Мосфильм. Среди коллекции киноаппаратуры, выставленной под стеклом, – работы выдающихся художников-постановщиков. В центре – эскиз Николая Двигубского к фильму «Визит вежливости». Развалины Помпеи и каменная мостовая, сквозь которую пробивается зеленая трава. Затхлая древность, победы и крушения, а рядом – насыщенная свежесть! Двигубский помог создать сложнейшую атмосферу духа в фильме «Зеркало», обжить огромные пространства в «Сибириаде», устроить «бумажный бал» в «Дворянском гнезде». Безупречный вкус, эрудиция, виртуозная техника, стиль – составляющие таланта, казалось бы, «полный комплект» для успешной карьеры. Он мог бы разделить судьбу друзей по ВГИКУ: стать художником Большого театра, народным художником СССР. Или номенклатурным творцом, подбивающим талант под соцреализм – модную для страны Советов планку. Совершить «переворот» в живописи с целью быть изгнанным из советской России. Просто «удрать», став диссидентом для нас и любимым героем для свободной Франции, в которой родился и стоял у истоков собственной успешной карьеры. Работал с первыми режиссерами: А. Тарковским, А. Кончаловским, Г. Панфиловым, был вхож в элитный круг. В общем, территория «примирения» с властью или поле битвы за свободу были огромными! Но Двигубский ни перед кем не «прогнулся», но и не «вытянулся» в почти двухметровый рост!
Русский француз
1936 год. Франция. В городе Клиши под Парижем родился русский француз Коля (Николя) – солидный, шесть килограммов веса! Там же появилась на свет и Марина Влади: «Коля слыл красавцем, с чудными глазами, прекрасная улыбка с ямочками, отлично танцевал. Наши корни с ним из России, его – из Краснодарской губернии, мои – из Курской. А во Франции мы жили в одном квартале, может, поэтому думают, что родные?» Позже семья перебралась в Париж в огромную квартиру, купила четыре машины. Отец Коли – инженер-механик, имел стабильную работу, мама работала художником-модельером. Страна очнулась от послевоенного кошмара, начался резкий экономический подъем. Пятидесятые годы – время генерала Шарля де Голля – сильнейшей личности, он поднял страну. Франция уже тогда стала президентской, начался ее расцвет! Коля Двигубский мог бы сделать головокружительную карьеру. Поскольку в двадцать лет успел получить блестящее образование: окончил знаменитую Французскую Академию де Базар и частную художественную мастерскую Поля Колена, известного живописца, декоратора, основоположника искусства театрального плаката. Но судьба распорядилась иначе. «Дедушку с бабушкой замучила ностальгия, и после смерти Сталина они сказали: «Все, едем обратно в Россию!» Остальные дети сказали: «Спасибо!» А папа, поскольку был самым младшим и несовершеннолетним, тогда совершеннолетие давали в 21 год, отправился вслед за ними.»
Визит вежливости
1956 год. Красавец Коля врывается в Москву с французским блеском и европейской «незащищенностью»! «Папа приехал элегантно одетым, в одной куртке и ботинках на тонкой подошве, которые носил даже в мороз. Он до конца дней, даже когда плохо чувствовал себя, ходил с очень прямой спиной, всегда подтянутый, гладко выбритый, пахнущий герленовскими духами «Ветивер» (Vetiver)» (Е. Двигубская). Родители Коли – в ужасе! Они не узнают родины. Это уже не сильная царская Россия, которую помнит дворянка, урожденная Сорока-Кнежевич (мама Н. Двигубского). И даже не та Россия, из которой она бежала в 1918 году на корабле через Крым и Турцию во Францию, получив за отвагу Георгиевский крест (исключительный случай, женщин им не награждали!) А страна Советов с нищетой, уравниловкой, колхозно-пролетарским духом, низкой заработной платой. В общем – отсталая страна. Двигубских поселяют в коммунальную квартиру с соседями – алкоголиками, зато в Москве! Удивительно, как вообще «иностранцев» – не посадили? А потом, волей случая, семья даже перебралась почти в центр столицы! Не расстреляли, не отправили в ссылку, в глухомань? Чудеса! «Везунчик!» – назовет отца дочь Катя. И ведь действительно, повезло? Глоток свободы дали! Думаю, позже, Н. Двигубский оценил «везение». И даже благодарил судьбу, хотя по французским меркам – московская жизнь была для него тяжким испытанием. Но он пока молод!
Режиссер Андрей Кончаловский был поражен, увидев элегантного молодого человека в Большом театре « в охренительном замшевом пиджаке, рыже-коричневом, легком, каких в Москве, наверное, было не более трех (у Богословского, Пырьева и знаменитого московского иностранца Люсьена Но). Это был явно не наш человек – весь заграничный.» (А. Кончаловский «Возвышающий обман»). Он часто бывает в доме Михалковых-Кончаловских, который становится отдушиной, ведь там можно говорить по-французски. Почетных гостей чествуют знаменитой «кончаловкой», но Коля не остается в долгу, удивив всех луковым супом с сыром. Это лишь – фон. Главным было другое. Коля знал то, что в высшем свете не знали. Он открыл другу Андрею Кончаловскому Бернара Бюффе и современную французскую живопись, певцов Жоржа Брассанса и Эдит Пиаф. А Наталья Петровна Кончаловская (мать А. Кончаловского и Н. Михалкова), позже, перевела на русский язык всего Брассанса, написала книгу об Э. Пиаф. «Получается, благодаря Коле», напишет позже режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский. Именно Коля принес в их дом мир современной французской культуры. « Тогда я бредил Парижем. «На последнем дыхании» Годара было откровением. Парижские улицы. Звуки полицейских машин. Молодой Жан-Поль Бельмондо. Такой красивый, со своим некрасивым лицом. Длинноногие женщины в черных шляпах, сумасшедшие, красивые, недоступные. С годаровского экрана на меня глядел Париж, залитый солнцем. Это был город мечты, Эйфелевой башни, пахнущий «Шанелью» и дорогими сигаретами… Этот же запах принес с собой Коля. Запах дорогого одеколона, хороших сигарет, иногда трубки». (А. Кончаловский «Возвышающий обман»)
Россия – огромная страна, СССР – «великан»! Но дух свободы, который Коля ощутил с высоты Эйфелевой башни и на котором взрос, вмиг превратил маленькую Францию в «гиганта». Началась борьба несоответствий. Пройдет время, и художник поймет: в России его свобода сужается, личная «территория» становится ничтожно малой. Эта мысль как молния пронзит сердце! Потом, став известным художником-постановщиком, Двигубский попытается компенсировать утраченную свободу масштабными проектами. Например, в фильме А.Тарковского «Зеркало» попросит покрыть несколько гектаров леса бронзовой краской, включить ветродуи, чтобы деревья фосфорицировали, как перед грозой, создавая состояние тревоги. А в «Сибириаде» А. Кончаловского – привезти тонны мха, перекрасить зеленый цвет в ржавый, тоже для особого духа. Возможно, так отстаивал просторы личной свободы, утверждал свой размах?
«Коля был глубоко несчастный, одинокий человек. Страдал всю жизнь. При этом, всегда напевал Моцарта», – скажет художник и друг М. Ромадин. Значит – света и радости просила душа! Она же скорбела, обретая не красный даже, а бурый цвет. Просто потрясает трагизмом картина Н. Двигубского 1975 года (в России художник уже 10 лет), подаренная им М. Ромадину. Похоже, автопортрет. «А луна была голубой» – написано на обороте на французском. Красно-бурыми красками выписано странное лицо в плоском изображении. В глазах – страдание, земной плен, а там где-то маячит потухший спутник луна. Быть может, лицо оттуда? А здесь, на земле, потому что голубая луна почернела? Не Двигубского ли это душа? Ведь он часто один, сидя в сквере, съежившись и обняв любимую таксу, сильно страдал и даже украдкой плакал, вспоминая ту жизнь, которую у него отняли. (по воспоминаниям М.Ромадина)
Стиль «Двигубский»
1956-1962 годы. ВГИК. Нежданно-негаданно приезжает художник да еще из самого Парижа! В руках он держит диплом Французской Академии художеств, на него смотрят как на звезду, скатившуюся с неба.. Но для чиновников – диплом Коли – ничто! Двигубский вынужден переквалифицироваться. Он поступает в Институт Кинематографии (ВГИК), ставший для студентов художественного факультета в те годы своего рода «вольницей». Среда, подходящая для иностранца. Но ВГИК Коля выбирает целенаправленно. Еще учась в Париже, он успевает поработать ассистентом известного художника-постановщика Жоржа Вакевича (выходца из России, создавшего костюмы и декорации к более ста фильмам известных кинорежиссеров). Среда – кинематографическая. Плюс учеба в Париже у декоратора и театрального плакатиста Поля Колена. Все это сошлось в Москве, во ВГИКЕ, а позже в работе над фильмами и спектаклями. Конечно, Двигубский тосковал по Франции. В 1958 году в книжных магазинах Москвы появляется роман Луи Арагона «Страстная неделя», как раз в «страстную» Наполеон вернулся с острова Эльба. И Н. Двигубский выбирает эту тему (французскую) для диплома (по воспоминаниям художника А.Боима). А для курсовой на первой курсе – «Гиперболоид инженера Гарина». Там есть Париж, и можно было его вспоминать на эскизах. Пока Коля ностальгировал, товарищи рядом постигали технику его письма. Особенно – сокурсник Валерий Левенталь, ставший главным художником Большого театра. А выдающиеся мастера (М. Ромадин, А. Боим, С. Алимов), пораженные тем, как пишет Коля маслом по бумаге (абсолютная новация тогда!) – тоже учились у друга, будучи студентами ВГИКА. Можно акварелью писать, как маслом. А Двигубский маслом писал, как акварелью, создавая на бумаге легкие, изящные работы. «Такая негрунтованная бумага и маслом по ней, она расплывалась немного…Поэтому всякие изящества можно было делать» (М. Ромадин). В этой же технике выполнены эскизы Н. Двигубского к фильму А. Тарковского «Зеркало», правда, от лака со временем они потемнели (хранятся в Фонде Государственной Третьяковской Галереи).
Некоторые считают, что Н.Двигубский приехал «французом», его художественный почерк принадлежал знаменитой «Парижской школе» («Эколь де пари»), сформировавшейся в 20-30-х годах ХХ века, куда входили такие мощные имена как: Мадильяни, Пикассо, Бранкузи, Шагал. Но Михаил Ромадин не согласен: «Не встречал в Париже ничего близкого почерку Н. Двигубского. Он – один, единственный и неповторимый, большой художник! А уж если сравнивать, то скорее – не «француз» он, а «малый голландец» Питер де Хох». «Ставил выше всех Леонардо да Винчи, Андреа Мантенья, Микеланджело, в меньшей степени Рафаэля. В его натюрмортах и интерьерах, я лично вижу сильное влияние северной живописи, «малых голландцев». Поэтому любимая тема – скоротечности жизни, рождение на полотнах символов: черепа, горящие свечи, часы, музыкальные инструменты, насекомые на букетах. Русская школа была не очень ему близка. Мне кажется вообще то, что писал Николай Львович, – без адреса, анационально» (Егор Кончаловский). «Малые голландцы» славились точной проработкой деталей, специализировались на изображении интерьеров, экспериментировали со светом. Наверное, от них – точность в изображении и создании предметов. Декорациям Двигубского к фильмам, ювелирно выполненным, поражались на Мосфильме – главной студии страны. Он предложил сложнейший «модерн» режиссеру Г. Панфилову в фильме «Васса». Затянул тканью все стены в гостиной, мебель выполнил в стиле «чиппендель», что отняло неимоверное количество времени и сил. А с какой любовью к старине создавались печные изразцы к картине «Дядя Ваня»? Мало того, что Двигубский от руки расписал их, он сделал специальные трещинки, появляющиеся на глазури при пользовании печью. На декорацию квартиры, построенной на Мосфильме к фильму А. Тарковского «Зеркало», ходили смотреть, как на диво! Потолок коридора затянул медной сеткой для создания особого изображения, при полной темноте коридор бликовал, создавая глубину. В одной из комнат коммунальной квартиры должны были жить испанцы. И Двигубский стены оклеил старыми газетами того времени, все удивлялись, где он взял их в таком количестве? На кухне был умывальник в виде половины яйца ( довоенный) с краном, выполненным с колоссальной тщательностью: его вентиль был стерт так, что просматривалось несколько слоев старой краски. Обидно, но комнату испанцев вырезали во время монтажа, а в кухню герои даже не зашли. На вопрос, не обидно ли? Двигубский спокойно и с достоинством отвечал: «Это никуда не ушло. Все равно вся квартира присутствует в «Зеркале», создает атмосферу» ( Из рассказа оператора В. Алисова).
За двадцать с лишним лет, проведенных в России, как считает художник А. Боим, Двигубский создал абсолютно ни на кого не похожий стиль. Его внутренняя самодостаточность, закрытость и цельность сделали свое дело, защитили главное – дар. Русский характер, щедрый и глубокий, нашел себя, но раскрылся по-своему. Двигубский увидел могущественную Сибирь, работая над «Сибириадой» А. Кончалоского, постиг гений А. С. Пушкина при работе над фильмом М. Хуциева о поэте, почувствовал атмосферу русской усадьбы в «Дворянском гнезде», хоть работал над его французской частью, узнал национальный характер, создавая декорации к картине «Дядя Ваня». А багаж, привезенный с Запада, пригодился ему в работе с зарубежной классикой, над спектаклями ( «Кола Брюньон», «Жизнь Галилео Галилея» и др. )
Несмотря на все трудности, период жизни в России для Двигубского не прошел даром. В своих полотнах он сумел соединить западную живопись, прежде всего Возрождения, с сюрреализмом известного бельгийского художника Рене Магритта и духовной мистикой А. Тарковского. Это был уже совсем другой Двигубский. Достаточно посмотреть на один из его эскизов к «Зеркалу», чтобы понять, как сошлись в одном полотне эпоха Возрождения, мистический реализм ХХ века и духовное мировоззрение А. Тарковского. Двигубский написал отраженный в старом зеркале пейзаж в арочном окне. «В леонардовском стиле было выполнено окно, из него просматривался пейзаж, картина меня потрясла своей поразительной живописностью, сочетанием голубого неба и теплого, почти терракотового окна» (оператор В. Алисов) На картине – зеркало, старое, выеденное, с коростами амальгамы. Ощущение, что ты пересекаешь пространство и входишь в иную среду. Органика почти божественного перехода, триединство Возрождения, мистического реализма и духовного мистицизма на полотне Двигубского – поистине великое зрелище!
«Богов нельзя трогать..»
«Москва. Мастерская в Воротниковском переулке. режиссер Андрей Тарковский, оператор Георгий Рерберг и Коля пытаются найти «ключ» к одной из сцен «Зеркала». Весна. За окном – поле. Как снимать? Придумать не могут. И вдруг, у Коли – озарение: «Картошка цветет!». Все облегченно вздыхают. Нам дали квартиру рядом с метро «Аэропорт», Коля предложил стены выкрасить белой краской. «Как белой?» – спрашиваю. «Будет красиво!»» (бывшая жена Н. Аринбасарова). «Белый» – цвет аристократов. Белая одежда всегда освежает, белые цветы кажутся самыми свежими. Такая же «свежесть» исходила от Н. Двигубского. Все время, пока художник жил и работал в России, на него смотрели с широко открытыми глазами. Конечно, он поражал. «Абстракционисты» во вторую волну эмиграции вырвались из советской России в свободную Францию (С. Шаршун, А. Ланской, С. Поляков, Николя де Сталь), и там создали великолепные образцы абстрактной живописи. А Двигубскому судьба посылает «обратный ход». Он едет за «железный занавес». «Практически, у него не было персональных выставок при абсолютной возможности их иметь и быть успешным коммерческим художником.» (Е. Кончаловский). Конечно, ему завидовали – непрактичному, не выбивающему награды, премии и, уж тем более, звания.
Двигубский нелегко сходился с людьми. Многие пытались взять интервью, но художник к себе никого не допускал. А один раз жене Н.Аринбасаровой фразу бросил: «Богов нельзя трогать!» А какой талант не сознает, что его цена выше? Но Двигубский не был ни приспособленцем, ни борцом. Поэтому талант свой, как и личную свободу, прятал в кокон, свив вокруг защитный слой, куда в конце концов – погрузился сам! «Окна на половину на улицу торчали. Обычно, мастерские художников на верхних этажах, чтобы естественный свет бил. А он писал всю жизнь при мощном электричестве, выбивало все пробки.» (Е. Кончаловский) Художественная мастерская находилась в полуподвале, в метре под землей. Пусть малая, но – свобода! Плен, но вольный! Там разряжался, вдыхая вместе с запахом красок бессмертный эликсир, поддерживающий жизнь. И все же странно: столько сделать в кино и остаться для большинства советских зрителей почти безымянным героем! Ну и пусть, зато – самим собой, даже на сломах эпох. «Богов нельзя трогать» – сказано про себя, но это не звездная болезнь, не кокетство и уж тем более не чванство, а формула жизни художника на земле, простая и вместе с тем сложная «заповедь».
Воля или плен?
Конец 1970-х. Н. Двигубский был, как всякий иностранец, невыездным. А жена – актриса Наталья Аринбасарова разъезжала по Союзу и загранице. Понимая, что муж заскучал, предложила съездить к родному брату в Соединенные Штаты. И, как признается, сама подтолкнула мужа к разрыву с семьей и страной. И деньги подвернулись, приличный гонорар за очередной фильм. Свобода, на какое-то время, вновь обрела масштаб вольницы.. Конечно, вернулся из поездки – другой человек, а может, прежний, тот самый двадцатилетний красавец, «француз» Коля (Николя)?!. И он заскучал. Невероятная тоска, как заноза, засела в душу. Потом еще одна поездка к брату, снова на отпущенный гонорар. И Н.Двигубский заболел той половиной мира, которую потерял когда-то. Сначала звал – Наташу – уехать вместе, мучился, начались ссоры и они расстались. А когда в жизнь ворвалась Франсуаза – уехал из России навсегда.
1980 год. Н. Двигубский снова во Франции! Работает на прославленных сценах : с А. Тарковским они создают оперу «Борис Годунов» в «Ковент-Гардене» (позже ее перенес на сцену Мариинского театре в Санкт-Петербурге В. Гергиев), с А. Кончаловским ставят «Евгения Онегина» в «Ла Скала». С известным польским кинорежиссером А.Жулавски создает фильм «Борис Годунов». В Париже проходят персональные выставки Н. Двигубского. Казалось бы – реабилитирован судьбой! Снова свобода и воля! Но они уже не нужны. Душа требует уединения, и Н. Двигубский переезжает с женой Франсуазой Экюре в Нормандию, в старинный замок. Но там нет – единомышленников, блестящих собеседников и того круга общения, к которому художник привык в России. И он погружается в свой собственный мир, пишет огромные картины, ничего не продает. На полотнах рождается «земной космос», сотканный из женского чрева, руки младенца и тайны бытия. Быть может – это его «причал»?
«В трудный период жизни в Нормандии, Коле предлагали снова писать натюрморты, он жаловался, негодовал: «Никто художнику не может приказать, что делать, он выбирает сам!»» ( брат Мишель). К концу жизни Двигубский превращается в аскета, формирует на холстах только ему доступный мир, и сам, как на полотнах своих, сворачивается в «кокон». Быть может, чтобы вернуться в первозданное чрево? Стать младенцем новой свободной жизни? В финале, так было проще ему. Ведь на протяжении отпущенного земного круга, радиус – сжимался, территория свободы таяла, а вместе с ней убывала жизнь. «Талант дается как благословение и как «проклятие». Художник иногда совершает такие поступки, что сам себя уничтожает, словно ему необходимо страдание, провоцирует судьбу. Считаю – лучшие картины папа написал в последние годы жизни. Его мечтой было устроить персональную выставку. Ведь он ничего не продавал, складывал, видимо, ждал. Выставку я обязательно организую».
В финале своего пути Н. Двигубский пережил страшную болезнь, о которой, кроме близких, никто не знал, попал в автокатастрофу, но остался жив. А когда повредил правую руку (порвал связки), понял – скоро не сможет писать! Тогда совсем замкнулся, ушел в себя. Его единственная дочь – Екатерина Двигубская – приехала к отцу в Нормандию отметить свой день рождения 14 октября, а 24 октября 2008 года Н. Двигубский застрелился. В день похорон Катя была растеряна и подушила тело отца духами «Ветивер» (Vetiver) марки «Герлен», которым Н.Двигубский никогда не изменял. «Колей пахнет!» – произнесла жена Франсуаза, не понимая, не веря в случившееся.
Во Франции художнику дышалось свободно, в России – тяжело, но значительно, в Нормандии – спокойно. И все же он не причалил ни к одному из трех «берегов». Зато стал пленником собственного «острова» – свободного и прекрасного, который сам когда-то нарисовал! Сначала его открыли люди, стали навещать. Одни предлагали – любовь, он пресыщался. Другие – дружбу, он не терпел предательства. Третьи – заявляли свои права, пытались завоевать. Но случилось непредвиденное: остров стремительно стал погружаться в воду. Тогда он закрыл доступ на материк. Все спаслись, кроме хозяина острова. Вода все подступала и подступала, а он все стоял и стоял. Бог разверз даже небо, предупреждая, вода обрушилась сверху. Но Н. Двигубский был неумолим! Он погибал один на один со своей свободой. Верное служение ей – стало роковым, смерть молниеносной. Выстрел – точным!
Почему художник Н. Двигубский оказался в плену, жертвой самого себя? Возможно, трагической ошибкой стала невозможность соотнести масштаб личности, большой талант с обстоятельствами жизни, которые выше нас? Великое счастье – подчиниться судьбе, ведь не мы делаем выбор, за нас голосуют сверху! Тогда то, что отпущено, – сумеет реализоваться. Амортизация – минимальна, погрешности – незначительны, а радость велика от того, что просто живешь и принимаешь размер отпущенного «земного рая» с благодарностью, хоть масштабы его не велики и не соответствуют заложенному в тебе потенциалу. Но эта мера не для художника Николая Двигубского. Не его выбор, не его путь! Впрочем, «Богов нельзя трогать…»
Автор статьи – Е. Б. Кириллова. Журнал «Свой», № 1, 2010 год.
Это первая большая статья, биографическое исследование жизни и творчества Н. Двигубского. Просьба без разрешения Автора не использовать фрагменты статьи. Права защищены.