, получившего по политическому делу пять лет домашнего ареста и двадцатилетний запрет на съемки кино. Тот тем не менее ухитрился снять в заключении уже третий по счету и вновь безбюджетный фильм, сыграв там главную роль: называется он «Такси». Укомплектуют конкурс ленты из Испании, Китая, Японии, Гватемалы, Вьетнама и Чили (сразу два конкурсных фильма, один из них документальный).
Какой из этой эклектичной и яркой программы можно сделать вывод? Разве что один: Россия снова вошла в кинематографическую моду. Пока мир судачит о «Левиафане», а Кончаловского награждают в Венеции, чуткий к тенденциям Берлинале приглашает по российской картине буквально в каждую из программ. А ведь в прошлом году, помните, обошлись единственным скромным мультфильмом «Мой личный лось».
В конкурсе — Алексей Герман (отныне, увы, не младший, а единственный) с картиной, над которой работал несколько лет: «Под электрическими облаками» — первый для режиссера опыт исследования современной ему реальности, среди актеров — Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова. В «Панораме» рядом с такими мастерами, как бразилец Вальтер Саллес и американец Хэл Хартли, — дебютантка Наталья Кудряшова с психологической драмой из жизни ее ровесников, нынешних наследников исчезнувшего СССР, «Пионеры-герои». В «Форуме» — первый за десятилетия калмыцкий фильм, появившийся на международной арене, и снова дебют режиссера-женщины, поэтичные и медитативные «Чайки» Эллы Манжеевой. Плюс две ленты в конкурсе детского и подросткового кино Generation — «14+» Андрея Зайцева и «Небесный верблюд» Юрия Фетинга, а также еще две короткометражки: анимационная «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и игровая «Вышивальщица» Люси Матвеевой. Какую Россию скрывают «электрические облака» этих, судя по всему, совершенно разных картин, пока судить трудно — но очевидно, что зрителям со всего мира очень любопытно этот ландшафт для себя открыть.
Не вишенкой на торте, а настоящим идейным центром этой откровенно русофильской линии станет торжественное награждение создателя московского Музея кино Наума Клеймана «Берлинской камерой» за вклад в кинематограф. После церемонии публике будет показан документальный фильм Татьяны Брандруп «Кино: Общественное дело», посвященный непосредственно судьбе музея. Там как раз можно будет отдохнуть душой от самой громкой премьеры Берлинале — «50 оттенков серого». Она состоится накануне при участии съемочной группы и, можно не сомневаться, переполненном зале. К счастью, вне конкурса: одиозная экранизация садомазохистского романа для домохозяек претендует на зрительские кошельки, но не на призовых «Медведей». А их судьбу жюри, возглавляемое американцем Дарреном Аронофски, определит к вечеру 14 февраля.