А. К. Бернатоните
Томский государственный
педагогический университет,
Россия
В статье затронут ряд проблем, касающихся истории Московского международного кинофестиваля и современной ситуации, связанной с расширением смыслового поля конкурсных фильмов. В процессе сбора статистических данных о программе кинофестиваля на протяжении 40 лет выявлены не только организационные и идейные аспекты изменения принципов отбора конкурсных фильмов, но и учтён факт участия в программе известных режиссёров и фильмов; прослежено, какие страны и сколько раз получали главные призы, какие фильмы, оставившие заметный след в истории кино, были показаны на Московском кинофестивале в разное время. В статье полностью проанализирована специфика стиля и семантическая составляющая фильмов, показанных на последнем, юбилейном Московском кинофестивале. В результате анализа конкурсных фильмов выявлен ряд стилистических и семантических тенденций, характерных для современной ситуации в кино. Показано, что сегодня делается явный акцент на патриотизм, в связи с чем актуализируется военная тема, которая связана с социальной и духовной нестабильностью мира. Намечается тенденция, связанная с углублением реалистических приёмов в кино. Современный кинематограф часто обращается как к классике, так и к реалиям сегодняшнего дня и не боится экспериментов.
Ключевые слова: кинофестиваль, конкурсная программа, современный кинопроцесс, тема войны в кино, эмоциональное сопереживание, моральный посыл, десакрализация, киноинтерпретация классической литературы.