В Турине закончился 33-й фестиваль молодого кино
Виктор Матизен, Турин
Главный приз 33-го Туринского кинофестиваля присужден фильму «Держатель» Гильома Сенеза (Бельгия – Швейцария –Франция). Специальный приз жюри достался «Паулине» Сантьяго Митре (Аргентина – Бразилия – Франция). Награду за лучший сценарий поделили «Простое прощание» Дегены Юн (Китай) и «Листодув» Алехандро Иглесиаса Мендизабала (Аргентина). Зрительские симпатии оказались на стороне французского «Горячего удара» Рафаэля Жакуло, а жюри ФИПРЕССИ отметило «Волков» Софи Дерасп (Канада – Франция). Конкурсная программа была ровной – без выдающихся работ, но и без провалов, так что нет большого смысла искать причины, по которым главное жюри наградило тот, а не другой фильм.
«Держатель» – история пятнадцатилетней парочки, которая, как водится в кино, не подозревала, что от сексуальной возни можно забеременеть, и вынуждена решать вопрос, как с этим быть. Родители молодых людей, понятное дело, встают на дыбы и требуют аборта, но парень, вратарь местной команды, держит удар и после тяжелых раздумий убеждает подругу сохранить плод. Фильм, очевидно, рассчитан на подростковую аудиторию и мог бы иметь успех среди российских школьников, но ни один прокатчик не купит такую картину из страха, что минкультовские ханжи откажут ей в прокатном удостоверении.
Тот же выбор – сделать аборт или родить – стоит перед героиней «Паулины», 28-летней учительницей обществоведения, которую изнасиловали собственные ученики (см. репортаж из Турина в «НИ» от 26 ноября). И, поскольку она отказывается привлечь их к суду, все идет к тому, что у будущего ребенка будет несколько отцов. Было бы интересно показать «Паулину» на уроках обществоведения в российских школах и послушать, что скажут наши воспитатели и воспитуемые, но есть опасение, что тут уже не только Минкульт, но и Минобр ляжет костьми, чтобы этого не допустить. Хотя «школьная» тема носится в воздухе и у нас – вслед за прошлогодним «Географом», который пропил глобус, вышли «Клинч» Сергея Пускепалиса и списанная с французского образца «Училка» Алексея Петрухина.
Кстати, отмеченный в Турине «Листодув», в сущности, из того же ряда, только речь в нем не о школе, а о внешкольном досуге трех приятелей-старшеклассников. Один из них, резвясь в куче палой листвы, теряет ключи, после чего троица ищет потерянное на протяжении полутора часов киновремени и трех суток времени реального, не догадываясь воспользоваться ветродуем, имеющимся в распоряжении съемочной группы. Но, поскольку под ключами режиссер подразумевает не столько железяки для отпирания замков, но и некие метафизические сущности, позволяющие открыть ворота во взрослую жизнь, жюри простило ему бытовые несуразности.
Если говорить о зрительских предпочтениях, «Горячий удар» – сентиментальный сюжет о дебиловатом деревенском парне, на которого община возлагает ответственность за свои трудности, травит его и в конце концов убивает. По словам режиссера, толчком к картине послужил реальный случай, который он домыслил, но столько же оснований возвести ее к классическому «нуару» Клузо «Ворон» 1943 года, где жителями маленького городка овладевают слухи, подозрения и страх.
Сентиментальны, в сущности, и «Волки», которых международное киножурналистское жюри выбрало из череды равносильных фильмов, похоже, потому, что его героиня – экожурналистка, приехавшая на северный рыбацко-охотничий остров с потаенной мыслью найти среди местных мужчин своего папу (отметим также популярный мотив «девочка ищет отца»). Правда, вместе с сантиментами в «Волках» присутствует нечто вроде иронии, так как в результате природоохранных усилий экожурналистки и ее коллег суровые северные мужики, вручную забивавшие тюленей, вынуждены переключиться на механизированный забой крупного рогатого скота на материковом мясокомбинате. На естественный вопрос, почему священными экологическими коровами являются тюлени, а не родственные коровам быки и при чем тут, собственно, волки, которым все равно, что жрать, «Волки» ответа не дают.