Субъективные итоги-2015

10 лучших фильмов (и еще 3): версия Антона Долина

  • «Головоломка» Пита Доктера и Рональдо Дель Кармена
dolin_2015-12-21_1
Фотография: WDSSPR Disney

Самый авангардный мультфильм за всю историю студии Pixar — сюжет, который разворачивается в голове школьницы. Главные герои — ее эмоции, при переезде на новую квартиру потерявшие своего лидера, Радость. Фундаментальное кино для понимания детской психологии, которая, впрочем, как выясняется, мало в чем отличается от взрослой.

Подробнее о фильме

Интервью с создателями мультфильма

Интервью с президентом студии Pixar

  • «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе
dolin_2015-12-21_2
Фотография: Кинокомпания «Пассажир»

Виртуозная, тонкая, сложная, но, кроме всего прочего, еще и мужественная картина о предчувствии большой беды — а точнее, о предвоенном сотрудничестве немецких и советских инженеров, в рамках пакта Молотова — Риббентропа. Лучший отечественный фильм года был отвергнут всеми международными фестивалями, кроме Московского, где награжден не был. Безнадега.

Подробнее о фильме

  • «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна
Фотография: Фестиваль «2morrow/Завтра»
Фотография: Фестиваль «2morrow/Завтра»

Инъекция чистой поэзии, медитативной и лукавой. Тайский гений снял свою версию барочной притчи Кальдерона «Жизнь есть сон» (которую, вполне возможно, не читал). Солдаты спят и воюют с армией неприятеля во сне, пока медиумы общаются с принявшими человеческий облик богинями. Первый фильм, снятый режиссером в своем родном городе, и, по его словам, последний, снятый на родине.

Подробнее о фильме

Интервью с Апичатпонгом Вирасетакуном

  • «Кэрол» Тодда Хейнса
Фотография: The Weinstein Company
Фотография: The Weinstein Company

Американский ответ «Жизни Адель», мощная и пронзительная драма о продавщице, влюбившейся в великосветскую домохозяйку. Безупречная режиссура, идеально выстроенная атмосфера эпохи, снайперски точное музыкальное сопровождение — но, конечно, прежде всего — фантастические актерские работы Руни Мары и Кейт Бланшетт. «Оскара» обеим, немедленно!

Подробнее о фильме

  • «Такси» Джафара Панахи
Фотография: «Артхаус»
Фотография: «Артхаус»

Копеечное и вдохновенное кино о самом главном: свободе. С ним лауреат золотых призов Канн, Локарно и Венеции наконец-то добавил в копилку берлинского «Золотого медведя», что, разумеется, не помогло ему выйти из-под домашнего ареста (нахально нарушенного ради съемок). Даже власти Ирана, поругав его за нарушение регламента, после этого поздравили с победой. Победой над ними самими, надо понимать.

Подробнее о фильме

  • «Лобстер» Йоргоса Лантимоса
dolin_2015-12-21_6
Фотография: Alchemy

Главный герой готовится к превращению в лобстера: все равно никто не захочет делить с ним кров и постель. Лучшая антиутопия за несколько лет — саркастическая сатира о будущем, в котором не разрешается быть одиноким. Перейдя на английский, лидер «новой греческой волны» обучился универсальному языку эмоций и обрел по-настоящему крутых актеров. Колина Фаррелла в частности: пожалуй, самая яркая его роль.

Подробнее о фильме

  • «Молодость» Паоло Соррентино
Фотография: A-One Films
Фотография: A-One Films

Много восторгов, много нареканий. Ни одного приза в Каннах, зато награды за лучший фильм, режиссуру и актерскую игру (Майклу Кейну) на премиях Европейской киноакадемии. Очень небезупречная картина нечеловеческой красоты, обаянию которой практически невозможно сопротивляться. Местами банальная, да; но убеждающая нас, что жизнь еще банальнее. Ну и работа с саундтреком уникальная: сегодня так больше не умеет никто.

Подробнее о фильме

Интервью с Паоло Соррентино

  • «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дьюка Джонсона
dolin_2015-12-21_8
Фотография: Paramount Pictures

Маленькая, нежная, горькая история мимолетной любви, рассказанная средствами кукольной анимации и разыгранная за кадром всего тремя актерами (он, она и все остальные). Гораздо более удачный шаг в режиссуру от культового сценариста Кауфмана, чем его перегруженный дебют «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Заслуженный Гран-при в Венеции.

Подробнее о фильме

  • «Новейший завет» Жако Ван Дормеля
Фотография: Premium Film
Фотография: Premium Film

Хулиганская комедия от парадоксалиста из Брюсселя — история малолетней дочери Бога, решившей сбежать от папаши, драчуна и пьяницы, чтобы найти на Земле новую команду апостолов и написать очередное Евангелие. Очень смелое, свободное и неожиданное кино, в котором лирика неотделима от клоунады, а сатира — от философии.

Подробнее о фильме

  • «Шпионский мост» Стивена Спилберга
Фотография: «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Фотография: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Не только старомодно фундаментальный психологический триллер о шпионах 1960-х, но и настоящий гуманистический манифест от главного режиссера Голливуда. Первый из его великих военных фильмов, в котором никто не погибает, — и первый, в котором есть симпатичный русский. Правда, не тот, которого играет россиянин Михаил Горевой, а тот, роль которого поручена британцу Марку Райлэнсу.

Подробнее о фильме

  • Лучший документальный фильм — «Событие» Сергея Лозницы
Фотография: loznitsa.com
Фотография: loznitsa.com

Уникальный документ эпохи, никогда не виденная съемка трех дней путча 1991 года в Ленинграде, превращен выдающимся документалистом в концептуальное высказывание — одновременно жестокое и великодушное по отношению к нам, наследникам тех демонстрантов.

Подробнее о фильме

  • Лучший архивный фильм — «Визит, или Воспоминания и признания» Мануэла ди Оливейры
Фотография: Cinematica Portuguesa
Фотография: Cinematica Portuguesa

2015-й запомнится как год смерти нескольких титанов кинематографа — в частности, его старейшины Мануэла ди Оливейры. Приближение старости он почувствовал несколько десятилетий назад — и тогда снял в своем доме фильм-завещание, показанный только сейчас. Потрясающе откровенный, искренний, простой и сильный памятник человеческому духу и частной истории.

Подробнее о Мануэле ди Оливейре

  • Лучший короткометражный фильм — «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита
Фотография: анимационная студия «Мельница»
Фотография: анимационная студия «Мельница»

Сенсация не только отечественного, но и мирового анимационного кино, взявшая все мыслимые и немыслимые премии (пока — кроме «Оскара»). Трагикомическая история дружбы двух напарников-космонавтов, рассказанная простодушно и изобретательно.

Интервью с Константином Бронзитом

Источник.