15-й фестиваль кинодебютов “Начало” в Санкт-Петербурге в этом году стартовал так успешно, что затухший было интерес к нему вспыхнул с новой силой.
Главным организатором и основной площадкой стала киностудия “Ленфильм”. В конкурсную программу вошли игровые фильмы, заявившие о себе на других фестивалях, но в Санкт-Петербурге показанные впервые. Счастливым обладателем Гран-при стал финский режиссер Юхо Куосманен, снявший фильм “Самый счастливый день в жизни Олли Мяки”.
Представительное жюри под руководством президента фестиваля “Окно в Европу”, классика киноведения Армена Медведева смотрело фильмы дебютантов вместе со зрителями в переполненном зале Киноцентра “Ленфильм” и в итоге решило премировать три фильма из Польши, Латвии и Финляндии, а также отметить специальным дипломом игру Ивана Охлобыстина в фильме дебютантки Ксении Баскаковой “Птица”. Эта оптимистичная, наполненная энергией “ленфильмовская” картина заслуженно получила в родном городе приз зрительских симпатий.
“Клезмер”
Режиссер, сценарист и художник Петр Хржан, выпускник киношколы Анджея Вайды, удостоен награды жюри “за новаторское осмысление судьбы народа в годы Второй мировой войны”. Его “Клезмер” – работа социально заостренная, проблемная, она вызвала полемику в Польше, нашла как сторонников, так и противников. Вслед за фильмом известного режиссера Владислава Пасиковского “Колоски”, картина затрагивает непростые, болезненные, до сих пор до конца неисследованные вопросы, связанные с не столь уж давними историческими событиями. 1943 год, оккупация, польская деревня, где староста на службе у нацистов. Молодые поляки, деревенские парни и девушки, собирая в лесу хворост и шишки, находят раненого еврея. За него, оказывается, можно получить выкуп, нужно только решить, кому выгоднее его отдать – немцам, евреям или своим.
Тема бытового антисемитизма, который привел в годы войны к тому, что многие евреи в Польше пострадали от предательства своих же сограждан, и сегодня не дает покоя, и нужно отдать должное отваге начинающего режиссера, решившегося взяться за эту историю. Легко и приятно снимать кино “о доблестях, о подвиге, о славе” – куда сложнее признать вину своей страны, осмыслить совершенные ошибки, а порой и преступления. Фильм выстроен как притча и одновременно как музыкальное произведение – неспроста режиссер назвал его “Клезмер”. Это особый тип экспрессивной, волнующей музыки, где соединены фольклорные мотивы поляков, евреев, немцев, украинцев, румын. Исполнители клезмера то замедляют, то ускоряют темпы, давая слушателям возможность задуматься, взволноваться, попытаться понять, что между людьми гораздо больше общего, чем различий. Вспомнить вечную истину: любое предательство вернется к тебе бумерангом.
“Хорошая жена”
Дебютный фильм сербской актрисы Мирьяны Каранович “Хорошая жена” призов в Питере не получил, но определенно заинтересовал зрителей. Не в последнюю очередь потому, что сама Мирьяна – знаменитость, звезда фильмов Эмира Кустурицы. Ее первый режиссерский опыт в чем-то перекликается с польским фильмом “Клезмер”.
Как автор сценария она сочинила простую с виду историю о том, как тихая верная жена, хозяйка благополучного ухоженного дома, мать большого семейства вдруг обнаруживает, что жизнь ее полна страшных проблем. На обычном медосмотре выясняется, что у нее рак груди. Случайно найденная в доме старая видеокассета зафиксировала ужасный факт: ее благопристойный уверенный в себе любящий муж в годы войны на Балканах участвовал и этнических чистках и лично расстреливал своих же недавних сограждан единой прежде Югославии. Война давно позади, но внезапно и очень больно напоминает о себе. Как в точных строках хорошего современного поэта Юрия Смирнова:
Сербы с хорватами убили друг друга
Потом ожили, как в фильме Кустурицы
Починили дома, расчистили улицы,
Очертили границы священного круга
Немоты и забвения…
Из порочного круга “немоты и забвения” Милена, героиня фильма, выходит колоссальным усилием воли и ценой серьезных потерь, сознательно разрушая свою прежнюю устроенную жизнь.
“Мне было важно сказать, что я против войны. Донести мысль о том, что если между людьми образуется пропасть и начинается вражда, то виноваты всегда обе стороны, -говорит Мирьяна Каранович. – Я работала над этим фильмом четыре года и больше всего дорожу не призами, а тишиной в зале во время просмотра и вопросами, в которых так много искреннего интереса и волнения”.
“Я здесь”
Молодая латышская актриса Элина Васка в самом начале своего пути. У нее пока только одна главная роль и большие перспективы. В Петербурге она представила фильм “Я здесь” Ренарса Вимбы. Режиссер нескольких короткометражных и документальных фильмов сделал ее героиней своего игрового дебюта, выбрав из сотен претенденток, и попал прямо в цель.
Элина – центр картины, ее нерв. Ее глазами мы видим убогую, полунищую жизнь латвийской деревни, ощущаем заброшенность детей, понимаем неустроенность, разобщенность взрослых. Нет никаких обличительных фраз, социального протеста, живописной чернухи, которую, по распространенному мнению, так ценят международные фестивали. Есть точный, злободневный и при этом не мрачный, а вполне жизнеутверждающий срез современного существования в маленькой стране, откуда многие стараются сбежать, но немало и тех, кто не собирается бросать родные края, отчетливо понимая, что родина там, где твои кровно близкие люди, где есть кому сказать “я здесь”.
У фильма Ренарса Вимбы уже много наград: от “Хрустального медведя” конкурса “14+” МКФ Berlinale до Гран-при МКФ “Восток-Запад. Классика и авангард” в Оренбурге. Теперь добавился и приз за режиссуру петербургского фестиваля.
“Самый счастливый день в жизни Олли Мяки”
Юхо Куосманен, молодой режиссер из Финляндии, определенно переживает не просто счастливый день, но очень удачный год. На Каннском фестивале Куосманен победил в конкурсе “Особый взгляд”, что сразу привлекло внимание к его фильму во всем мире.. Юхо постоянно получает массу фестивальных предложений, одновременно с “Началом” его приглашали к себе другие города и страны, но он выбрал Санкт-Петербург и не пожалел об этом. Едва завершился ХV МКФ “Начало”, как тут же его картина стала фильмом открытия Фестиваля финских фильмов.
37-летний Юхо по образованию архитектор, кроме кино он увлекается музыкой, играет на барабанах, любит советские фильмы “Летят журавли”, “Печки-лавочки”, “Чужие письма”. Среди режиссеров-кумиров называет Андрея Кончаловского. Недавно Финляндия предложила “Самый счастливый день в жизни Олли Мяки” для рассмотрения Оскаровскому комитету, так что у финского дебютанта есть шансы оказаться в номинации “Лучший иностранный фильм” вместе с мэтром российского кино.
В центре фильма невыдуманный герой, реальная судьба. Черно-белое искусно выполненное ретро погружает зрителей в 1962 год, когда боксер легкого веса Олли Мяки, которого официальный спорткомитет Финляндии не допустил к Олимпийским играм из-за левых убеждений, решается участвовать в соревнованиях за титул чемпиона мира под руководством частного менеджера и тренера Эдиса Аска. Скромного, обаятельного, улыбчивого Олли ушлый менеджер старается встроить в жесткую систему шоу-бизнеса. Для этого боксеру надо быть все время на виду. Он должен позировать с фотомоделями на две головы выше его ростом, соглашаться на постоянное присутствие человека с кинокамерой, снимающего рекламный фильм, чтобы привлечь внимание к бою между финном и американцем и дороже продать билеты. А главное, быть в разлуке с любимой девушкой, которой не дают с ним видеться, чтобы не отвлекала от подготовки к соревнованиям.
Член жюри, латышская звезда кино и театра Мирдза Мартинсоне, которую прославили советские фильмы “Смерть под парусом” и “Мираж”, призналась мне, что во время просмотра не могла сдержать слез:
– Для меня не принципиально, что герой фильма – спортсмен, он мог быть и артистом, певцом. Мне его история напомнила многие актерские судьбы, когда человека выжимают полностью, без остатка. Делают на него ставку, носятся с ним, а потом с легкостью бросают в ту же секунду, если случается неудача. И, конечно, просто потрясающе передано время, так хорошо знакомые мне 60-ые годы. Просто удивительно, как молодой человек сумел сделать настолько тонкий, проникновенный фильм. Без всякой аффектации, агрессивного монтажа. Настолько наполненный внутренне, очень человечный, эмоциональный.
Юхо Куосманен рассказал, что Олли Мяки и его жена видели фильм о себе и очень его полюбили – смотрели целых семь раз. Скоро режиссер поздравит своего героя, который принес ему удачу. 22 декабря бывший боксер Олли Мяки отметит юбилей – 80 лет.