КИТ С ШЕСТЬЮ СЛОНАМИ

Белый слонВручены премии кинокритики и кинопрессы за 2014 год

Виктор Матизен

Главным призером торжественной церемонии вручения премии «Белый слон», прошедшей в Доме кино, стал «Левиафан» Андрея Звягинцева – 6 наград из 8 номинаций. Такое количество номинаций за все время существования премии получали «Свои» Дмитрия Месхиева (2004) и «Нежный возраст» Сергея Соловьева (2001), но «Слонов» им досталось меньше. Рекордсменом по числу призов (семь) остался «Телец» Александра Сокурова (2001).

Последняя картина Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом» год назад была отмечена почетным призом, а в этом году была номинирована в «частных» разрядах и получила две статуэтки – поистине за выдающуюся работу художников Георгия Кропачева, Сергея Коковкина и Елены Жуковой (для нее это пятая номинация и вторая награда), а также операторов Юрия Клименко (соответственно седьмая и вторая) и покойного Владимира Ильина. В операторской номинации выбор был наиболее трудным – с Ильиным и Клименко сошлись Михаил Кричман («Левиафан»), натурные съемки которого подняли картину до высот античной трагедии, и Леван Капанадзе («Испытание»), передавший на экране фантастическое светоцветовое разнообразие казахской степи. Но наибольшее впечатление на критиков произвел монохромный (если угодно, «пятьдесят оттенков серого») визуальный ряд германовского фильма с завораживающим движением камеры.

Еще одним рекордсменом «Белого слона» стал композитор Алексей Айги, номинированный в седьмой раз – его музыка к «Испытанию» по числу голосов опередила превосходную работу Виктора Лебедева в «Трудно быть богом» (бОльшую ее часть Герман не включил в фильм, оставив лишь финал с врезающейся в память мелодией), и блестящее музыкальное сопровождение «Звезды» Анны Меликян, выполненное Алиной Орловой, Игорем Вдовиным и Анной Соловьевой. В двух актерских номинациях «Белый слон» совпал с «Золотым орлом» – приз за лучшую женскую роль получила Елена Лядова (это ее третья номинация на «Слона» и третья награда), а за лучшую мужскую роль второго плана (или, как говорят в Голливуде, «поддерживающую» роль) – Роман Мадянов (третья номинация, вторая награда). Третий актерский приз «Левиафану» – за лучшую мужскую роль – был присужден Алексею Серебрякову, который поблагодарил экспертный совет премии в видеообращении из Канады. Приз сопровождался сюрпризом, который прислал Серебрякову из Лос-Анжелеса его почитатель Олег Видов, в прошлом – звезда советского экрана. Лучшей актрисой в поддерживающей женской роли второй раз признана Наталья Суркова («Дурак»).

Совпадение «Слона» и «Орла» в частных разрядах, где кинематографисты голосуют в соответствии с художественным вкусом, и расхождение в «общей» номинации «лучший» фильм, где у «орлят» вступают в силу иные соображения, в очередной раз подчеркивают зависимость “Золотого орла” от своего родителя Никиты Михалкова. Ведь его «Солнечный удар» собрал в прессе десятки уничижительных отзывов, в прокате – менее 2 млн. долларов при бюджете более 20 млн., но при таком двойном провале был награжден на «Золотом орле» как лучший фильм года. В рамках «Белого слона» с недавних пор присуждается премия молодых критиков «Голос», показывающая сходство и различие эстетических предпочтений разных генераций. На этот раз стар и млад оказались едины – младшие и старшие вручили приз за лучший дебют. Младшие свою премию – фильму Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда», выделив также его драматурга Любовь Мульменко, написавшую сценарии еще к двум интересным лентам прошедшего сезона – «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой и «Еще один год» Оксаны Бычковой.

Премия за лучший документальный фильм досталась двум картинам. «Героями» первой – «На пороге страха» Герца Франка и Марии Кравченко (великий режиссер-документалист скончался в прошлом году, и работа была завершена его соавтором) – являются отбывающий пожизненное заключение убийца Ицхака Рабина и вышедшая за него замуж в тюрьме женщина из России, а героями второй – «Срок», снятой Павлом Костомаровым, Александром Расторгуевым и Алексеем Пивоваровым, – видные представители оппозиции, в том числе Алексей Навальный и Ксения Собчак. Премии имени Мирона Черненко был удостоен еще один документальный фильм – «Дмитриев» Ивана Твердовского-старшего, посвященный памяти главного хранителя Госфильмофонда Владимира Дмитриева. Специальным дипломом за независимый характер был награжден фестиваль документального кино «Артдокфест», возглавляемый Виталием Манским, а приз за лучший анимационный и – в данном случае – анималистический фильм вручен «Моему личному лосю» Леонида Шмелькова.

Церемония прошла в непринужденной обстановке: атмосферу в зале стихийно «зажгли» танцевальные пары, в одной из которых отличился известнейший киновед Кирилл Разлогов, а на сцене блистали красноречием и эффектными прикидами Светлана Ходченкова и Давид Шнейдеров. Приятной неожиданностью, в том числе для самого «вручанта», стало появление в этой роли одного из двух основателей премии кинокритики и кинопрессы Марка Рудинштейна, который показал «Белого Слона» за режиссуру переданному из Америки видеоизображению Андрея Звягинцева и своим хриплым басом произнес яркий спич. Сквозной же темой критического торжества стала государственная кинополитика, главным образом пресловутый «закон о мате», названный «шахом российскому кинематографу», и отложенный в ящик проект постановления о запрете проката фильмов, «порочащих российскую культуру», – их, можно сказать, крыли благим матом, но без употребления общеизвестных запретных слов.