Во Владивостоке подвел итоги ХIV международный кинофестиваль
«Даже если мы никогда не достигнем высот Венеции или Канн, все равно останемся особенным и любимым киносмотром. Ведь наша изюминка – огромный мир кино стран Азиатско-Тихоокеанского региона», – убежден генеральный директор и художественный руководитель МКФ «Меридианы Тихого» Ефим Звеняцкий.
СЧАСТЬЕ КИНОМАНОВ
Своеобразие фестиваля во Владивостоке и огромный интерес, который вызывает его программа у любителей кино, ценят знаменитые и начинающие режиссеры всего большого киномира.
Именно здесь российским зрителям, живущим в городе у самого дальнего моря, повезло несколько лет назад впервые увидеть необычные и невероятно длинные фильмы, которые снимает филиппинский гений Лав Диас, а также его самого, общаться с ним. В начале сентября Лав Диас получил Золотого Льва в Венеции за картину «Женщина, которая ушла» . Его предыдущий многочасовой фильм «Колыбельная скорбной тайне» показали в этом году в программе «Панорама» Владивостокского фестиваля. А еще каннский хит Кристи Пую «Сьераневада», выдающуюся картину иранца Хади Мохагега «Бессмертный», недавно получившую Гран-при Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Показали азиатскую премьеру «Снов Иосифа» любимца многих фестивалей Эжена Грина и «Тони Эрдман» немецкого режиссера Марин Адей – фаворита кинопрессы на Каннском фестивале, плюс многие другие резонансные фильмы, которые хотелось увидеть.
В игровом конкурсе приняли участие дебютный «Темный зверь» колумбийца Фелипе Герреро из Аргентины, «Желтая птица» – дебют К.Раджагопала из Сингапура, таинственно-криминальная история «Двойная жизнь» дебютанта в игровом кино, режиссера-документалиста из Японии Йосиюки Киси, индонезийская картина «Соло.Одиночество» Йосепа Анджи Ноен – это тоже дебют и еще несколько фильмов начинающих режиссеров – им повезло отказаться на этом престижном фестивале.
ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ ГОРОД
Во Владивосток не раз приезжал корейский мастер эпатажной режиссуры Ким Ки Дук. Прославившийся на мировых кинофестивалях Пен-ек Ратанаруанг в 2004 году стал лучшим режиссером Pacific meridian за фильм «Последняя жизнь во Вселенной», потом еще раз был конкурсантом, а этой осенью прибыл на фестиваль в качестве члена международного жюри.
Владивосток, где так увлеченно смотрят азиатское, российское и любое иное кино, прихотливо расположился на холмистых сопках. С них открываются волшебные виды на переменчивые, прекрасные синие морские дали: увидеть этот город-красавец, в котором всегда плещется свежий ветер странствий, стремятся многие. Не удивительно, что даже расстояние в 9288 км, отделяющие его от столицы России, не становятся препятствием для гостей фестиваля.
Кстати, призом Губернатора края, который так и называется «9288 км», награжден Сергей Соловьев. Он приехал во Владивосток впервые после долгой разлуки, целых 67 лет спустя после детства: в этом городе когда-то по службе находился его отец, здесь наш классик провел свои первые годы. Теперь Соловьев привез сюда свой новый фильм и активно смотрел, что снимают молодые. За четырнадцать лет «Меридианы» открыли много новых имен, показывая работы дебютантов из стран азиатско-тихоокеанского региона в программах полного и короткого метра.
ДЕБЮТАНТЫ-ПОБЕДИТЕЛИ
Гран-при ХIV Pacific meridian увез в родной Китай 29-летний дебютант Ханьи Чжан. Его фильм «Жизнь после жизни» явно обнаруживает влюбленность в кинематограф Андрея Тарковского, но молодой режиссер сумел найти собственную, неповторимую интонацию. Сценарий, а потом и производство фильма поддержал продюсер – знаменитый режиссер Цзя Чжанкэ, когда Ханьи Чжан попал в его специальную программу поддержки молодых режиссеров.
Истоки сюжета родились от таинственных деревенских легенд о переселении душ, слышанных автором в детстве. Дух умершей матери вселяется в ее маленького сына, вдохновляет его и руководит им. Мальчик в заброшенном селении пересаживает почти засохшее дерево, которое его маме подарил когда-то на свадьбу ее отец.
Полумистический и в то же время реальный сюжет, завораживающе медленный ритм фильма, его визуальная красота покорили жюри во главе с Владимиром Хотиненко.
В коротком метре победили российские дебютанты – Ника Барабаш и Андреас Кастандакес, недавние ученики Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулии, Николая Хомерики. Короткометражный «Забелин» – нечастый в нашем кино пример актуального социально-психологического фильма, сделанного со страстью, мастерством и талантом.
Приз зрительских симпатий завоевал монофильм «Коллектор» с Константином Хабенским в заглавной роли.. Для режиссера и сценариста Алексея Красовского это дебют в большом кино и очередной фестивальный успех.
БОНДАРЧУК – ПРЕЗИДЕНТ
Не только дебютанты, но и знаменитые режиссеры отечественного и мирового кино охотно и радостно принимают приглашения побывать на фестивале.
На «Меридианах» есть своя традиция: ежегодная сменяемость власти. Во главе фестиваля успели побывать Владимир Меньшов, Карен Шахназаров, в этом году в роли Президента оказался Федор Бондарчук.
На церемонии открытия Федора Сергеевича назвали выдающимся режиссером современности. Это его несколько смутило, по собственному признанию. Не удивительно: ведь в зале сидели его старшие коллеги Сергей Соловьев, Владимир Хотиненко, Павел Лунгин.
Бондарчук оказался человеком не склонным баловать публику своими появлениями. Он открыл ретроспективу своих режиссерских и актерских работ – «9-я рота», «Даун Хаус», «Два дня», «Безразличие» и других, провел свой творческий вечер и скрылся из глаз фестивального народа. Исключение сделал лишь однажды – ради дня рождения Жаклин Биссет. В ресторан «Пятый океан», где фестивальные гости и участники поздравляли знаменитую актрису, Бондарчук приехал с большим букетом белых роз и весь вечер провел рядом с именинницей. И даже подхватил хоровое пение с приглашением «пей до дна!», которым чествовал звездную гостью цыганский ансамбль.
«Нужно всегда идти к людям, не бояться их, не избегать общения, ведь наша популярность напрямую зависит от зрителей», – дала мудрый совет легенда кино Президенту фестиваля.
Федор Бондарчук ему последовал: на закрытии Pacific meridian появился на синей ковровой дорожке с приехавшей к нему подругой Паулиной Андреевой, не избегая фотографов и автографов.
ЖАКЛИН ОЦЕНИЛА РАБОТУ ФАБРИК
В минувшие годы фестиваль принимал многих мировых кинозвезд. Приезжали Катрин Денев, Эдриан Броуди, Венсан Перес, Майкл Мэдсен, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Изабель Юппер.
В этом году главной суперстар стала Жаклин Биссет. Несмотря на французское звучание имени и то, что первую славу ей принесла оскароносная «Американская ночь» французского классика Франсуа Трюффо, сама Жаклин вовсе не француженка. Родилась в Англии, в Лондоне у нее дом, но большую часть времени она проводит в Лос-Анджелесе.
Владивосток произвел на Биссет настолько сильное впечатление, что на встрече со зрителями Жаклин сказала, что хотела бы пожить в этом городе. Она совершила большую пешую прогулку по улицам Владивостока и съездила на две фабрики – кондитерскую и по производству икры.
«Люблю смотреть на то, как люди что-то делают, проявляют свое умение. Мне интересно, как возникают удивительные вещи. В любой профессии есть своя глубина, свои тонкости. Я не сладкоежка, но смотреть, как делают аппетитные кондитерские изделия очень приятно. Красная икра – изысканный деликатес, важно понимать, что для того, чтобы он появился на столах, люди на фабрике вкладывают огромное количество труда», – поделилась любознательная Жаклин.
Кроме сугубо материальных вещей, Биссет интересуется политикой, фотографией, театром и конечно, кино. С любовью рассказывала о фильме 35-летней давности «Богатые и знаменитые», который в честь нее был показан на «Меридианах». Эту картину, где вместе с другой знаменитой красавицей Кэндис Берген она сыграла неразлучных подруг-соперниц, снял легендарный голливудский режиссер Джордж Кьюкор. У него свои лучшие роли исполнили все иконы Голливуда: от Греты Гарбо и Мерилин Монро до Ингрид Бергман и Одри Хепберн. «Богатые и знаменитые» оказались последним творением мастера. Во время съемок Джорджу Кьюкору был 81, через два года его не стало. В судьбе Жаклин это была поворотная работа, ее стали ценить не только за привлекательную и сексуальную внешность , но и признавать как интеллектуальную актрису.
В театре за фестивальные дни Биссет побывала дважды. Первым делом посмотрела «Жизель» на Приморской сцене Мариинского театра: она всю жизнь обожает балет, и сама начинала когда-то как танцовщица. Увидела и главную премьеру сезона в Приморском краевом академическом драматическом театре им.Горького. Это густонаселенный спектакль по книге российского министра культуры Владимира Мединского «Стена». Ей понравилось, что на большой сцене поместилось огромное количество участников в красивых исторических костюмах.
«За пределами Бродвея таких масштабных постановок не встретишь», – поделилась своими впечатлениями Жаклин. События, о которых рассказывает спектакль, были ей не очень понятны, но масштаб действа, увлеченность и сыгранность актеров она оценила. Правда, для этого ей оказалось достаточно первого действия. Что касается фильмов, то больше всего ее заинтересовали сделанная в пышном барочном стиле «Дама пик» Павла Лунгина и черно-былые артхаусные «Ке-ды» Сергея Соловьева.
«Это же антивоенный фильм?» – уточняла Жаклин у сопровождавшего ее лос-анджелеского приятеля и переводчика Владимира Феркельмана. Восхищалась: «Какой талантливый молодой режиссер!» И очень удивилась, узнав, что Сергей Соловьев ее ровесник. Биссет исполнилось 72 года. «Я принимаю и осознаю свой возраст без всяких истерик», – говорит она. Однако подаркам радовалась как ребенок. Дирекция фестиваля преподнесла ей ярко-красный павлово-посадский платок. Ефим Звеняцкий подарил красивую куклу с длинными, «балетными» ногами – как у самой Биссет.
Уезжая, стройная Жаклин посетовала, что теперь срочно придется худеть и ничего не есть, кроме овощных супов, которые она мастерски и разнообразно готовит. Фестивальное гостеприимство увеличило талию, а ей нужно быть в хорошей форме. Впереди роль в новом фильме у режиссера, с которым она давно мечтала поработать.
В свой новый проект Жаклин Биссет пригласил Франсуа Озон.