Виктор Матизен. Наше завтра, как наше вчера

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «УЧИЛКА»

 

В Выборге закончился XXIII кинофестиваль «Окно в Европу»

Впервые случилось так, что большое жюри и члены Гильдии киноведов и кинокритиков независимо друг от друга пришли к выводу, что в игровом конкурсе нет картины, достойной их главных наград («Золотой ладьи» и «Слона»), и ограничились выдачей второстепенных наград.

Диплом жюри за лучший дебют достался фильму «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, диплом за лучший сценарий и диплом Гильдии – «Побегу из Москвабада» Дарьи Полторацкой (сценарист – Юсуп Разыков). «Золотую ладью» было решено вручить Ирине Купченко за роль в «Училке» с формулировкой «За безупречное мастерство, за достоинство и честность», а специальный приз «За мастерское владение жанром» – Розе Хайруллиной («Норвег»). Неигровой и анимационный конкурсы оказались посильнее, а жюри – пощедрее: лучшим документальным фильмом признан «Последний рыцарь империи» Сергея Дебижева об Иване Солоневиче, бежавшем из социалистического рая в начала 1930-х и написавшем знаменитую книгу «Россия в концлагере», а лучшим анимационным – «Кот Вася» Екатерины Соколовой по рассказу Чехова «Учитель словесности». А в конкурсе копродукции победил «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе (см. «НИ» от 12 августа), который, похоже, заворожил судей медлительностью.В целом о совместно приготовленных киноблюдах стоит сказать, что многие из них принципиально обходятся без соли и перца, а некоторые еще и пересахарены. Впечатление такое, будто повальная «чернуха» начала 1990-х перешла в столь же тошнотворную «светлуху» с непременными хэппи-эндами. И когда очередной режиссер, представляя свое творение, произносит сакраментальную фразу: «Мы хотели снять доброе кино», хочется немедленно выйти из зала на свежий воздух. Не потому, разумеется, что кино обязано быть злым, а потому, что заведомая тенденциозность чревата подтасовками и губительна для искусства.

Пострадали от нее и два дипломированных фильма: «Лабиринты любви» Владимира Штерянова (Россия – Болгария) и «Хани-мани» Арсена Агаджаняна (Россия – Армения). В финальной новелле первого из них тренер новоиспеченной чемпионки мира по боям без правил неожиданно опознает в ее матери свою старую любовь и понимает, что учил собственную дочь (в этот момент зрители должны залиться слезами), а герой второго огорошивает публику заявлением, что из десяти геев восемь стали таковыми из-за несчастной любви, доставляет своему потенциальному кредитору из Голландии раскаявшуюся невесту, чем излечивает его от гомосексуализма и получает многомиллионный кредит.

Еще круче в этом отношении «Училка» Алексея Петрухина, получившая приз зрительских симпатий. Сюжет в общих чертах таков: доведенная до истерики историчка выхватывает револьвер из рук психованного ученика, наставляет его на класс и угрожает перестрелять всех, кто не выучил историю. Далее происходит чудо: первоначальный страх сменяется воодушевлением, дети отбарабанивают пройденный материал, как «Отче наш» (хорошо еще, что не «Крым наш»), училка, плача от счастья, теряет сознание, вызванный спецназ делает вид, будто ничего не случилось, и на финальных титрах нам показывают задушевный классный пикник с патриотическим пением. Между тем незапланированная авторами мораль сей басни, наперекосяк списанной с иностранных образцов (вроде «187», где учитель разделывается с негодяями-учениками, и «Королевской битвы», в которой классный руководитель управляет самоистреблением класса) состоит, очевидно, в том, что нынешний молодняк способен учиться только под дулом пистолета.

Напоследок имеет смысл полюбоваться на фильм закрытия «72 часа» Киры Ангелиной по сценарию Ануш Варданян и Сергея Шелехова, выпущенный под грифом Военно-исторического общества, по сути, являющегося инстанцией военной цензуры. Действие этой картины начинается с того, что через 11 лет после войны отставной капитан госбезопасности признает в случайно встреченном отпускнике бывшего полицая, избивает его и сдает в КГБ, который должен за 72 часа (!) разобраться, действительно ли тот сотрудничал с немцами и принимал участие в карательных акциях. Хотя и ежу понятно, что в столь короткий срок найти и привезти из другого города свидетелей событий 14-летней давности практически нереально, чекисты, вместо того чтобы отправить подозреваемого на опознание в родной город, привозят очевидцев из него в Москву, причем последней привозят того, кого и дурак привез бы первым – мать предполагаемого полицая, которая произносит примерно следующее: «Это не мой сын. Это предатель Родины, которого я родила людям на беду и себе на позор» (!), после чего следователь благодарит бывшего коллегу за бдительность, и следуют финальные титры, извещающие нас, что в жизни всегда есть место подвигу. Имеется в виду подвиг несовершеннолетних героев, которых завербовал в подполье бывший энкавэдэшник, и выдал фашистам только что пойманный потомственный предатель, то есть сын врага народа, посмевший обидеться на советскую власть за то, что она сгноила в лагере его отца.

Для оценки исторических познаний создателей «72 часов» и кураторов из ВИО достаточно заметить, что в одном из ретроспективных кадров этого фильма фашисты казнят советских людей, повесив им грудь таблички: «Мой сын служит в Советской Армии» (!). И что не далее как в 2006 году подобные «историки» заклеймили фильм Александра Атанесяна «Сволочи» за то, что его автор посмел рассказать о подготовленной энкавэдэшниками диверсионной группе малолеток.

Словом, накладывая девиз Выборгского фестиваля «Прогноз на завтра» на заключительный фильм, который с опорой на нынешнюю стратегию Минкульта воспроизводит идеологию сталинского кино и насилует действительность ради сверхценной идеи, следует признать, что предсказание имеет все шансы сбыться.

Источник: “Новые Известия”