Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, судившее конкурсную программу «Вислы», наградило дипломом беспощадную драму Анны Казеяк «Обещание», а приз «Слон» вручило знаменитому актеру и режиссеру Ежи Штуру за картина «Гражданин», снятую на материале послевоенной польской истории в редком жанре трагифарса. Приз зрительских симпатий поделили «Боги» Лукаша Пальковски (фильм, рассказывающий о первой в Польше пересадке сердца, выполненной в 1985 году хирургом Збигневом Религой), и сентиментальная драма Яцека Лусиньски «Карт-бланш» о слепнущем учителе истории.
«Обещание» Анны Казеяк (это ее второй полнометражный игровой фильм после «Крылатых свиней») исполнено в строго реалистическом ключе. Невинный поцелуй между одноклассницей героини и ее френдом (слово «возлюбленный» явно не подходит) вызывает у главной героини Лилианы (Элиза Рицембел) столь неадекватную реакцию, что она, по сути, вдохновляет своего слабовольного дружка на убийство приятельницы и пытается замаскировать участие в преступлении. При этом режиссер не играет шокирующими деталями и не предлагает психоаналитических версий случившегося, а всего лишь погружает нас в атмосферу одиночества, неуверенности и отчаяния, в котором пребывает героиня, погруженная в это состояние не без участия (точнее, безучастия) взрослых.
Наряду с «Обещанием» в конкурсе участвовали еще две психологические драмы – «Карт-бланш» Яцека Люсиньски с Анджеем Хырой в главной роли слепнущего учителя и «Тело» Малгожаты Шумовской, удостоенное в Берлине «Серебряного медведя» за режиссуру. Достойные картины, но без открытий, которые могли бы преодолеть скептический барьер в головах «насмотренных» представителей критического цеха.
Рассчитывать на успех среди профессиональных скептиков могли бы «Собачье поле» известного визионера Леха Маевского и бесшабашная смесь бадди- и роуд-муви «Как совершенно исчезнуть» Пшемыслава Войцешека, но закадровое чтение строф «Божественной комедии» на фоне статичных символических картин с ангелами и голубками при полном отсутствии всякого действия в первом случае и бесконечная бесцельная гульба двух случайных подруг по ночному городу, заканчивающаяся ожидаемым с первых кадров сексом, при всей одаренности режиссеров вдохновения не вызывают.
Иное дело «Боги» с прекрасным и фактурным Томашем Котом в главной роли выдающегося хирурга, осуществившего пересадку сердца вопреки многочисленным препятствиям, в том числе не имеющим никакого отношения к медицине. Зрители вообще любят экранные победы героев над собой и над обстоятельствами, а тут разворачивается документальная по сути история, да еще взывающая к чувству сердечного сострадания в буквальном смысле. Неудивительно, что после финальных титров зал устроил картине овацию.
И, наконец, «Гражданин» – гротескная история человека без лица (отсутствие оного символически подчёркнуто тем, что на протяжении фильма герой по имени Ян Братек лежит в больнице в гипосовой маске, а действие разворачивается ретроспективно). Он является не субъектом, а объектом истории и регулярно попадает в передряги, которые не мог себе и представить. При этом автор картины иронизирует над всем – над польским социализмом, над представителями госбезопасности, над диссидентами, над деятелями «Солидарности», а также над собой и своим сыном Мацеком, исполняющими роль Братека.