Екатерина Чимирис. Хорошее кино добрым не бывает

В рамках Выходных швейцарского кино 10-11 октября в Центре документального кино состоялась встреча с двумя людьми, которые не только знают о кино, в частности о документальном, многое, но и имеют собственный подход к его пониманию и оценке.

Российского режиссёра Марину Разбежкину и швейцарского кинокритика Лучано Баризоне сложно назвать оппонентами — они сходятся по многим вопросам. В результате состоявшийся диалог сформировал у слушателей единое видение таких проблем, как «что такое хорошее кино?», «в чем задача режиссёра-документалиста?», «существует ли доброе документальное кино и нужно ли оно?».

Лучано Баризоне, директор кинофестиваля Visions du Réel:

  1. Хорошее кино, не только документальное, но и художественное, не должно учить зрителя, иначе оно превращается в пропаганду. Кино должно ставить вопросы, а не давать готовые ответы.
  2. Посредством кино режиссёр открывает перед зрителем дверь и впускает его в свой мир. Быть зрителем означает найти своё место в фильме. Если кино настолько целостно и однозначно, что для зрителя не остаётся в нём места, то такое кино сложно назвать хорошим. С первых десяти минут вовсе не обязательно раскрывать о чём фильм — кино должно быть загадкой для зрителя, чтобы хотелось досмотреть.
  3. Кино говорит с нами языком визуальных образов, но жизнь — это всегда нечто больше. Задача режиссёра — указать на то, что осталось за кадром, показать незримое, включить общий контекст, который важен для понимания описываемых посредством кино вопросов. Любое хорошее кино должно включать в себя ту невидимую часть жизни, о которой мы можем догадываться, но без которой утратится целостность восприятия.
  4. Развитие технологий влияет на демократизацию кинопроцесса — у режиссёров становится больше свободы самовыражения и они больше экспериментируют. Сегодня вы можете снять документальный фильм на айфон, появилось монтажное кино, которое делают не выходя из дома — его собирают из роликов с Youtube.
  5. Документальному кино не нужно быть «добрым», ибо мир сам по себе отнюдь не прекрасен. Если сегодня все сложилось отлично, это не означает, что завтра будет также хорошо. Нужно просто быть к этому готовым.

Марина Разбежкина, руководитель Школы документального кино и театра:

  1. В качественном документальном кино вся съёмочная группа «проживает жизнь» вместе с героями. Режиссёр не должен давать в фильме готовую концепцию и финальное видение ситуации, да ещё и с её нравственной оценкой. Задача режиссёра — провести зрителя теми исследовательскими тропами, которыми прошёл сам автор фильма, и дать возможность зрителю самому сделать выводы.
  2. Хорошее документальное кино — это не кино прямых смыслов, которые считываются на поверхности. Задача режиссёра — пойти дальше, заглянуть за очевидный поверхностный слой жизни, выявить скрытые мотивы и противоречия человеческих поступков и общественного устройства.
  3. Перед современными режиссёрами стоит непростая задача поиска новых форм для описания новой актуальной реальности. Самая серьёзная проблема возникает тогда, когда современность пытаются описать старыми методами, киноязыком прошлого века.
  4. Важно отметить значительный феномен XXI века, который пришёл к нам с развитием технологий: сегодня каждый обладает тем или иным средством записи видео, и наблюдателей жизни становится на порядок больше, чем людей, которые просто эту жизнь проживают. Мы живем в эпоху, когда жизненный факт признается случившимся, только если его запечатлели посредством цифровых камер или телефонов.
  5. Перед режиссёром-документалистом часто встают вопросы морального выбора, особенно если он затрагивает болезненные стороны жизни — помочь своим героям справиться с ситуацией или остаться сторонним наблюдателем, зафиксировав борьбу героя с ситуацией максимально полно и остро. Это выбор самого режиссёра. Но важно понимать, что режиссёр поможет один раз и уйдёт, а ситуация и проблема останутся и фильму будет нанесён ущерб.
  6. «Доброго» документального кино не бывает — кино должно стремиться показывать жизнь, как она есть, не пытаясь развлечь или вселить напрасные надежды на хэппи энд. Индустрия развлечений прекрасно справляется с этой задачей и документальному кино нечего делать на этом поприще. А вот показать, что жизнь — это непростая, очень сложная, а иногда и трагическая вещь — вот задача документалистики.

Источник
About redactor