Cпециально для “РГ” и kinopressa.ru
В канун большого исламского праздника Курбан-байрам в столице Татарстана завершился Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Это самый необычный киносмотр на территории России.
Казань вот уже двенадцать лет открыто и сердечно принимает в сентябре кинематографистов из Ирана и Сербии, Китая и Казахстана, Бангладеш и Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов и Сирии, а также Афганистана, Болгарии, Франции и, конечно же, России.
Фильмы, появление которых на других фестивалях практически никогда не анонсируется как центральное событие,, здесь собирают полные залы, вызывают подлинный ажиотаж и долгие дискуссии.
Фестиваль в Казани при своем появлении на фестивальной карте мира получил красивое имя «Золотой минбар», но пять лет назад отказался от этого пышного названия в пользу наименования более сдержанного, зато точнее отражающего суть. Теперь он известен как Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В его программах принципиально не делается акцента исключительно на религиозной тематике картин, хотя таковые, безусловно, есть и всегда привлекают внимание.
«Мухаммед – посланник Всевышнего»
Двенадцатый Казанский фестиваль открылся масштабным, мощным, кинополотном иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммед – Посланник Всевышнего». Подробное трехчасовое описание жизни главного исламского пророка повествует о его рождении и ранних детских годах. Это еще только начало грандиозной киноэпопеи: продолжение наверняка последует.. Кстати сказать, согласно мусульманским канонам, на экране ни разу не показано лицо Муххамеда, мы его видим только со спины, мелькает край одежды, движение руки и не более В фильме с безусловным уважением и почитанием собраны все апокрифы о великом Муххамеде и том времени, когда он появился на свет. Тем не менее, вокруг картины Маджиди в мире много споров и даже протестов, нет единого мнения, как именно следовало делать кино о родоначальнике ислама.
На просмотре «Муххамеда» в Казани люди сидели в переполненном зале на ступеньках, смотрели на экран, затаив дыхание. Было очевидно, что этот фильм для них крайне важен.
Тем не менее, по сравнению с начальными годами, устремления Казанского международного стали намного шире и глубже, они не ограничены сегодня исключительно конфессиональной проблематикой. Основной принцип подбора – качество фильмов , их просветительская и гуманистическая направленность.
При этом совершенно не обязательно, чтобы авторы из разных стран непременно исповедовали единую веру. В Казань на фестиваль охотно приезжают творческие люди разных конфессий, регионов и художественных пристрастий, готовые рассказывать в своих фильмах о людях и странах мусульманского мира.
Любовь к кино
Казанский международный поражает каждого, кто на нем побывал, прежде всего, обилием зрителей, их страстным желанием смотреть фильмы с утра до вечера. На любом сеансе игрового, документального, короткометражного и анимационного кино всегда аншлаг.
В этом году из 700 заявок на участие в Казанском фестивале было выбрано 60 картин – это огромный конкурс и серьезный труд для членов жюри.
Большое жюри – на этот раз под руководством Александра Прошкина всегда смотрит кино всех форматов вместе со зрителями. Отрабатывает пять полноценных рабочих дней по семь-восемь часов. Но никто не жалуется: этот фестиваль дает бесценный опыт открытия неведомого .
– Как и многие, я прежде узнавал мусульманский мир в основном с помощью телевизора и только через призму политики, а на Казанском фестивале впервые понял и оценил его многообразие, – говорит Александр Прошкин. – Это кино позволяет увидеть новую фактуру человеческого существования, показывает реальность без какой-либо тенденциозной подачи, знакомит с живыми людьми, с их насущными проблемами, которые мы зачастую просто не знаем и порой даже не можем себе представить.
Александр Анатольевич и его коллега по работе в жюри Казанского международного, кинорежиссер и сценарист Юсуп Разыков приехали в Казань из Оренбурга, где были участниками фестиваля «Восток-Запад. Классика и авангард». Там в международном конкурсе в основном представлены фильмы Восточной Европы и тоже велик интерес публики к фильмам, которых не встретишь в повседневной киноафише. И в Оренбурге и в Казани в качестве программного директора выступает киновед Сергей Лаврентьев, но повторов нет – у каждого фестиваля свое лицо и свой зритель.
Россия по-настоящему огромная страна и совершенно очевидно, что ей нужны не только глобальные массовые фильмы в прокате, но и самые разные кинофестивали, показывающие штучное, неформатное кино.
«Бессмертный» и другие призеры
29-летний иранский режиссер Хади Мохагхеха, несмотря на молодость, имеет статус выдающегося мастера. Его «Бессмертный» уже получил большие награды на МКФ в Пусане (Южная Корея) и на Золотом абрикосе (Армения).
В Казани этот совершенный, но очень нелегкий для восприятия фильм словно обрел новое дыхание, настолько эмоциональной, понимающей и восхищенной была реакция самых обычных зрителей.
Старик, считающий себя виновным в гибели собственной семьи, мечтает о смерти, но попытки покончить с собой ему не удаются. Его страдания с беспредельным терпением пытаются облегчить не только родной внук, но и другие, люди, которым его искренне жаль. «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать», – сказал поэт. Несчастный старик обретает долгожданный покой в тот момент, когда ощущение непоправимого одиночества покидает его.
Экзистенциальная притча, наполненная сугубо реалистическими подробностями, тягучим ритмом и дыханием вечности действительно поражает воображение.
Приз за лучшую режиссуру жюри отдало Сергею Потапову. Ему 41 год, он с успехом ставит спектакли на сценах разных стран, но больше всего известен как один из самых популярных творцов «якутского чуда». Кинематограф в Якутии развивается стремительно: за крошечные бюджеты там снимается ежегодно множество разножанровых картин, все они выходят в республиканский прокат и делают хорошие сборы.
Черно-белая картина «Божество Дьесегой», где Сергей Потаров талантливо внедрил игровой сюжет в документально снятый народный праздник Ысыах, добившись органичного соединения подлинной фактуры с трагической притчевой историей, год назад завоевала Гран-при Международного Якутского кинофестиваля.
До Татарстана фильм добрался только сейчас – благодаря приглашению в конкурс Казанского кинофестиваля. В российский прокат, за исключением Якутии, активно поддерживающей своих режиссеров, такие оригинальные произведения, увы, не попадают.
Там же, на МКФ в Якутске, впервые ярко засияла на территории России звезда по имени Бадема. Теперь эту великую актрису китайского кинематографа, удивительно проникновенно сыгравшую в фильме «Норжмаа» полюбили и в Казани. Сюжет напоминает коллизию знаменитого фильма Александра Рогожкина «Кукушка». Простая крестьянка приютила, а потом вылечила и примирила двух враждующих бойцов, получивших ранения в бою. Бадема своей игрой вызвала потоки зрительских слез и заслужила оглушительный успех, ей по праву достался приз за лучшую женскую роль.
Лучшими артистами названы Хариф Хазик, Иззи Рииф и Нам Рон – мужской ансамбль фильма «Смирение», который сняла Тунку Мона Риза из Малайзии. В этом пронзительном рассказе об очень трудном пути к взаимопониманию и обоюдному прощению мальчика-аутиста с его отца, совсем нет женских сантиментов и потакания зрителям. Мальчишке нелегко сочувствовать, он жестокий и враждебный к миру ребенок, оставшийся без матери. Отец слишком долго не хочет понимать и принимать тяжкую ношу воспитания своего неотзывчивого сына. Но в итоге они проходят этот порой безумно мучительный путь, чтобы стать действительно родными, близкими людьми.
За наиболее полное и художественно совершенное соответствие девизу фестиваля «Через диалог культур к культуре диалога» фильм «Смирение» отмечен также Призом «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков РФ.
Нелегкими поисками взаимопонимания мучаются и герои короткометражного фильма «Мама», победившего в конкурсе «Россия молодая». Известный артист и начинающий режиссер Кирилл Плетнев в своем маленьком фильме внятно и умело, на уровне лучших образцов старого добротного отечественного кино рассказал волнующую семейную историю. Молодая женщина в годы беспутной юности отказалась от собственной дочери. Ее родители удочерили девочку, и свою мать она привыкла считать сестрой. Но правда рвется наружу, испытывая на прочность всех членов семьи.
Все роли отлично сыграны хорошими артистами Валерием Бариновым, Светланой Ходченковой, Ольгой Сириной, Ольгой Лапшиной. Будем ждать теперь дебюта режиссера Кирилла Плетнева в полном метре.
Перспектива
«Если «Кинотавр» в Сочи и «Окно в Европу» в Выборге в статусе основных фестивалей отечественного кино первыми представляют кинопродукцию Москвы и Санкт-Петербурга, то Казанский международный может и должен стать центральной площадкой для многонационального российского кинематографа. Особенно малобюджетный короткий метр, представляющий региональный кинематограф, может быть у нас показан наиболее полно и собирать молодую заинтересованную аудиторию», – говорит арт-директор фестиваля Альбина Нафигова.
Для осуществления этого фестивального направления Казань подходит как нельзя лучше. Гости столицы Татарстана бывают изумлены соседством на территории Казанского кремля легендарной мечети Кул-Шариф и православного храма, но для самих жителей Казани ничего удивительного в этом нет. В Татарстане давно и на равных, дружелюбно и спокойно обитают представители более чем 120 народностей. Здесь привыкли уважать чужие верования взгляды.
«Сейчас в восприятии большинства людей ислам имеет агрессивную окраску, но это заблуждение, которое необходимо преодолевать. Я сама из смешанной семьи, у меня папа мусульманин, мама христианка, причем староверка, но они легко нашли общий язык, никаких проблем в отношении разных религиозных взглядов у них не было, и нет. – рассказывает Альбина Нафигова. – И так повсюду в Татарстане. У нас во время фестиваля на встречи с журналистами представители мусульманской и христианской конфессий приезжают в одной машине, не испытывая от этого никаких неудобств, это обычное дело. Казань хороша еще и тем, что она находится на стыке молодости и древности, в ней чувствуется позитивная энергия. В старинном городе с вековыми традициями много университетов, учащейся молодежи, открытой для общения, готовой к восприятию всего нового».
Творческая, увлеченная команда Казанского международного фестиваля мусульманского кино видит главную задачу в том, чтобы посредством своих программ и живого общения способствовать взаимопониманию, дружбе и просвещению. Ведь любые конфликты возникают в первую очередь от недостатка информации и отсутствия знакомства с культурой разных народов.
Вот почему так важно стараться и дальше , показывать разнообразное хорошее кино, необходимое зрителям.