Гильермо дель Торо. 10 ключевых моментов для понимания фильма “Рим”

Перевод Гиланы Килгановой.

Мексиканский режиссер проанализировал ключевые эпизоды последнего фильма своего друга Альфонсо Куарона «Рим». Выделив 10 из них, Дель Торо поделился своими «личными наблюдениями»:

1.Первый кадр для меня означает, что Земля (жилье, загаженное дерьмом) и Небо (самолет) всегда будут далеки друг от друга. Но на короткие мгновения вода, отражая как в зеркале и то, и другое, объединяет их. В “Риме” истина всегда раскрывается через образ воды.

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

2.Такие стороны жизни, как классовое неравенство в доме, преодолеть не так просто. В фильме есть моменты “сближения” семьи, но они кратковременные: “Нас спасла Клео” и, практически, сразу вслед за этим: “Ты приготовишь мне банановый коктейль?”KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

3. По моему мнению “молчание” Клео использовано как драматический инструмент в сюжетном повороте: чтобы показать её личную боль через мотив Воды. Клео молчит, подавляя свои чувства, и в кульминации происходит взрыв эмоций: “Я не хотела, чтобы она родилась!”

4. Еще один момент, организованный Куароном с величайшей тщательностью. У Клео отходят околоплодные воды во время бойни Халконес, как раз в тот момент, когда появляется Фермин с пистолетом и в майке “Любовь это…”. Её ребенок родится мертвым.KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

5. “Рим” – это во всех смыслах настенная живопись, огромная фреска. Это проявляется в использовании сверхширокоугольных объективов и латеральных Dolly (операторское устройство для непрерывного движения камеры, ориентированное на художественную изобразительность – здесь и далее прим. переводчика)

6. Мне кажется, что недостаточно сказано о том факте, что Куарон с Эухенио Кабальеро (художественный продюсер фильма) воссоздали в едином образе Мехико той эпохи – с его скамейками, фонарями, асфальтом, магазинами и т.д. Это титаническая работа.

7. В “Риме” представлены не только два социальных класса. Классовые барьеры распределены между семьей и землевладельцами с иностранными фамилиями и даже между Фермином и Клео. Его оскорбление в адрес домработницы в тренировочном лагере звучит очень сильно. (Дель Торо имеет ввиду оскорбление “pincha gata” – “долбанная холуйка”, что в Мексике означает крайнюю степень пренебрежения к прислуге).KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.8.“Рим” шифрует свое повествование в изображении и звуке. Слышимый в кинотеатре, прекрасный, динамичный и тонко встроенный, звук очаровывает.

9. Куарон предлагает посмотреть на все вокруг с точки зрения цикличности. Поэтому Пепе (младший ребенок в фильме) вспоминает свои прежние жизни, в которых он принадлежал к разным классам и имел разные профессии. Все приходит и уходит: солидарность, любовь, жизнь… И лишь иногда мы можем обняться на берегу океана.

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

10. Финальный кадр рифмуется с начальным. Еще раз – Земля и Небо. И только Клео умеет переходить от одного к другому.KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

В своих фильмах Куарон часто прибегает к образам океана и воды. Среди них, помимо “Рима” – “И твою маму тоже”, “Дитя человеческое”, “Гравитация”.

About admin