Вечером 31 марта в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» состоится XXVIII торжественная церемония вручения Национальной кинопремии «Ника» по итогам 2014 года.
Возглавляет киноакадемию, присуждающую награды, кинорежиссер Андрей Кончаловский. Некоторые горячие головы хотят объявить ему чуть ли не бойкот за высказывание сделанное накануне. Андрей Сергеевич прокомменитровал ситуацию вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирске: «События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске. Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. Папа Франциск в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек. В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».
Теперь в адрес самого Кончаловского посыпались обвинения, что он такой же как и его брат, мечтает получить средства на новые проекты, вот и поддерживает ведомство Мединского. Забывают только о том, что Кончаловский — человек со своей позицией, которую всегда высказывает без оглядки на кого бы то ни было. Кроме того, он – театральный режиссер, давно и успешно работающий на оперной сцене. Кончаловский имеет право на собственную точку зрения, пусть она не совпадает с мнением большинства его коллег.
Фильм Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», отмеченный в сентябре 2014 года «Серебряным львом» за режиссуру на Венецианском кинофестивале, будет бороться за «Нику» в главной номинации «Лучший игровой фильм». Конкуренцию ему составят «Дурак» Юрия Быкова, «Испытание» Александра Котта, «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Трудно быть богом» покойного Алексея Германа.
Напомним, что Никита Михалков снял свою картину «Солнечный удар» с конкурса. Свое он уже получил на вручении подведомственной ему кинопремии «Золотой орел», которая находится с момента своего основания в противоборстве с «Никой».