В этом году в конкурсную программу Фестиваля польских фильмов «Висла» вошло двенадцать лучших польских картин последних двух лет. Фильмы будут оценивать как зрители, так и профессиональное жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, возглавляемое Виктором Матизеном.
Возглавляет конкурсную программу абсолютный кинотеатральный хит прошедшего сезона –фильм “Боги” Лукаша Пальковского. История жизни знаменитого польского кардиохирурга Збигнева Религи и проведенной им первой в Польше операции по пересадке сердца заслужила именно такой экранизации – точной как хирургический скальпель, многогранной и динамичной. Хирург, бунтарь, визионер и гений, который для спасения человеческой жизни готов был свернуть на своем пути горы и бросить вызов Богу – именно таким помнят Религу его современники и таким увидят его зрители. Виртуозная актёрская работа исполнителя роли Религи Томаша Кота, тщательно проработанный сценарий, профессиональная реализация – это только некоторые составляющие успеха фильма. В конкурсную программу Фестиваля не мог не войти новый фильм Малгожаты Шумовской «Body/Тело», завоевавший в этом году Серебряного медведя на кинофестивале в Берлине за лучшую режиссёрскую работу . Создательница «33 сцен из жизни» снова обращается к теме смерти и её переживания, но на этот раз сосредотачивается на вместилище души – человеческом теле. Шумовска сталкивает на экране разное отношение к телесности – циничный прокурор видит смерть ежедневно, имея с ней практически физическую связь, его больная анорексией дочь пытается разрушить свою телесную оболочку, а её терапевт, обладающая способностью связываться с астральными телами – душами умерших, давно перестала заботиться о собственном теле. Всех их объединяет только боль утраты близкого человека, страдание одинокой души, заключённой в теле. О том как его несовершенство нашего тела может перевернуть жизнь, рассказывает следующая фестивальная картина «Карт-Бланш» Яцека Люсиньского. В фильме представлена основанная на фактах история учителя средней школы Кацпера, у которого внезапно обнаруживается тяжелая наследственная болезнь, вызывающая постепенную потерю зрения. И хотя прогнозы врачей неутешительны, Кацпер принимает решение скрыть от руководства школы свой диагноз и продолжает вести уроки во вверенном ему выпускном классе. Единственный, кто знает о его проблемах со здоровьем – это Виктор, его лучший друг, который считает поступок Кацпера рискованным и безрассудным. Однако благодаря упорству и самодисциплине полуслепому учителю истории удаётся не только справиться со своими обязанностями, но и помочь своим ученикам повзрослеть. Ещё один фильм о взрослении– «Обещание» Анны Казеяк идеально вписывается в дискуссию о современной молодежи, которая в последнее время часто появляется в польском кино. В жизнь обычных учеников обычной средней школы, режиссер вплетает мотив убийства. Фильм показывает как легко манипуляция и обиженное самолюбие могут привести к трагедии. «Это не обычная криминальная история, а, в первую очередь, психологическая драма» – говорит в одном из интервью Анна Казеяк. Следующий конкурсный фильм – «Фотограф» Вальдемара Кшистека, автора хорошо известных зрителям фильмов «Малая Москва» и «80 миллионов», а также сериала «Анна Герман», также соединяет в себе жанр криминала и психологической драмы. Действие фильма разворачивается в современной Москве, где действует таинственный серийный убийца , не оставляющий в живых свидетелей своих преступлений. Единственный след ведёт в бывший гарнизон Советской Армии в польской Легнице, к событиям, произошедшим там в 70-е годы. Вынужденная командировка в Польшу становится путешествием в прошлое, а попытки раскрыть преступление открывают давно забытые секреты. Наших зрителей наверняка порадует факт, что ведущие роли Кшистек отдал российским актёрам – в фильме снимаются Татьяна Арнтгольц, Александр Балуев, Марат Башаров, Артём Ткаченко. За статуэтку «Слона» поборется также дебют Михала Отловского «Езёрак» – очередная в конкурсе этого года криминальная драма. Действие фильма разыгрывается на живописных мазурских озерах. Темная гладь воды скрывает секреты и преступления, распутать которые пытается главная героиня – сотрудница местной полиции Иза Дерень. Расследование случайной перестрелки в лесу, убийства проститутки и исчезновения двух полицейских, один из которых является гражданским мужем Изы и отцом близнецов, которые должны скоро родиться, приводит к неожиданным результатам, а все следы ведут к таинственному загородному пенсионату «Езёрак». Сможет ли Иза в одиночку справиться с секретами прошлого, примириться с настоящим и вернуть себе уверенность в завтрашнем дне? Отловски мастерски плетет интригу и вместе со зрителем ищет ответ на этот вопрос. Ещё один дебют в программе «Вислы» – «Хардкор диско» Кшиштофа Сконечного – представляет зрителям современный, полный контрастов мегаполис, зажиточных родителей и их поглощённых гедонизмом детей, которые живут сегодняшним днём, не замечая, что вокруг них нарастает гнев и напряжение, близкое к взрыву. Главный герой фильма Марцин, приехавший из провинциального городка в большой город, знакомится с Олей. Девушка вводит его в мир наркотиков, бесконечных богемных тусовок и нелегальных автогонок, не подозревая , что в голове парня зреет план мести. Совсем другой облик Польши показывает новый фильм Яна Якуба Кольского «Сердце, сердечко». Автор «Венеции» и «Жасмина» приглашает нас в путешествие по польским провинциальным городам вместе с маленькой девочкой Машей, которая сбежала из детского дома, чтобы попасть на экзамен в балетную школу, и её эксцентричной воспитательницей Кордулей. «Сердце, сердечко» – это искренний и тёплый фильм о силе любви и о том, что никогда не поздно осуществлять свои мечты. В путешествие во времени приглашает нас новая картина Ежи Штура «Гражданин». В этом фильме Ежи Штур, со свойственной ему многогранностью, является одновременно режиссёром, автором сценария и исполнителем главной роли. В одном из своих интервью он сказал, что вдохновением для сценария послужила его собственная жизнь. Герой фильма и современник Штура Ян Братек пытается найти своё место в жизни в ключевые моменты в польской истории, а зрители могут вместе с ним прожить всю его жизнь, начиная от детских лет и заканчивая зрелыми годами. На суд зрителей и жюри мы вынесем также авторский образ Пшемыслава Войцешка «Как совершенно исчезнуть». Этот импровизированный и в большей части смонтированный на съёмочной площадке фильм основан на ритме, который подчиняет себе всё остальное. Главными героями становятся цвета, свет городских фонарй, звуки и запахи летней ночи. Как говорит сам режиссёр, сценарий уступает место фиксации момента и личных переживаний. Фильм ничего не навязывает, это только повод чтобы взять в руки камеру. Не менее личным художественным откровением является фильм Леха Маевского «Онирика. Собачье поле». Это последняя часть кинематографического триптиха, в который вошли «Сад земных наслаждений» и «Мельница и крест». Режиссёр снова показывает, что его фильмы – это высокое искусство. Вместе с главным героем Адамем зрители погружаются в мир символов, аллегорий и снов. Миражи переплетаются с печальной действительностью 2010 года, в котором на Польшу обрушиваются почти библейские катаклизмы начиная от стихийных бедствий и заканчивая катастрофой президентского самолёта. «Онирика» является своеобразным траурным маршем, посвященным духовной смерти и поисках спасения в деградированной, распадающейся действительности, в которой приблизиться к Богу можно только с помощью искусства. Конкурсную дюжину закрывает драма «Песни пьющих/Под крепким ангелом» Войцеха Смажовского. Фильм снят по мотивам одноименной повести Ежи Пильха. Это история о постепенной деградации человека, зависимого от алкоголя, о трагической борьбе за выживание, в которой надежду сменяет сомнение, а решимость уступает место полной капитуляции. Последним шансом освободиться от порока становится любовь к женщине, которая вместе с героем борется за его возвращение к нормальной жизни. Сайт фестиваля www.festiwalwisla.pl |