Интересные факты из истории франшизы о Бонде. Под названием “007: Спектр” на экраны и мира, и России выходит очередная серия самой долгоиграющей франшизы двух веков – “бондиады”
Её премьера состоялась на днях в Королевском Альберт-холле в присутствии принца Уильяма, его супруги Кэйт и его брата принца Гарри. В режиссерском кресле 24-го фильма франшизы снова был оскаровский лауреат Сэм Мендес. “Эта картина стоила нам пота и крови, и теперь я наконец могу немного расслабиться”, – сказал он толпившимся на “красной дорожке”репортерам.
“Ненавижу смотреть себя на экране, но люблю играть Джеймса Бонда, – заявил на премьере Дэниел Крейг. – Тем более, что в новом фильме вы увидите моего героя с совершенно новых сторон”. Ради торжества актер немного слукавил: по-видимому, Бонд успел ему немного надоесть, ибо ранее он заявлял журналу Time Out, что если и сыграет еще одного 007, то исключительно ради денег. Впрочем, публика теперь в этой роли никого больше не видит – Крейгу остались верны большинство зрителей, отвечавших на вопрос, кого бы они предложили снимать в новых сериях франшизы. На втором месте в этом опросе оказался Том Харди, полюбившийся зрителям в “Безумном Максе: дороге ярости”.
Партнершами Крейга по фильму стали Моника Беллуччи и Леа Сейду. География приключений агента 007, как всегда, обширна: “Спектр” снимался в Великобритании, Италии, Австрии, Мексике и Марокко. На месте все классические компоненты бондиады – от высокооктановых гонок до хитроумных гаджетов. Главного злодея Франца Оберхаузера играет Кристоф Вальц – это ему Джеймс Бонд объявит без экивоков: “Я здесь, чтобы вас убить!”. “Я тоже так думаю”, – спокойно ответит главный злодей.
Реакция первых критиков после лондонской премьеры оказалась разноречива: если кинообозреватели газет Telegraph и Guardian дали фильму по пять звезд, то Financial Times расщедрилась только на две. Кто-то из критиков даже написал, что этот Бонд больше похож на охранника, чем на человека, способного вращаться в высшем обществе.
Бонд настоящий
Прототипом Джеймса Бонда на заре его туманной юности стал дипломат и спецагент генерал Вернон Энтони Уолтерс, скончавшийся во Флориде в 2002 году в возрасте 85 лет. Именно он послужил в свое время писателю Яну Флемингу источником вдохновения при создании образа агента 007, который из любой передряги выходил, не помяв прическу.
На счету “реального Бонда” тоже числилось немало эффектных дел: он, в частности, спас в 1958 году Ричарда Никсона, тогда – вице-президента, из рук разъяренной толпы в Каракасе и подготовил монархический переворот 1953 года в Тегеране. В 1964-м был в Бразилии во время “путча генералов”, в 60-е работал военным атташе США в Италии, Бразилии и Франции, а с 1972 по 1976 годы – заместителем директора ЦРУ. В годы президентства Рональда Рейгана был послом США при ООН, затем – послом в Германии, в 1991 году ушел на пенсию. Кроме родного английского, Уолтерс прекрасно говорил на французском, испанском, итальянском, голландском, немецком, португальском и русском языках.
Человек без лица
Автор Бонда Ян Флеминг в молодости был корреспондентом агентства Рейтер в Москве и одновременно, как утверждают источники, сам выполнял в СССР разведывательную миссию. Как журналист сделал себе имя на репортажах с показательных шпионских процессов в Советском Союзе конца 30-х. В годы Второй Мировой подвизался в военно-морской разведке, возглавляя некое секретное подразделение. Сразу после войны удалился на знойный остров Ямайку, где построил роскошное поместье “Золотой глаз”, и там написал свой первый роман о похождениях Джеймса Бонда – “Казино Рояль”.
Имя своего героя Флеминг заимствовал у некоего орнитолога, с которым писателя сближала любовь к птицам. Имя это привлекло его своей безликостью: герой тоже задумывался как человек без индивидуальности. Он должен был попадать в экзотические обстоятельства, оставаясь монотонно серым и невыразительным – простое орудие в руках Интеллидженс сервис. Шпион ведь и должен быть незаметным, супершпион – тем более.
Новорожденный Бонд был совсем не похож на того, кто потом стал кинолегендой. Этот “пра-Бонд” был чувствителен, обладал тонкой душевной организацией и страдал оттого, что ему приходится убивать. Да и с женщинами у него были своеобразные отношения: Флеминг описывал агента 007 как эмоционально холодного субъекта, к прекрасному полу почти равнодушного и зараженного мужским шовинизмом. За его нервностью и тонкостью, впрочем, таилась натура жестокая и безжалостная.
Его первое появление на экранах случилось в прямой трансляции телеспектакля “Казино Рояль”, поставленного в середине 50-х в рамках сериала CBS Climax Mystery Theatre по романам Флеминга, упакованным в 50-минутные серии. Правда, Джеймс Бонд там именовался Джимми Бондом и особого внимания не привлек. Права на экранизацию первых книжек о Бонде были куплены телевидением, и когда кинопродюсеры Альберт Брокколи и Гарри Зальцман подписали с их автором свой первый контракт в один миллион долларов на приобретение прав экранизации романов о Бонде, начались долгие тяжбы. В результате для миллионов кинозрителей агент 007 родился в фильме “Доктор Но”, поставленном по шестому роману Флеминга. Вот эта премьера и состоялась в Англии 5 октября 1962 года, от нее и пошел отсчет славной франшизы.
Английская публика приняла эту первую картину с интересом, а критики ее разнесли, увидев в ней “моральный распад” и даже истоки “нового фашистского кино”. В США фильм не заметили вовсе и по-настоящему раскусили Бонда только после появления “Голдфингера”.
Ребята с плаката
Во всех пяти первых сериях “бондиады”: “Доктор Но”, “Из России с любовью”, “Голдфингер”, “Шаровая молния”, “Живешь только дважды” – агентом 007 был до той поры малоизвестный Шон Коннери.
Продюсеры выбрали 32-летнего шотландца за “усредненность” облика, отсутствие ясно выраженных черт лица и повадки – он, как кукла Барби, должен был стать манекеном, который каждый зритель мог наделить симпатичными ему контурами. И о том, что Коннери действительно хороший актер, мы узнали из совсем других картин – поставленных Хичкоком, Хьюстоном, Люметом…