Андрей Плахов. Внутреннее зрение кинематографа

Завтра в Сочи открывается XXVI Открытый российский кинофестиваль “Кинотавр”. Комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

По словам президента фестиваля Александра Роднянского, “Кинотавр” — это “территория, где авторское и зрительское кино сходятся вместе, где соседствуют и взаимодействуют мейнстрим и радикальные эксперименты”. И это, несомненно, так. С той оговоркой, что эксперименты в нынешних обстоятельствах неизбежно становятся менее радикальными, а зрительское отечественное кино, судя по цифрам проката, своей аудитории не расширяет.

В то время как государственное финансирование сокращается, отборщики фестиваля отмечают бум независимого, “регионального” кино. Это положительное явление, хотя уровень большинства фильмов до критериев “Кинотавра” пока недотягивает. Так или иначе, главная конкурсная программа сформирована, и, что радует, в ней много дебютов. Недавний победитель короткометражного конкурса Михаил Местецкий покажет “Тряпичный союз”, а актриса Наталья Кудряшова — картину “Пионеры-герои”: оба фильма обыгрывают мутацию советских мифов в сознании новых поколений. Сценарист Денис Родимин в своем первом режиссерском опыте “Гость” отдает дань мистике и богоискательству. Еще одна дебютантка, Элла Манжеева, в “Чайках” открывает за внешней экзотикой социальный драматизм калмыцкой жизни, а Артем Темников, дебютирующий картиной “No comment”, берется за острую тему вербовки молодежи в боевики-исламисты.

Есть в программе и работы мэтров режиссуры, которые, впрочем, еще не так давно сами были молодыми и подающими надежды. Это Алексей Федорченко, чьи “Ангелы революции”, рассказывающие о судьбах деятелей русского авангарда, уже совершили турне по зарубежным фестивалям. Это Василий Сигарев, неожиданно снявший комедию “Страна Оз”. И наконец, Анна Меликян, чья “Звезда” была награждена год назад на “Кинотавре” за лучшую режиссуру, и вот она снова здесь, а ее новый фильм “Про любовь” в кулуарах называют фаворитом конкурса. Всего год понадобился и Александру Котту (он победил на предыдущем “Кинотавре” со своим “Испытанием”), чтобы вернуться с уже готовой новой картиной, она называется “Инсайт”. Добавим к этому списку “Синдром Петрушки” Елены Хазановой и “Спасение” Ивана Вырыпаева — и получится почти полная картина конкурса.

Если попытаться обобщить его главные мотивы, это, скорее всего, погружение во внутренний, потаенный мир человека как альтернатива взаимодействию с внешним миром, слишком чуждым, агрессивным и непостижимым. Вот почему герой фильма “Инсайт”, потерявший зрение и получающий шанс на внелогическое прозрение, может быть назван характерным для сегодняшнего кино. В своей иной ипостаси этот герой появляется во внеконкурсном фильме “Брат Дэян” Бакура Бакурадзе (одного из прошлых победителей “Кинотавра”): он снят в Сербии на сербском языке, и его мировая премьера тоже пройдет в Сочи. Обвиненный международным судом и гонимый как военный преступник, этот человек, только будучи выброшен из общества, в своем тотальном одиночестве обретает внутреннее зрение, позволяющее увидеть то, что ранее было скрыто от его глаз.

Помимо главного конкурса, в Сочи будет традиционный короткометражный, призванный выявлять новые таланты, программа зрелищных хитов “Кино на площади”, ретроспективы, кинорынок, питчинг проектов и четыре круглых стола по актуальным проблемам кинопроцесса. Жюри фестиваля возглавит Алексей Учитель, а на открытии приз “За художественную и гражданскую бескомпромиссность” будет вручен Вадиму Абдрашитову.

Источник
About admin