Леонид Павлючик. «Экипаж», дубль второй

Увы, никакие 100 млн зрителей в условиях разрушенного кинопроката новому «Экипажу» не грозят.
На экраны выходит ремейк знаменитого фильма Александра Митты. И от сравнения никуда не деться

Этот фильм еще до премьеры нарекли самым амбициозным проектом года. Оснований для таких оценок немало. Здесь и звездный дуэт Владимира Машкова и Данилы Козловского — самых ярких, харизматичных актеров своих поколений. Здесь и беспрецедентный бюджет «Экипажа», который продюсерами не разглашается, но миллионы и миллионы долларовых вложений хорошо видны на экране. Здесь, наконец, и очевидная перекличка с «Экипажем» Александра Митты, который собрал в свое время у киноэкранов 100 млн зрителей. Вся эта мифология работала и работает на успех нового «Экипажа».

Конечно, никакие 100 млн зрителей в условиях разрушенного кинопроката новому «Экипажу» не грозят. Хорошо, если зрителей наберется хотя бы миллионов 10. Но юная поросль, в основном населяющая наши кинотеатры, думаю, роскошный киноаттракцион будет смотреть с удовольствием. Такого визуального пиршества, такого буйства эмоций, такого масштаба поистине головокружительных съемок в российском кино, возможно, и не было — даже с учетом весьма затратных фильмов Никиты Михалкова («Утомленные солнцем — 2») и Андрея Кончаловского («Щелкунчик»).

Разумеется, новый «Экипаж», начиненный спецэффектами (1,5 тысячи кадров с компьютерной графикой), превзошел в этом плане и одноименный фильм 1979 года, авторы которого были ограничены техническими возможностями своего времени. Но вот станет ли блокбастер Николая Лебедева и студии «ТРИТЭ» таким же прорывом в российском кино, каким был в советском кино старый «Экипаж», — тут я, пожалуй, затруднюсь с утвердительным ответом.

Когда фильм Александра Митты вышел на экраны, это была подлинная революция в отечественном кинематографе. Фильмы-катастрофы до того были уделом «загнивающего» западного кино, у нас их показывали специалистам только на закрытых сеансах. На семинаре для молодых кинокритиков в Болшево мне, помнится, году в 1978-м довелось увидеть несколько лент из голливудской серии «Аэропорт», старт которой был дан в 1970 году. Там тоже самолеты терпели в воздухе крушение, но мужественные американские пилоты самоотверженно разруливали ситуацию и вели дело к полнейшей виктории над суровыми природными и техногенными катаклизмами.

Притом что мы шли в мировом кино «своим путем», на чужие успехи мы все-таки оглядывались, тем более что советский кинематограф к середине 70-х начал терять зрителей. «Экипаж» Митты в известном смысле стал нашим ответом популярной голливудской франшизе, соединив в себе занимательность доселе чужеродного жанра фильма-катастрофы и традиционный для нашего кино производственный кинороман, утепленный, впрочем, смелыми лирическими и даже, не побоюсь сказать, эротическими мотивами. Этот невиданный жанровый микс и обеспечил фантастический взлет фильма.

Что касается нового «Экипажа», то в нем, увы, нет взрывного эффекта жанровой, или тематической, или принципиальной содержательной новизны. Мы столько всего видали-перевидали за последние десятилетия, что нас пересказом, пусть даже вольным, фильма-катастрофы почти 40-летней давности удивить трудно. Как авторы нового «Экипажа» в своих интервью ни открещиваются от слова «ремейк», но они сняли именно что ремейк — что с английского переводится как «переделка», а толкуется словарями как выпуск в коммерческих целях «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик».

Конечно, Николай Лебедев и его продюсеры могут сказать (и неустанно говорят), что герой Леонида Филатова не похож на героя Данилы Козловского, а персонаж Георгия Жженова имеет не так много общего с персонажем Владимира Машкова. Во-первых, как мне кажется, даже чисто физиономически, типажно разница между героями старого и нового фильма не сильно бросается в глаза. А главное, сама несущая конструкция нового «Экипажа», основанная на противоборстве опытного, жесткого командира корабля и его своенравного, но талантливого помощника, сам сюжетный каркас фильма, начинающегося как бытовая, семейная драма и внезапно переходящего в режим катастрофы, наконец, череда невозможных в реальной жизни сказочных по-двигов, которые совершают пилоты и бортпроводники сначала на охваченном пламенем и залитом вулканической лавой аэродроме, а потом на борту терпящего крушение лайнера, — все это, как ни крути, вдохновлено содержанием, стилистикой, энергией, канвой старого фильма.

А своего, оригинального в новом «Экипаже» не так уж много, что вообще-то странно — учитывая, в каком критическом состоянии по сравнению с советским временем находится сегодня наш авиапром, какие серьезные проблемы испытывают авиаотряды с квалифицированными летными кадрами, как часто падают у нас самолеты по вине технических неисправностей и пресловутого человеческого фактора. Слабые отголоски этих проблем однажды прозвучат в словах отца главного героя (Сергей Шакуров), но действие быстро свернет в проторенное старым советским фильмом русло героического эпоса. А ремейк, пусть и отлично исполненный, виртуозно снятый, замечательно сыгранный — он и есть ремейк. Случаев, когда копия, дубль были ярче, лучше, смелее, интереснее оригинала, я навскидку и не вспомню.

В этом смысле предыдущий фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» представляется мне более цельной и оригинальной работой. Это был подлинный прорыв в жанре зрелищного спортивного байопика. Оказалось, что спорт, который доселе считался у нас «некинематографичным», — подлинный кладезь сюжетов, конфликтов, характеров, драм. «Легенда», по сути, открыла новую щедрую жилу, которую сейчас активно разрабатывают десятки режиссеров на большом и малом экране. Сам же Лебедев, судя по финальному витку фильма, похоже, оставил себе возможность для продолжения «Экипажа». Не уверен, что это сильный ход талантливого режиссера, начинавшего когда-то в авторском, а не продюсерском кино.

Источник.