Дарья Березуцкая. Кинозритель и его роль в медиаобразовании по С. Н. Пензину

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

 

С. Н. Пензин – известный российский медиапедагог, который посвятил свою жизнь делу кинообразования. Он был признанным методологом этой отрасли педагогики, труды которого широко известны среди российских медиапедагогов нашей страны, а идеи и разработки сегодня активно используются медиапедагогами. 

Сталь Пензин аргументировал необходимость медиаобразования, сформулировал основные положения этической теории, согласно которой медиа способны и активно формируют определенные моральные, этические образцы поведения, принципы своей аудитории. Исходя из этого, медиапедагог считал, что медиаобразование (с опорой на этическую теорию) должно стремиться приобщать людей к гуманистической этической модели поведения через изучение этических аспектов медиа и медиатекстов. 

Сегодня (после большого перерыва) в нашей стране все большее внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Для этого используются разнообразные средства, в том числе и медийные. Они обладают огромным воспитательным потенциалом, силой воздействия на аудиторию; к тому же их отличает широкая доступность, простота в обращении, возможность «мгновенной» реакции на информацию, поступающую по каналам масс-медиа. Безусловно, эти качества делают медиатексты востребованными в образовательной системе при работе с детьми и молодежью. Но, по утверждению С. Н. Пензина, только слияние нравственного и эстетического воспитания позволяет «выработать у молодого человека гибкость и подвижность взгляда» [Пензин 1987: 7]. 

Важное место в педагогической концепции С. Н. Пензина отводилось характеристикам, которые необходимо развивать в процессе медиаобразования зрителя. Медиапедагог достаточно подробно проработал образ «идеального зрителя», к «созданию» которого должны стремиться медиапедагоги в качестве конечной цели. То есть часто используемая цель – формирование всесторонне развитой личности с помощью и на материале кинематографа – в трудах ученого обрела четкие качества, свойства, характеристики. Об образе зрителя в представлении С. Н. Пензина мы хотели поговорить в данной статье. 

В своих трудах С. Н. Пензин огромное значение уделял воспитанию у зрителя, тех качеств, которыми он должен обладать. Он предоставил подробную характеристику «идеального» зрителя, исходя из накопленного собственного опыта и анализа практического опыта деятелей в области медиаобразования СССР. Его монография 1987 года «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы» стала для многих медиапедагогов «настольной книгой», оставаясь востребованной и в настоящее время. Согласно воззрениям С. Н. Пензина, можно выделить следующие основные черты такого идеального зрителя. 

В первую группу вошли качества, которые составляют результат общего эстетического воспитания. К ним медиапедагог отнес следующие:

▪ хороший эстетический вкус;
▪ неприменимость при восприятии кинопроизведения «зрительских штампов»;
▪ открытость к восприятию нового, непривычного;
▪ развитая способность к образному восприятию и мышлению;
▪ передовые эстетические идеалы;
▪ понимание кинематографа как искусства, в котором жизнь передается через художественное творчество и не является ее зеркальным отражением;
▪ осознание важности изучения искусства;
▪ умение видеть и ценить прекрасное в искусстве и окружающей жизни. 

Ко второй группе специфических особенностей относятся характеристики человека уже как кинозрителя. Они включают:

▪ «любовь к кино;
▪ потребность в серьезном киноискусстве;
▪ способность адекватно воспринимать фильмы с трёх позиций (в том числе так называемые авторские);
▪ умение ценить все элементы фильма (а не один лишь сюжет);
▪ избирательное отношение к кинопродукции, способность осуществлять выбор достойного произведения;
▪ умение замечать и первый и второй пласты фильма (и что изображено, и что за этим скрывается, его смысл);
▪ интерес к истории кино, регулярное чтение кинопрессы;
▪ стремление пропагандировать кино, делиться с другими своими знаниями о нем»
[Пензин 1987: 46-47]. 

В данных характеристиках присутствуют высокие требования, предъявляемые С. Н. Пензиным к эстетическим и этическим качествам. Но они составляют основу «идеального зрителя», воспитать которого призвано медиаобразование. 

Для реализации своего видения воспитания кинозрителя медиапедагог опирался на интеграцию идей, лежащих в основе этической, эстетической и семиотической теорий медиаобразования. Художественное произведение, писал С. Н. Пензин, – «это определенная возможность для усвоения респондентом ранее добытых автором знаний. Кино представляется публике наиболее приближенным к реальности искусством; оно не просто воспроизводит жизнь в максимально подобной ей форме; экранное зрелище лишь создает иллюзию адекватной копии реального мира. Тем не менее, фильм — не документальная фотография, в нем даны не объекты реальной действительности и даже не понятия, а знаки. Чтобы знак «ожил» как понятие, кроме его объективного существования в виде аудиовизуальных данных требуется субъективная способность расшифровать его. Если у зрителя нет ключа для прочтения кинопроизведения, то оно для него – бесполезно» [Пензин 1987: 12]. 

Основа такого «ключа», которым должна овладеть аудитория, опирается на этическую и эстетическую составляющие. С. Н. Пензин, говоря об отношении к участникам медиаобразовательной деятельности, отмечает следующие постулаты для медиапедагога: «Первое: признавать и ценить духовный мир. Вводить юную личность в него – эстетическая задача. Второе: относиться как к величайшей ценности к жизни других людей, откликаться на их заботы» [Пензин 1987: 7]. 

Особое отношение прослеживается у С. Н. Пензина и к отбору медиатекстов для занятий киноклуба. Он, наряду с Ю. Н. Усовым, О. А. Барановым, Р. Г. Рабиновичем, Ю. М. Рабиновичем и многими другими учёными, последовательно доказывал, что медиаобразование должно базироваться на киношедеврах, образцах высокого мирового кинематографа, поскольку в таких произведениях заложен эстетический, нравственный потенциал. 

Данная позиция находит отражение в трудах Л. С. Выготского [Выготский 1963], утверждавшего, что искусство никогда прямо не порождает практическое действие в человеке, а призвано готовить его к этому действию. То есть эстетические чувства, вызванные, например, кинематографом, не вызывают моментальных поступков, направляя личность на программирование ее поведения в соответствии с выбранным идеалом. 

Итак, отбор фильмов для работы с молодежной аудиторией занимал достаточно важное место в медиаобразовательной концепции С. Н. Пензина. По его утверждению, неподготовленные зрители часто оценивают фильм по принципу «плохой или хороший», отталкиваясь от рассуждений, характеров, поступков его героев. При этом остается «за кадром» и не подвергается анализу авторская концепция, понимание логики построения фабулы кинопроизведения. Именно обращение к фильмам, относящимся к образцам высокого киноискусства, позволяет опираться на триединство задач обучения анализу фильмов как произведений искусства:

1) освоение авторской позиции, изучение информации, непосредственно связанной с автором (факты из его биографии, творческой деятельности, интересовавшая его проблематика и т. д. ), как главным носителем эстетического компонента;

2) постижение героя через анализ его характера, ситуации, объяснение логики поступков, совершаемых им – основного носителя этического начала;

3) интеграция полученных в процессе решения двух предыдущих задач знаний, результатом которой становятся качественно иное суждение о фильме. 

Рассмотренные задачи, по мнению С. Н. Пензина, неделимы, они возникают и решаются зрителем одновременно. 

Медиаобразовательная работа направлена, по мнению С. Н. Пензина, на решение ближайшей и конечной целей. Ближайшая подразумевает предоставление знаний о масс-медиа (на примере киноискусства), развитие умений эстетического восприятия кинопроизведений. Конечная предполагает формирование всесторонне развитой аудитории с помощью масс-медиа, в частности, киноискусства. 

Цели кинообразования нашли отражение в разработке задач, представлявших собой двуединство:

1) «раскрывать функциональные возможности и специфические особенности кинематографа перед учащимися

2) и развивать их запросы и интересы познавательного и нравственного порядка» [Пензин 1987: 51]. 

Безусловно, говоря о портрете зрителя, важно обратиться от воззрений, которые были сформулированы С. Н. Пензиным тридцать лет назад, к современности. Насколько актуальны его идеи? Каким видят современного зрителя те, кто сегодня снимает фильмы? В 2008 году Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России были сформулированы вопросы и разосланы анкеты кинематографистам: актерам, режиссерам, продюсерам. Были получены ответы от В. Ю. Абдрашитова, А. Б. Джигарханяна, Н. Н. Досталя, Е. С. Лунгина, Н. В. Мордюковой, А. С. Ставиской, А. Б. Стефановича, С. С. Тарасова, К. А. Федулова, Д. С. Хитрука. Результаты данного анкетирования отражены в монографии Е. В. Мурюкиной [Мурюкина 2009]. 

В одном из вопросов респондентов просили ответить на вопрос о главных качествах зрителей, которые важны для кинематографистов. Все анкетируемые написали о важности самостоятельного мышления аудитории, отмечая, что клиповость сознания не предполагает полноценного восприятия и интерпретации фильмов. При этом, в своих ответах они обращали особое внимание на важность эстетической развитости зрительской аудитории. Важность проблемы зрителя хорошо понимается кинематографистами. В. Ю. Абдрашитов, представляя портрет «идеального зрителя», наделяет его таким ведущим качеством как душевная отзывчивость. С ним согласен Е. С. Лунгин, говоря о важности отсутствие равнодушия у аудитории. 

Среди популярных ответов Е. В. Мурюкина выделяет следующие: развитый эстетический вкус, критическое мышление, креативность. Невостребованными остались такие варианты ответа как всеядность зрителя, а также запас знаний о кинематографе и медиакультуре. «Ответившие на вопросы анкеты респонденты являются признанными мастерами в области кинематографии, поэтому им не нужен зритель “всеядный”, не понимающий разницы между интровертивными и экстравертивными кинофильмами, их восприятием, сущностью и т. д. » [Мурюкина 2009: 37]. 

Таким образом, становится понятна направленность творчества кинематографистов по отношению к аудитории: им важны эстетические и нравственные качества зрителя, на которые опирался и С. Н. Пензин в своей работе. Можно говорить, что душевная восприимчивость, открытость по отношению к окружающему миру с его разнообразием, существующими проблемами способствует их пониманию, осмыслению. Из таких качеств душевности складывается нравственность как отдельной личности, так и целого народа. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. – М. : Знание, 1963. 
  2. Мурюкина Е. В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Изд. центр ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», 2009. 
  3. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 
Д. О. БЕРЕЗУЦКАЯ
преподаватель кафедры лингвистического образования 
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный 
университет»
(г. Таганрог)
About admin
18ytdnthgMDjctvyf