37-й Московский Международный кинофестиваль открывается 19 июня китайско-французским фильмом председателя жюри нынешнего года, оскаровского лауреата Жан-Жака Анно («Имя Розы», «Любовник» и «Враг у ворот»). «Тотем волка» — тревожная философская драма о взаимоотношениях человека с природой, кочевников с цивилизацией. Одна из самых завораживающих сцен: в снежную метель стая волков гонит табун лошадей в ледяное озеро.
Конкурс
Понятно, отборщикам пришлось нелегко. Но, по словам «селекционеров», программа от экономических и политических проблем не очень пострадала.
В укороченном фестивальном формате конкурса (всего 12 картин) все же нашлось место для трех российских фильмов: «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе,«Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова и «Арвентур» Ирины Евтеевой (впрочем, картина Миндадзе, снятая в основном на немецком языке, могла бы представлять и Германию).
С ними будут конкурировать картины из Сербии, Финляндии, Болгарии, Японии, Ирана, Ливана, Дании, Казахстана. Внимание привлекает сербский «Анклав» о неизжитых травмах недавней войны. Микст социальности и поэзии в иранском фильме «Море и летающая рыба». Одна из основных тем конкурсного показа — проблемы становления и взросления молодых людей.
Кинематограф западной Европы и Америки практически отсутствует (за исключением испанских «Героев зла» и копродукций). Буквально накануне фестиваля из основного конкурса исчезли объявленные ранее «Давайте втроем» Жерома Бонелла и американская картина «Он тоже хочет» Ника Сэндоу.
Пострадали и авторские секции, которые более всего привлекают киноманов. Помимо санкций, свою роль сыграла экономия средств (хотя бюджет ММКФ по-прежнему выглядит внушительно, и ущерб нанесен в основном от падения рубля).
На предыдущих фестивалях была возможность собирать сливки программ главных кинофорумов — прежде всего недавнего Каннского кинофестиваля. В нынешней фестивальной афише из Каннской программы я обнаружила лишь нежный и горьковатый, как японские булочки дораяки, «Ан» Наоми Каваси (в секции «Женский взрыв»).
Тем не менее зрителю, безусловно, есть что смотреть.
«Тропическая эйфория»
Андрея Плахова в этом году в основном посвящена модному сегодня кинематографу тропических стран. Жаль, в ней нет главного «тропического» мага Вирасетакула с его эзотерическим путешествием «Кладбище величия». Но куратор программы обещает необычайно интересное и своеобразное кино. Тропические сны представлены кинематографом Индонезии, который мы практически не знаем. Куратор обращает наше внимание на вьетнамский фильм «Осеменитель» и индонезийское абсурдистское фэнтези«Еще одно путешествие на луну». «В одиночестве» — перуанское роуд-муви: энтузиасты сняли свой фильм и пытаются сами его «продвигать», показывать в селениях, запрятанных в джунглях. В качестве подарка изощренным киноманам — «Рыцарь Кубков» Теренса Малика, который можно счесть заключительной главой трилогии («Древо жизни», «К чуду»). «Рыцарь Кубков» можно сравнить с причудливым пасьянсом из карт таро: вместо линейного повествования — сложная геометрия в духе гомеровских поэм.
«8 1/2 фильмов»
В центре программы Петра Шепотинника — «Такси» Джафара Панахи, иранского режиссера и политзаключенного, приговоренного к 20 годам изоляции и умудряющегося, несмотря на запрет на профессию, снять уже третий фильм. Аббас Киаростами уже доказал в «Десяти» и «Вкусе вишни», что можно снять кино, не выходя из машины. Панахи снимает воздушное, обманчиво простое, горькое и веселое кино у себя дома, на даче, и вот теперь в машине. Кино, в котором нет даже финальных титров. (Поди теперь, придерись к режиссеру и его соратникам.) А золото Берлинского фестиваля за бесстрашное противостояние репрессивной системе — не дают. Это самое настоящее арт-кино, где ограничения питают энергию поиска.
«Крымнаш». В руки Василия Сигарева попал диск с туристическим видео, снятым в Крыму в июле 2014 года. Он и смонтировал из него свое документальное кино.
«13 минут» Оливера Хиршбигеля («Бункер», «Пять минут рая»). История славного плотника Георга Эльзера из Кёнигсброна, который мог бы изменить ход мировой истории. Храбрецу удалось подложить бомбу позади кафедры в Мюнхене в Бюргербройкеллер, с которой говорил фюрер. Но Гитлер уехал за 13 минут до взрыва. Фюрер не забудет о плотнике Эльзере…
«Фильмы, которых здесь не было»
Героями одной из самых интересных программ, собранной Стасом Тыркиным, стали творцы разных эпох: Кларк, Эйзенштейн и Пазолини.
«Наш запах» Ларри Кларка — выдающегося современного фотографа, художника и режиссера («Детки», «Садист», «Кенпарк», «Ну чё, рокеры?»). Экстремальная чувственность бесприютных тинейджеров.
«Пазолини» Абеля Феррары («Убийца с электродрелью», «Ангел мщения», «Король Нью-Йорка») — последний день из жизни великого и неукротимого Пьера Паоло Пазолини, уехавшего в ночь на своем «Альфа Ромео» в поисках приключений в Вечном городе…
«Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя — тот самый фильм, о котором рьяно спорили в наших СМИ. О необыкновенном путешествии в 1931 году всемирно известного режиссера в Гуанахуато на съемки фильма «Да здравствует Мексика!». О его отношении к Родине, к сталинскому режиму, к кино и к собственному телу.
Разумеется, обидно пропустить мрачную и ироничную драму «Клуб» Пабло Ларраина. Чилийского мультиинструменталиста, исследователя болезней общества (в частности, богатого и разнообразного наследия Пиночета), а теперь еще и католической церкви.
Документальное кино
На ММКФ это одна из самых востребованных программ.
В конкурсе — «Гонка на вымирание» оскаровского лауреата Луи Психойоса (режиссер размышляет об исчезновении видов на Земле); «Земля картелей» Мэттью Хейнемана (фильм о борьбе с наркомафией на границе США и Мексики удостоен наград Sundance);«Экстаз Вилко Джонсона» Джулиана Темпла (мощная история о легендарном музыканте, которому поставили смертельный диагноз). Наконец, российский участник этой конкурсной программы — «Ларисина артель» Елены Ласкари (о рыночных художниках).
Практически беспроигрышный выбор — программа «Свободная мысль». Билеты раскупаются заранее. Прежде всего на «Правду Сноудена» Лоры Пойтрас («Оскар» и БАФТА), «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера (продолжение прогремевшего на весь мир индонезийского проекта режиссера, завоевавшего приз жюри Венецианского фестиваля) и, наконец, скандальное «Просветление: сайентология и причуды веры»выдающегося американского документалиста Алекса Гибни.
Спецпоказы
«Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга. Соавтор Триера по манифесту «Догма 95» экранизировал роман Томаса Харди, последнего из представителей эпохи королевы Виктории. Это уже четвертая экранизация (в 1967-м фильм по роману снял Джон Шлезингер). Викторианская Англия. Независимая хозяйка фермы Батшеба Эвердин в исполнении Кэрри Маллиган. И три поклонника: благополучный заводчик овец, красивый храбрый сержант и преуспевающий респектабельный холостяк. Что еще нужно для счастья девушки?
«Давайте втроем». Фильм французского режиссера Жерома Бонелла перебрался в спецпоказы. Бисексуальный любовный треугольник. Он, она и адвокатесса, в которую влюблены оба.
«Дневник горничной» Бенуа Жако. Очередная экранизация известного романа Октава Мирбо (после Бунюэля и Ренуара). Фам фаталь в облике служанки и в исполнении самой востребованной сегодня во Франции Леа Сейду является в дом почитаемых буржуа. Кино для любителей изысканной мелодраматики (я бы предпочла версии Бунюэля и Ренуара).
Если же вас разочарует картина современного мирового кино по версии ММКФ, добро пожаловать в программу «Вокруг Фассбиндера», посвященную юбилею выдающегося режиссера (31 мая ему исполнилось бы всего 70). Собраны фильмы, на которых Райнер Вернер Фассбиндер учился (американские гангстерские ленты и мелодрамы Дугласа Сёрка), картины его немецких коллег, пытающихся разобраться в своем поколении «детей Гитлера», и документальные ленты о Фассбиндере. Есть в программе и фильм самого Фассбиндера «Эффи Брист», который автор причислял к своим любимым работам.
«Российские программы»
Стоит обратить внимание и на программу российского кино, показы которого будут проходить в Московском Доме кино с 20 по 25 июня.
Фильм открытия черная и нежная комедия «Страна Оз» Василия Сигарева, вызвавшая бурю откликов после показа на «Кинотавре» и получившая приз за лучший сценарий. «Пока неизвестно, будет ли фильм, в котором немало нецензурной лексики, идти в авторской версии, или покажут отредактированный вариант ленты, подготовленный режиссером для широкого проката», — предупредили нас организаторы.
В российской программе, которую курирует киновед Ирина Павлова, покажут удостоенный «Серебряного медведя» Берлинале фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа, «Ангелы революции» Алексея Федорченко (названного лучшим режиссером на «Кинотавре») и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой.