
В рамках Выходных швейцарского кино 10-11 октября в Центре документального кино состоялась встреча с двумя людьми, которые не только знают о кино, в частности о документальном, многое, но и имеют собственный подход к его пониманию и оценке.
Российского режиссёра Марину Разбежкину и швейцарского кинокритика Лучано Баризоне сложно назвать оппонентами — они сходятся по многим вопросам. В результате состоявшийся диалог сформировал у слушателей единое видение таких проблем, как «что такое хорошее кино?», «в чем задача режиссёра-документалиста?», «существует ли доброе документальное кино и нужно ли оно?».
Лучано Баризоне, директор кинофестиваля Visions du Réel:
- Хорошее кино, не только документальное, но и художественное, не должно учить зрителя, иначе оно превращается в пропаганду. Кино должно ставить вопросы, а не давать готовые ответы.
- Посредством кино режиссёр открывает перед зрителем дверь и впускает его в свой мир. Быть зрителем означает найти своё место в фильме. Если кино настолько целостно и однозначно, что для зрителя не остаётся в нём места, то такое кино сложно назвать хорошим. С первых десяти минут вовсе не обязательно раскрывать о чём фильм — кино должно быть загадкой для зрителя, чтобы хотелось досмотреть.
- Кино говорит с нами языком визуальных образов, но жизнь — это всегда нечто больше. Задача режиссёра — указать на то, что осталось за кадром, показать незримое, включить общий контекст, который важен для понимания описываемых посредством кино вопросов. Любое хорошее кино должно включать в себя ту невидимую часть жизни, о которой мы можем догадываться, но без которой утратится целостность восприятия.
- Развитие технологий влияет на демократизацию кинопроцесса — у режиссёров становится больше свободы самовыражения и они больше экспериментируют. Сегодня вы можете снять документальный фильм на айфон, появилось монтажное кино, которое делают не выходя из дома — его собирают из роликов с Youtube.
- Документальному кино не нужно быть «добрым», ибо мир сам по себе отнюдь не прекрасен. Если сегодня все сложилось отлично, это не означает, что завтра будет также хорошо. Нужно просто быть к этому готовым.
Марина Разбежкина, руководитель Школы документального кино и театра:
- В качественном документальном кино вся съёмочная группа «проживает жизнь» вместе с героями. Режиссёр не должен давать в фильме готовую концепцию и финальное видение ситуации, да ещё и с её нравственной оценкой. Задача режиссёра — провести зрителя теми исследовательскими тропами, которыми прошёл сам автор фильма, и дать возможность зрителю самому сделать выводы.
- Хорошее документальное кино — это не кино прямых смыслов, которые считываются на поверхности. Задача режиссёра — пойти дальше, заглянуть за очевидный поверхностный слой жизни, выявить скрытые мотивы и противоречия человеческих поступков и общественного устройства.
- Перед современными режиссёрами стоит непростая задача поиска новых форм для описания новой актуальной реальности. Самая серьёзная проблема возникает тогда, когда современность пытаются описать старыми методами, киноязыком прошлого века.
- Важно отметить значительный феномен XXI века, который пришёл к нам с развитием технологий: сегодня каждый обладает тем или иным средством записи видео, и наблюдателей жизни становится на порядок больше, чем людей, которые просто эту жизнь проживают. Мы живем в эпоху, когда жизненный факт признается случившимся, только если его запечатлели посредством цифровых камер или телефонов.
- Перед режиссёром-документалистом часто встают вопросы морального выбора, особенно если он затрагивает болезненные стороны жизни — помочь своим героям справиться с ситуацией или остаться сторонним наблюдателем, зафиксировав борьбу героя с ситуацией максимально полно и остро. Это выбор самого режиссёра. Но важно понимать, что режиссёр поможет один раз и уйдёт, а ситуация и проблема останутся и фильму будет нанесён ущерб.
-
«Доброго» документального кино не бывает — кино должно стремиться показывать жизнь, как она есть, не пытаясь развлечь или вселить напрасные надежды на хэппи энд. Индустрия развлечений прекрасно справляется с этой задачей и документальному кино нечего делать на этом поприще. А вот показать, что жизнь — это непростая, очень сложная, а иногда и трагическая вещь — вот задача документалистики.