Сергей Соловьев: «Это большое дело – показывать в таком объеме и на длинной дистанции российское кино»
Варшавская осень ежегодно завершается большим фестивалем российского кино «Спутник над Польшей». Десять лет назад, когда киносмотр делал первые шаги, чтобы вернуть польским зрителям фильмы из России, он носил локальное название «Спутник над Варшавой» и проходил исключительно в столице.
Сейчас это огромный фестиваль, который отнюдь не заканчивается подведением конкурсных итогов в Варшаве, а действительно охватывает практически всю Польшу и продлится до марта будущего года. Три десятка новых российских фильмов, из ста пятидесяти, побывавших в Варшаве, благодаря «Спутнику», увидят в Кракове, Вроцлаве, Белостоке, Щецине, Гданьске, Катовице и других городах.
Малгожата Шляговска-Скульска, директор и душа фестиваля, давно уже стала пусть неофициальным, но по-настоящему действенным послом дружбы между Россией и Польшей. Созданные ею киносмотры привлекают интерес и внимание не только к российскому, но и к родному польскому кинематографу. В Москве весной проходит фестиваль польского кино «Висла». Польские картины пани Малгожата привозит и в Таджикистан, Азербайджан, Сербию.
Варшаву при содействии российской Продюсерской компании Кинофест за время фестиваля посетили Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Александр Прошкин, Иван Твердовский, Николай Досталь, Александр Котт, Сергей Тарамаев и Люба Львова, Алексей Красовский, Илья Учитель, Ольга Столповская.
ПРИЗЕРЫ
К сожалению, не смогли вырваться из плотного театрального графика ни главный режиссер Гоголь-центра Кирилл Серебренников, ни его замечательные артисты, снимавшиеся в фильме «Ученик», в то время как именно ему польское жюри присудило Гран-при за «оригинальную и современную форму и самые жгучие проблемы сегодняшнего мира».
Не смог приехать Иван.И.Твердовский, получавший в это время Гран-при за свою «Зоологию» в Германии на международном фестивале в Котбусе, где удостоили наградой за лучшую женскую роль и его главную актрису Наталью Павленкову. А еще чуть раньше «Зоологию» отметили главным призом в конкурсе «Молодость на марше» на МКФ Лiстапад в Минске.
Жюри «Спутника над Польшей» под руководством режиссера Кинги Дембски отдало «Зоологии» третье место «за взрывающий сознание образ женщины и хвост, который никого не оставит равнодушным». Попутно отметив, что все пятнадцать конкурсных лент были очень сильными, яркими, разнообразными и выбрать тройку лучших им было непросто.
Актерских призов в регламенте «Спутника» нет, но жюри сочло необходимым наградить специальным дипломом Юлию Ауг «за многогранный талант, проявленный в стилистически и жанрово разнородных фильмах». В конкурсе были показаны «Прикосновение ветра», «Ученик» и «Метаморфозис» с ее участием.
Поляки шутили, что получился фестиваль рыжеволосых красавиц – это не только Юлия Ауг, но и Чулпан Хаматова в «Синдроме Петрушки», Мария Коровина в «Охране», Ксения Кутепова в одной из лирических новелл «Петербург. Только по
любви». Этот женский альманах показали на закрытии. И еще великолепная Агриппина Стеклова в «Инсайте» Александра Котта.
Его фильм занял второе место «за гуманный посыл, напоминающий о простой истине – человеку всегда нужен другой человек». Из Варшавы Александр увез целых два приза, его приезда дожидалась награда за его предыдущий фильм «Испытание».
Режиссер был рад, что удалось, наконец, приехать в дорогую его сердцу Польшу, повидать своего учителя Кшиштофа Занусси и посмотреть несколько фильмов коллег. В обычное время это удается нечасто, а в ближайшем будущем и вовсе будет сложно – впереди у Александра Котта большая и продолжительная работа: он будет режиссером масштабного телесериала о декабристах.
«КОЛЛЕКТОР», КОТОРОГО ПОЛЮБИЛИ ЗРИТЕЛИ
Достаточно было увидеть очередь, заполнившую все фойе кинотеатра «Луна», где проходили фестивальные показы, чтобы догадаться, кому достанется приз зрительских симпатий. Так и получилось «Коллектор» Алексея Красовского собрал больше всего голосов. Во-первых, в Польше очень любят Константина Хабенского, Во-вторых, универсальный сюжет делает фильм Красовского доступным всем. .
– Это уже не первая страна, где мы показываем наш фильм и я вижу, что зрители его хорошо понимают, – говорит Алексей, – Это же по сути дела не про коллектора история. Она о человеке, который попал в неприятную ситуацию, где его начинают травить, уничтожать. Травить у нас сегодня любят, умеют. Это во многом метафора жизни в современной России, где само слово «репутация» почти потеряло всякий смысл.
Больше, чем о самом фильме, который явно понравился всем и сразу, режиссера спрашивали, насколько трудно было дебютировать независимым кинопроектом.
– Самая большая сложность была, как ни странно, найти деньги на такое, казалось бы, простое и экономичное кино, – поделился Алексей. – Это была гигантская проблема. Никто не верил из продюсеров, что можно будет довести проект до проката, окупить. Потому что в России это первый монофильм, раньше не было таких примеров. Оказалось, можно и прокатать, и сделать сборы.. Конечно, это очень радует. Ведь у нас крайне мало фильмов, которые окупаются в прокате, как известно. Даже при мощной господдержке. Но это почему-то никого не смущает. Мы за помощью в Министерство культуры и в Фонд кино не обращались. Слишком много времени пришлось бы потратить. К тому же, мне не очень близка официальная культурная политика, мне не нравятся темы, которые навязывают режиссерам, меня очень тревожит, что практически исчезает авторское кино. Но все-таки не исчезнет насовсем, я надеюсь.
ДОКУМЕНТАЛИСТЫ
Впервые за десятилетнюю историю польского фестиваля российского кино прошел отдельный конкурс документальных фильмов. Жюри в составе продюсера Дороты Рошковски, журналиста и радиоведущего Петра Шигальского и режиссера-документалиста Ханны Полак из одиннадцати показанных картин отметило наградами четыре. Диплома «за очеловечивание политики» удостоен фильм Зоси Радкевич «Мой друг Борис Немцов». Третье место досталось Михаилу Барынину «24 снега» за ««возможность увидеть реальную жизнь в далекой Якутии и за теплый портрет героя, умеющего в суровых природных условиях находить радость в повседневности и жить в согласии с природой». Кстати, красоты Якутии настолько очаровали зрителей, что «24 снега» получили еще и приз зрительских симпатий. Второй приз присудили фильму Ильи Белова «Бродский не поэт».
Гран-при завоевал «Прогноз погоды» Ивана Твердовского «за художественную последовательность и правду в показе героев повседневности, чей нелегкий труд проходит за рубежами цивилизации».
Твердовский-старший не скрывал радостных эмоций: «Церемония началась с награды для картины моего сына «Зоология», а завершилась моим Гран-при, первым в истории «Спутника» призом за документальный фильм, Я горд и счастлив. Мне очень нравится фестиваль и приятно находиться в Варшаве, чувствовать себя здесь своим, ведь отсюда мои корни, моя бабушка родом из Польши».
КОНЧАЛОВСКИЙ И ЕГО «РАЙ»
Новый фильм Андрея Кончаловского, награжденный призом за режиссуру в Венеции, привлек особое внимание и трижды собрал полный зал во время фестиваля.
Польские зрители смотрели внимательно и взволнованно, задавали много вопросов. Спрашивали, почему Кончаловский решил снять фильм о Второй мировой войне, насколько он свободен, делая кино, зависит ли от продюсеров, какие методы у него в работе с артистами.
Поначалу казалось, что Андрей Сергеевич не расположен к беседе: «Я завидую композиторам, они не должны объяснять свои сочинения. Вот так услышали и написали. А режиссер должен почему-то объяснять все логически. Не хочу этого делать».
Но потом разговорился, увлекся:
– У меня не было задачи сделать очередной фильм о Второй мировой. Дело в героине. Есть несколько подлинных героев Сопротивления, русских аристократок, дворян, они спасали еврейских детей. Это реальные, известные люди – Мать Мария, поэтесса, Ариадна Скрябина, дочь композитора и княгиня Вики Оболенская. Они меня вдохновляли.
– Свободы у меня было много. Я так давно работаю в кино, что мне некоторые люди верят. Они понимают, что не получат свои вложения обратно, что этот не тот случай, когда можно заработать, но все равно дают деньги, потому что хотят иметь отношение к произведению искусства, им интересен сам фильм.
На вопрос, почему согласился, чтобы «Рай» был предложен для рассмотрения на Оскар, Кончаловский ответил прямо:
– Это та же причина, почему я в Варшаве. Сейчас страшно много в средствах массовой информации, в печати, на телевидении негатива в адрес России. Этого много не только в Америке, в Польше тоже хватает. Повсюду говорят, что русские опасны, агрессивны, а это несправедливо. Невозможно и неправильно целый народ оценивать однозначно, навесив враждебный ярлык. Поэтому мне хочется показывать свой фильм, чтобы все увидели, что мы нормальные люди, а не какие-то дикари в танках, угрожающие войной.
ТРИНАДЦАТЬ ФИЛЬМОВ СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА
Именно столько картин САС, то есть Сергей Александрович Соловьев, лично представил на своей ретроспективе в рамках юбилейного «Спутника над Польшей» и получил почетный приз за вклад в киноискусство. В соловьевскую программу вошло многое: от «Спасателя» и «Наследницы по прямой» до изысканной «Анны Карениной» и самого нового его фильма «Ке-ды». Соловьев оказался и чемпионом общения, его встречи со зрителями длились дольше всех других, и народ не хотел расходиться.
Больше всего его расспрашивали о ставшем уже классикой фильме «Асса», который в Польше помнят и любят. Зрителей волновал вопрос, можно ли считать «Ассу» политическим фильмом.
«Асса» – стечение обстоятельств в жизни России и в моей личной жизни. Они совпали каким-то правильным, нужным для появления этого фильма образом, – рассказал Сергей Александрович, – Мне в тот момент было интересно побороться за массового зрителя. Меньшов тогда выпустил «Москва слезам не верит» и на его фильм стояли километровые очереди. И я подумал: что ж, разве я не могу снять такую историю, чтобы все захотели ее посмотреть? Помог нестареющий рецепт индийского кино. Если сейчас взглянуть на «Ассу» отвлеченно, то можно увидеть, что это в чистом виде индийское кино. Пожилой богатый господин, юная девушка, которую он развратил, ее светлая и взаимная влюбленность в чистого, романтичного юношу. Но какое же индийское кино без песен и танцев? Стал думать, кто бы мог насытить мой фильм музыкой? Сначала даже хотел звонить Пугачевой, просить ее спеть в «Ассе». Но кто-то тогда мне сказал: поезжай в Ленинград, там есть рок-клуб, в нем отличные ребята. Да, это был еще Ленинград, а не Санкт-Петербург. Я приехал и нашел поразительное соцветие талантливейших людей. Оттуда и появились «Перемен, мы ждем перемен» и другие песни, которые стали буквально знаменем времени. «Ассу» с тех пор стали считать чуть ли не политическим фильмом. Это не так. Я совершенно аполитичный человек, я убежден, что тот, кто зациклен на политике, не может заниматься искусством, это совершенно противоположные вещи. Надо понимать, что политика совсем другая профессия. У художника детское, открытое и незащищенное сознание и это никак не совмещается с политикой – влезешь в нее, будешь выглядеть дураком. Мне нравится, что «Спутник над Польшей» – фестиваль без политики, он основан на дружбе, любви, искреннем интересе. Это большое дело – показывать в таком объеме и на длинной дистанции российское кино. Поэтому я и приехал, провел много встреч со зрителями, старался ответить на все их вопросы. Ведь наши фильмы ориентированы на русскую действительность. Там, где у нас все понятно с полуслова, тут нужно десять-пятнадцать слов. Только на первый взгляд может показаться, что все просто, мы близкие народы и многое у нас одинаково. Все совсем не одинаково, в каждой стране свои особенности. Очень важно, чтобы мы узнавали друг друга не из программ новостей. Кино дает возможность увидеть человека с близкого расстояния, заглянуть в душу, понять чувства, мотивы поведения, переживаний, внутреннюю логику поступков. Фестиваль все это демонстрирует огромному числу зрителей, в этом его большая ценность.