Антон Долин о фильмах месяца (1 – 15 декабря)

Декабрь начинается с серии громких премьер на любой вкус.

Пока новогоднее кино еще не оккупировало все экраны, у прокатчиков есть, по сути, последняя возможность показать зрителям остальной ассортимент из запасов. Среди многочисленных премьер 3 декабря, безусловно, самая заметная и яркая – новая лента Стивена Спилберга «Шпионский мост». Как ни трудно в это поверить, перед нами – одна из лучших и наиболее зрелых работ 68-летнего классика. В основе картины лежит правдивая история обмена в начале 1960-х советского шпиона Абеля, арестованного в США, на сбитого в СССР американского летчика Пауэрса. Главный герой – обычный адвокат, специалист по страхованию, который послужил переговорщиком в этой сложной и рискованной операции: роль исполнил Том Хэнкс, многократно («Спасая рядового Райана», «Терминал», «Поймай меня, если сможешь») работавший со Спилбергом. Впрочем, критики справедливо превозносят другого актера – британца Марка Райланса («Интим»), невероятно органичного в роли Абеля; нашлось в ансамбле место и для россиянина Михаила Горевого, сыгравшего роль зловещего советского спецслужбиста. Погружение в эпоху невероятное, работа оператора Януша Каминского достойна наивысших похвал, но важнее всего – общий пафос фильма, уходящего от политики ради гуманизма.

Кадр из фильма «Шпионский мост»

Еще две европейские картины ожидаются в прокате, и обе – важные события фестивалей уходящего года. Прежде всего, это нашумевший «Дипан» Жака Одиара («Читай по губам», «Пророк»), заслуживший в мае «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Поначалу история тамильского повстанца, который бежит по чужим документам и с фальшивой семьей во Францию, кажется типовой мелодрамой о беженце, но когда в финале оказавшийся в эпицентре бандитских разборок герой берется за оружие, фильм превращается в настоящий триллер. На сегодняшний день, пожалуй, крайне актуальный. «45 лет» Эндрю Хэя – образцовое британское кино, сдержанное и интеллигентное. Немолодые супруги готовятся отметить юбилей совместной жизни, когда муж получает письмо из Швейцарии: в горах нашли тело его первой девушки, когда-то пропавшей там без вести. За роли в этом фильме Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни получили по «Серебряному медведю» на Берлинале.

Кадр из фильма «45 лет»

Одновременно с этим выйдут сразу две отечественные киносказки – и обе для взрослых. Нет, здесь поправка: «Он – дракон» будет интересен и тинейджерам, особенно женского пола. Очередной смелый продюсерский эксперимент Тимура Бекмамбетова был поручен режиссеру-дебютанту – бывшему ассистенту самого главы студии «Базелевс» Индару Джендубаеву. Вместе они сделали отечественный аналог «Сумерек», только с абсолютно оригинальным сюжетом, больше напоминающим о «Красавице и чудовище». Талантливая актриса Гоголь-центра Мария Поезжаева и фотомодель Матвей Лыков разыгрывают роман древнерусской княжны и юноши-дракона. Если диалоги вызывают у многих скептическую ухмылку, то изобразительный ряд – декорации, костюмы, работу оператора – не оценить невозможно.

Кадр из фильма «Он – дракон»

Другая сказка – уже только 18+, хотя всю матерную лексику, как сейчас полагается, из фильма вычистили. Это первая комедия замечательного драматурга, автора нашумевших картин «Волчок» и «Жить», Василия Сигарева, где главную роль сыграла его жена и муза Яна Троянова.«Страна ОЗ» (то ли как в американской сказке, то ли это цифры 03, как в случае вызова «Скорой помощи») – масштабное новогоднее хулиганство, путешествие заблудившейся девушки с собачкой по галлюциногенной заснеженной Москве. Среди встреченных ей железных дровосеков и страшил – Евгений Цыганов, Гоша Куценко, Инна Чурикова, Алиса Хазанова и Юлия Снигирь. Будет очень смешно, совершенно неприлично, на удивление точно, но при этом вполне волшебно.

Кадр из фильма «Страна ОЗ»

Некоторые из актеров этой картины (в частности, Цыганов и Снигирь) сыграли и в другом праздничном отечественном хите – фильме Анны Меликян «Про любовь». Он получил Гран-При сочинского «Кинотавра» еще в далеком июне, а в прокат выходит именно сейчас, 10 декабря. Формально перед нами альманах, но авторский, концептуальный. Несколько новелл соединены лекцией, которую психолог – героиня Ренаты Литвиновой – читает на «Стрелке»; среди слушателей – другие персонажи картины. Здесь есть сюжеты комические и трагические, но большей частью они балансируют между юмором и драмой, как и в двух предыдущих работах Меликян, «Русалке» и «Звезде». Два японца, полюбившие друг друга в России, красотка-секретарша и ее циничный босс, любвеобильный граффити-артист и две его подруги, олигарх и юная любовница, косплееры с костюмированной вечеринки…

Кадр из фильма “Про любовь”

По сути, вся эта картина – несуразная и легкомысленная вечеринка, карнавал и маскарад посреди неуютной Москвы, предстающей в фильмах Меликян городом поистине чудесным. Уже это одно – серьезный повод не пропустить «Про любовь».

Источник.