Это история о Дмитрии Консовском — брате Алексея Консовского, сыгравшего принца в «Золушке»
На завершившемся XXI Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» наибольшее количество призов получила документальная лента «Волшебный комсомолец» Анны Булгаковой. Она названа «Лучшим документальным фильмом».
Анна Булгакова рассказала о трагической судьбе актера Дмитрия Консовского. Он был родным братом Алексея Консовского – знаменитого «принца» из фильма «Золушка» 1947 года. Детали шокирующего дела мы узнаем из рассказов внука Дмитрия Консовского, решившего узнать правду о жизни деда. Он получил доступ к архивам и собственными глазами увидел то, что привело к драматической развязке. Когда-то Дмитрий учился он в Вахтанговской студии, работал у Мейерхольда, снимался в кино и стал олицетворением романтического героя 30-х годов прошлого столетия. Он должен был сыграть Гришу Фокина в фильме «Строгий юноша» Абрама Роома по сценарию Юрия Олеши, изначально называвшемуся «Волшебный комсомолец». Главная роль и писалась в расчете на Консовского. Дмитрий успел сняться в половине фильма, съездил с группой в Одессу. Но в ночь с 3 на 4 декабря 1934 года «волшебный комсомолец» был арестован по надуманному обвинению в контрреволюционных и антисоветских разговорах, преклонении перед Гитлером. В деле записано, что нос у Консовского обыкновенный, прочих примет нет. И это про актера изумительной внешности. Фотография, которая прилагалась к документам, стала последним его изображением. Абрам Роом ждал Дмитрия всю зиму и только потом пригласил другого актера. Давая показания Консовский усугубил ситуацию, сказав (если он действительно это сделал), что принцип демократизма нарушен, что в стране большое количество нищих. Все это приблизило трагический финал. В 1938 году Дмитрий Консовский умер в лагерном стационаре, не дожив до расстрела 12 дней. Анне Булгаковой удалось найти хронику, говорящую лучше любых слов, запечатлевшую стремительную жизнь страны очень эмоционально.
«Волшебный комсомолец» – не единственная на «Сталкере» картина, снятая режиссером-женщиной. Как заметил член жюри — кинорежиссер Вадим Абдрашитов, в те годы, когда он сам учился на режиссерском факультете ВГИКа, в эту профессию шли в основном мужчины. А теперь преобладают девушки, в том числе и в его собственной мастерской во ВГИКе. И в операторы идут в основном женщины.
В конкурсе игрового кино жюри признало лучшим фильмом «Пионеров-героев» дебютантки Натальи Кудряшовой. Член жюри, кинорежиссер Евгений Цымбал охарактеризовал его, как социологически точный срез жизни поколения 80-х, деликатное использование психоанализа в кино. .
Приз «Сталкер» за свой второй, считающийся дебютным, фильм «14+» получил Андрей Зайцев. Это очень профессиональная и искренняя картина о зарождении чувств, первой влюбленности. В короткометражном конкурсе отметили «Настю» Кирилла Плетнева — актера, осваивающего режиссерское дело. Когда его фильм показывали на фестивале, у Кирилла родился сын.
Спецприза имени Анатолия Приставкина удостоена и одна из самых актуальных в наши дни картин «No comment” Артема Темникова. Он тоже дебютант, пришел в кино из тележурналистики. Ему удалось объездить полмира, побывать в качестве корреспондента в горячих точках. Артем рассказал о молодом европейце, который полюбив красавицу-мусульманку, попал под влияние радикальных исламистов и оказался в Чечне. Главную роль сыграл повзрослевший Леонард Проксауф, ребенком снимавшийся в «Белой ленте» Михаэля Ханеке. От выдающегося австрийского режиссера в картину Темникова перешли и другие исполнители. Александр Котт отмечен «Сталкером» имени драматурга Валерия Фрида за сценарий фильма «Инсайт». Будучи режиссером картины, ставшей для него очень личным высказыванием, он уже во второй раз получил награду как кинодраматург. До этого — на фестивале российского кино во французском Онфлере. «Инсайт» – история молодого человека, в один миг потерявшего зрение. От отчаяния его спасает только встреча с женщиной, работающей в больнице. В главной роли снялся Александр Яценко, сумевший выполнить очень сложную задачу — без фальши показать на экране незрячего человека.
«Ангелы революции» Алексея Федорченко отметила своей наградой Гильдия кинорежиссеров России. Много лет ее возглавляет классик Марлен Хуциев. Он же — президент «Сталкера». Осенью ему исполнилось 90 лет. Но тогда Марлен Мартынович находился в киноэкспедиции, снимал завершающие кадры своего фильма «Невечерняя». Поэтому никаких торжеств по случаю юбилея не было. На фестивале ему вручили почетного «Сталкера». Многие в тот момент прослезились. Непонятно только одно, почему уникальный мастер, автор фильмов «Весна на Заречной улице» и «Застава Ильича», проживший большую и славную жизнь в искусстве, не был награжден высокими правительственными наградами по случаю юбилея. Его коллеги получают ордена и медали первой степени, принимаются на самом высоком уровне, а Хуциев остается в тени. А руководству Союза кинематографистов РФ не приходит в голову подать соответствующие документы в высшие инстанции.