Ольга Галицкая. «Гольнеза», «Мулла», «Гульназек» и другие истории

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Кадр из фильма «Мулла».   
в Казани подвел итоги международный фестиваль

14-й Казанский фестиваль мусульманского кино – это шесть конкурсов: полнометражные игровые и документальные фильмы, короткометражки – тоже игровые и документальные, «Россия молодая» и Национальный конкурс. Жюри из двенадцати кинематографистов здесь общее для всех конкурсов. На этот раз впервые на смотрах мусульманского кино все решалось под женским руководством, возглавила судейскую коллегию известная с советских времен туркменская актриса Мая-Гозель Аймедова. Плюс огромная внеконкурсная программа и Дни кино разных стран – Египта, Индии, Монголии, Японии, а также ретроспектива фильмов по произведениям Чингиза Айтматова к 90-летию со дня рождения писателя.

Если члены жюри могли разделиться на группы, чтобы каждая могла смотреть какой-то один конкурс, а потом вместе принимать решение, то журналистам приходилось делать почти нереальную попытку охватить все. Отметим самые заметные картины из тех, что удалось увидеть.

В Национальном конкурсе победила мастер документалистики Галина Долматовская. Ее лирический, очень личный фильм «Чистополь. Из жизни малого города» – это неспешный, проникновенный рассказ о старинном купеческом городе на Каме, ставшем в годы войны оазисом литературы и творчества, несмотря на все испытания и тяготы времени. Сюда в эвакуацию приехали многие именитые советские писатели со своими женами и детьми. Отцы уходили на фронт, матери растили детей, для них Чистополь стал любимым городом детства. Здесь тогда жила и маленькая Галя, дочь поэта Евгения Долматовского. Ушедшее переплетается с сегодняшним днем, режиссер показывает, как судьбы людей из прошлого прорастают в современность, в историю города и продолжаются в ней.

В Национальном конкурсе оказалось немало талантливых работ режиссеров Татарстана, у каждого своя индивидуальность и собственный стиль.

Вызывающая слезы драма «Сироты» Нурании Замалеевой (Приз зрительских симпатий).

Комедийный этюд Влады Васильевой «Рабочий момент» о том, как непросто приходится детям, мечтающим сниматься в кино – Приз за лучшую национальную короткометражку. Документальная, рекордно короткая (всего три минуты!) зарисовка «Зачем я это делаю» режиссера, который в титрах значится просто Алёша (Приз за лучший документальный национальный фильм). Алеша раскрашивает мусорные баки, и смысл жизни видит в уличном искусстве, делающим жизнь ярче и привлекательнее.

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Елена Ермолина

Отдельная радость и сюрприз этого конкурса анимационная татарская сказка «Гульназек – победитель дивов», перенесенная на экран режиссером Еленой Ермолиной. Простодушно-прелестный рисунок, чудесный голос и юмор рассказчика (артист Ильдус Габдрахманов), замечательный герой Гульназек и побежденное его дружелюбием лесное чудо-юдо Див – все это делает маленькую историю, рассказанную с большой душой заметным событием. Гульназек вместо привычного хитрого татарина из народной притчи стал обаятельным недотепой, может и непрактичным, но зато умеющим видеть красоту вокруг себя, дружить и радоваться жизни. Режиссер Елена Ермолина получила Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а также Приз за лучший национальный фильм для детей.

ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ КУЛЬТУР К КУЛЬТУРЕ ДИАЛОГА

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Шон Стоун

Специальным событием фестиваля стал показ независимого американского фильма «Поле битвы» (Battle fields) Ануара Смаина, режиссера из Лос-Анджелеса. Короткая новелла о том, как двое людей, чьи судьбы трагическим образом изменила война в Ираке, готовые и в мирной жизни оставаться смертельными врагами, все-таки сумели услышать друг друга. Случайная встреча таксиста и пассажира. За рулем беженец из Ирака, чья дочь погибла от взрыва на улице. В салоне его машины неадекватный, взбудораженный пассажир, американец с искалеченными нервами и душой, воевавший в Ираке. Ему война оставила на память посттравматический синдром, лишивший его семьи. Жена ушла, и суд запрещает ему видеть родную дочь. В войне нет выигравших, война – абсолютное зло, калечащее людей физически и морально, об этом говорит фильм Агуара Смаина. Он сыграл иракского беженца. Ануар рассказал, что его отец сыграл больше полувека назад главную роль в знаменитом фильме Джилло Пантекорво «Битва за Алжир», получившем в свое время «Золотого льва» в Венеции.

Американца, побывавшего на войне, отлично сыграл Шон Стоун, сын знаменитого режиссера Оливера Стоуна, пережившего в молодости посттравматический синдром после участия в войне во Вьетнаме.

33-летний Шон Стоун подростком не раз снимался в фильмах отца, взрослым работал на телевидении, в кино его больше привлекают не голливудские, а независимые проекты. Причем не только драмы, он собирается снять комедийный фильм в качестве режиссера. Несколько лет назад Шон принял ислам, его мусульманское имя – Али.

В Казани посетил мечеть Кул-Шариф и совершил намаз. Вместе с фестивальными гостями поехал в Волжскую Булгарию, осматривал восстановленный исторический центр исламской культуры в Татарстане.

ЛУЧШИЕ РЕЖИССЕРЫ

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Кадр из фильма «Ласковое безразличие мира»

Щедрое жюри Казанского международного охотно удвоило призы. Лучших актрис две – Лилия Волкова («Не чужие», режиссер Вера Глаголева) и китаянка Юан Лю («Сумерки», режиссер Юан Хуа). Лучших актеров тоже двое – Махмуд Хэмида («Ксерокопия», режиссер Тамир Ашри) и Куандык Дюсенбаев («Ласковое безразличие мира», режиссер Адильхан Ержанов). Этому фильму достался и Гран-при фестиваля.

Кадр из фильма «Мулла»

Само собой, что и лучшими режиссерами стали двое – Саттар Шамани Голь из Ирана за фильм «Гольнеза» и Рамиль Фазлиев (при участии Амира Галиаскарова) за фильм «Мулла».

Оба дебютанты. Саттар Шамани Голь (На снимке справа получает приз за лучшую режиссуру) много работал на ТВ, снимал короткометражки и телесериалы.. Рамиль Фазлиев известен как театральный артист и режиссер, возглавляет Атнинский драмтеатр. Его KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.исполнение роли муллы в одноименной пьесе татарского драматурга Туфана Миннуллина, написанной в 2006 году, сам автор считал лучшим.

И действительно, выразительное лицо Рамиля Фазлиева в роли муллы, пришедшего к осознанной вере и служению после трудных изгибов судьбы, внушает доверие. Но драматургия пьесы при переносе на экран требовала более тщательной работы, многие реалии времени изменились, многие характеры и повороты сюжета выглядят упрощенными.

Иранский режиссер сделал фильм близкий к совершенству. Афганская красавица Гольнеза и ее муж Гольммамад – нелегальные эмигранты. Они работают на частном кирпичном заводе в Иране, выходить за пределы стройки им запрещено: нет документов.

Гольммамад, получивший пощечину от хозяина за невнимание и нерасторопность, с этой минуты одержим жаждой мщения. Ненависть застит ему глаза, он не слышит увещеваний Гольнезы, он готов на все ради того, чтобы ответно унизить обидчика. Жену запирает дома, не разрешает ей больше работать. У него вызревает план – жестокий и презрительный к единственно близкому ему человеку, Гольнезе. Он заставляет свою верную, робкую и преданную ему жену одеваться поярче, провоцировать мужское внимание хозяина, чтобы создать ситуацию, когда мщение его будет всем понятно. Он уже не может жить и работать, одержимый мечтами о том, как накажет того, кто попрал его гордость. Когда погруженный в себя Гольммамад идет в жаркий день по стройке среди кирпичей, оператор снимает так, будто воздух дрожит, туманится – то ли от зноя, то ли от ненависти, переполняющей героя фильма. План его осуществляется, враг, покусившийся на жену, уничтожен ударом лопаты по голове. Гольммамад в эйфории от свершившегося возмездия еще не понимает последствий. Гольнезу рабочие забили насмерть камнями как изменщицу. «Гольнеза» – это редкий фильм в жанре трагедии, мощный, глубокий, современный.

Ну а приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» отправился в Шри Ланку, где режиссер Шамеера Наотунна снял дебютный фильм «Мопед». Простая и забавная на первый взгляд история о том, как полунищий молодой парень мечтает приобрести мотоцикл, постепенно перерастает в точно показанную картину жизни разных слоев общества, где все разобщены и никому не легко. Но понять друг друга все-таки можно, если научиться культуре диалога и признавать, что каждый человек – это особый мир.

Фото: Ольга Галицкая.  Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой фестиваля.
About admin