Состоялась 20-я юбилейная церемония вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон».
Критикам было очень трудно выбрать между «Нелюбовью» Андрея Звягинцева и «Аритмией» Бориса Хлебникова. В результате звание лучшего режиссера оказалось поделено между ними. А лучшим фильмом назвали все же «Аритмию» — не без тайной мысли о том, что «Нелюбовь» и так свое получит (и уже получила) на международных орбитах. Вдобавок Михаил Кричман признан лучшим оператором за съемки «Нелюбви», а на «Аритмию» вообще посыпался дождь наград. И за сценарий (его написали Борис Хлебников с Натальей Мещаниновой), и за актерские работы Александра Яценко и Ирины Горбачевой.
Третьей фавориткой конкурса стала «Теснота» Кантемира Балагова — картина, награжденная за лучший дебют, за актерскую работу Дарьи Жовнер (она разделила ее с Ириной Горбачевой) и еще премией молодых критиков «Голос».
В тени фаворитов оказались другие громкие картины. «Мешок без дна» Рустама Хамдамова снискал приз за работу художника Ирины Очиной, а также впервые присужденный «приз кинокритических симпатий», который достался актрисе Светлане Немоляевой. Совсем без наград остался высоко котировавшийся фильм «Как Витка Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Что несправедливо, но таковы правила игры: любовь и нелюбовь даже такого объективного сообщества, как критическое, стягивается к полюсам.
«Белый слон» со времени своего возникновения был премией, выражающей приоритеты кинокритического сообщества, не всегда совпадающие с оценками кинодеятелей других профессий. Часто решения по «Белому слону» не совпадали с выбором «Ники» и тем более «Золотого орла». Как будет на этот раз, мы узнаем только в будущем году, поскольку критики присуждают свои призы первыми. Эта премия и задает тон, и подводит предварительные итоги киногода, и ставит вопросы.
Один из вопросов касается организации самой премии, которая существует без серьезной спонсорской поддержки, усилиями энтузиастов Гильдии кинокритики. Им становится все труднее обеспечивать достойный уровень церемонии. Некоторое время назад шли споры про «Белый слон» — надо ли сохранять эту премию или лучше слить ее с премией кинопрессы, которую инициировал Союз кинематографистов при участии провинциальных киножурналистов. Гильдия критики не захотела отказываться от «Белого слона», и эта премия, несмотря на все переживаемые трудности, по-прежнему остается самой независимой и в этом смысле авторитетной в России.