Алексей Фёдоров. Каскадёр ошибается один раз

На фотографии Алан Диамбеков справа

Алексей Фёдоров

Каскадёр ошибается один раз

Несчастные случаи, аварии, травмы, катастрофы и другие неурядицы, которые связаны с прямым риском для нашего благополучия и здоровья, могут поджидать любого из нас и где угодно. Это может быть на работе, в поездке, при занятии спортом, на отдыхе, дома и так далее.
Кто они, представители профессий, которые целенаправленно и заведомо берут на себя риск и могут оградить нас от опасности и нега-тива? Как правило, это те, кто борется с природными стихиями и техногенными катаклизмами, с агрессией других людей, направленной на нас. Это военные, спасатели, пожарные, по-лицейские, представители других силовых структур и т. д.
Очень часто, профессионалы, рискуя жизнью, остаются в тени. По большому счёту, мы их не знаем, поскольку рисковать для них – это обычная работа. Однако риск – благородное дело.
Одна из таких профессий связана с кино, и без неё фильмы были бы скучными, лишёнными захватывающих дух моментов. Эта профессия – каскадёр. Возможность поговорить о ней представилась на церемонии вручения Второй ежегодной профессиональной премии “Альтер Эго”, которая состоялась в центральном Доме кинематографистов в Москве. Днем раньше каскадеры отмечали учреждённый в 2017 году День каскадёра России.

Премии “Альтер Эго” учреждена Гильдией каскадёров Союза кинематографистов России за лучшие трюки в кино. Ее президентом является Александр Иншаков, известный советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Процедура отбора победителей в номинациях премии проводится членами экспертного совета – известными российскими и зарубежными деятелями киноискусства и киноиндустрии. Эксперты получают отрывки из номинированных фильмов с экшн-сценами (трюками), не имея информации ни о фильме, ни о постановщике трюка, ни о каскадёре.
Экспертный совет 2019 г.: президент Гильдии каскадёров России Александр Иншаков; изобретатель, постановщик трюков, каскадёр-ветеран Александр Микулин; постановщик трюков, каскадёр-ветеран, автомото-гонщик, мастер спорта СССР, многократный чемпион Москвы по фигурному вождению мотоцикла Валерий Леонтьев; народный артист и режиссёр Владимир Хотиненко; народная артистка, режиссёр, сценарист и продюсер Алла Сурикова; заслуженный артист, лауреат премии “Актёру – исполнителю трюков”, актёр и режиссёр Мищенко Василий; народный артист, лауреат премии “Актёру – исполнителю трюков” и актёр Домогаров Александр; лауреат гос. премии, лауреат премии “Актёру – исполнителю трюков” и актёр Игорь Петренко; лауреат гос. премии, кинооператор Элизбар Караваев; президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России, кинооператор Илья Дёмин; режиссёр и актёр Кирилл Сафонов; народный артист России и режиссёр Андрей Малюков. Эксперт из Украины, президент Ассоциации профессиональных каскадёров Украины, каскадёр Анатолий Грошев. Эксперт из Туркменистана, заслуженный деятель искусств, режиссёр Мурад Алиев. И, наконец, эксперты из США: постановщик трюков Левит Лейн; президент ассоциации каскадёров США (1999-2006), постановщик трюков Торфалио Карл; каскадёр и дублёр Эванс Дэби; постановщик трюков, актёр Уркидес Бенни; каскадёр, актёр Дэниелс Гэрри и всемирно известный актёр Чак Норрис.
Претендентами на премию были фильмы и телесериалы: в номинации “Лучший российский трюковой фильм (сериал)” – фильмы “Килиманджара” и “Бабушка лёгкого поведения-2”*, телесериалы “Ненастье” и “Крепость Бадаберс”. В номинации “Лучший трюковой фильм (сериал) ближнего зарубежья” – фильмы из Украины “Тайный дневник Симона Петлюры”*, “Сторожевая застава”, из Кыргызстана “Время стойких”. В номинации “Лучший трюк с огнём и пиротехникой” – телесериалы “Пляж-2”, “Остаться в живых”, “Крылья империи” и “Обратный отсчёт”*. В номинации “Лучшая постановка драки” – фильмы “Бабушка лёгкого поведения-2”* и “Гоголь. Страшная месть”, телесериалы – “Балабол-2”, “Мост”, “Ненастье”. В номинации “Лучшее трюковое падение. Каскад падений” – фильмы “Бабушка лёгкого поведения-2”* и “Со дна вершины”, телесериал “Спящие”. В номинации “Лучший трюк с транспортным средством” – фильмы “Armen и Я”, “Частное пионерское-3” и “Только не они”; телесериалы “Обратный отсчёт”*, “Посольство”, “Чужая дочь”, “Мёртв на 99%”. В номинации “Лучший трюк со специальным оборудованием” – фильмы “Килиманджара”*, “Подбросы”, “Бабушка лёгкого поведения-2” и телесериал “Скорая помощь”. В номинации “Лучший трюк, исполненный женщиной каскадёром” – фильмы “Я худею” и “Килиманджара”, телесериал “Посольство”*. В номинации “Лучший конный трюк” – фильмы “Матильда”* и “Скиф”, телесериал “Золотая орда”. В номинации “Лучшая батальная сцена” – короткометражный фильм “Осовец”* и телесериалы “Ненастье”, “Остаться в живых”. А также в номинации “За вклад в профессию” премии “Альтер Эго” удостоен постановщик трюков, каскадёр, актёр, режиссёр, писатель Карин Александр (фильмы “Эскадрон гусар летучих”, “Ярослав Мудрый”, “Русь изначальная”, “Россия молодая”, “Пётр Великий”, “Объездчик”, “Мать”, “Отряд”, “Война” и др.). В номинации “За вклад в трюковое кино” – Сурикова Алла (фильмы “Человек с бульвара Капуцинов”, “Две стрелы. Детектив каменного века”, “Хочу в тюрьму” и др.).
Почётным гостем премии стал француз-ский актёр, каскадёр, звезда фильмов “Такси”, обладатель национальной кинопремии Франции “Сезар” Сами Насери.
На вручении премии “ожили” трюковые эпизоды из фильмов, прозвучали песни и поздравления известных исполнителей и актёров Дмитрия Дюжева, Екатерины Гусевой, Игоря Петренко, Анны Тереховой, Александра Маршала, Сергея Галанина, Дианы Арбениной, Германа Грача и др.
Российские и украинские каскадёры получили видеопоздравления от своих зарубежных коллег из разных стран.
Что же это за профессия – каскадёр? Есть поговорка “То, как жмёт сапог, знает лучше всего тот, кто этот сапог носит”. А знает это член оргкомитета премии, профессиональный каскадёр, актёр, постановщик трюков заслуженный артист РФ Алан Диамбеков.
На его счету работа каскадёром и актёром в более чем 350 фильмах в России, Европе и Голливуде. Имя Алана входит в сотню самых успешных каскадеров Голливуда, а контакты с некоторыми звёздами Голливуда, такими как Сельма Хайек, Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Мила Йовович, Сандра Баллок, Джонни Депп не ограничиваются работой, а переросли в дружеские.
До начала кинокарьеры Алан работал в цирке на Вернадского наездником и занимался восточными единоборствами. Свой профессиональный путь в кино Алан начал в России с сериала “Графиня де Монсоро” в 1997 году, когда режиссёр сериала оценил профессиональные способности Алана и взял его в проект, написав под него роль в сериале. Затем был переезд в США по приглашению продюсера и многолетняя работа в Америке. В Гильдии актеров Америки Алан состоит с 1999 года, а в профессиональной ассоциации каскадеров США – с 2001-го. Владея фехтованием на разном оружии, конной ездой и другими профессиональными навыками, Алан является мастером восточных единоборств: тхэквондо (6-й дан, черный пояс), хапкидо (3-й дан, черный пояс), ниндзюцу (2-й дан, черный пояс).

Корреспондент (К): Я прочёл ваши биографию, фильмографию и просто истории про каскадёров. Моё первое восприятие этой профессии на уровне чувств – в ней заложено благородство. То есть, если трюк не будет сделан каскадёром, что заведомо не может актер, то и фильм не может претендовать на трюковой (экшн). Каскадёры помогают в том, чтобы трюковой фильм состоялся. Ещё один момент, который я почувствовал по историям о каскадёрах: жизнь каскадёра – это риск.
А: Это постоянный риск.
К: Да, в этой профессии. И ещё показалось, что она похожа на профессию сапёра – ошибаются один раз?
А: Ошибка бывает всегда трагична. Как правило.
К: Скажите, пожалуйста, несколько слов о премии “Альтер Эго”. Кто её придумал?
А: Гильдия каскадёров России. Долго смотрели в сторону Запада, как у американцев проходит премия “Таурус” , где оцениваются лучшие трюки в кино и оценивается тот или иной трюк в картине и награждают лучших трюкачей, лучших постановщиков трюков, выбирают из многих картин, смотрят. Здесь у нас такой премии не было. Просто мы работали как лошади, без всяких льгот, поощрений. И когда у нас организовалась Гильдия, это как раз в тот момент, когда я вернулся из США. Мы утвердили сначала День каскадёра, который мы будем теперь ежегодно отмечать. И под этим соусом уже подумали, почему бы нам не сделать такую же премию у каскадёров. Потому что у актеров есть своя премия, у операторов и продюсеров тоже, почему бы и у каскадёров не сделать. Попробовали, провели, независимо от того, что были большие сложности в финансовом плане. В первый год нам Союз кинематографистов помог немного, в этом году уже меньше выделили. Но основное финансовое бремя лежит на наших плечах.
К: Есть ли у премии коммерческий потенциал?
А: Нет. Мы это всё проводим для своих ребят, для самих себя. Мы здесь ничего не продаём, ничего не рекламируем. Пытаемся найти правильных спонсоров, которые могли бы нам финансово помогать в этом вопросе. Но при любом мероприятии, естественно спонсоров рекламируешь, в этом случае мы говорим о рекламе. А так – это просто мероприятие для людей, которые рискуют жизнью ради того, чтобы кино было красивым, хорошим и добрым.
К: Какими человеческими качествами должен обладать человек, который выбирает профессию каскадёра?
А:  Прежде всего, наверное, это честность. Потому что, когда человека спрашивают “сможешь ли ты сделать тот или иной эле-мент”, человек честно должен ответить “Это могу, а это не могу”. Когда постановщик трюков задаёт тот или иной вопрос потенциальному исполнителю относительно трюка, человек, чтобы не потерять работу, говорит “Да, я смогу”, но внутри он чувствует, что не потянет или ещё что-то. Честность важна для того, чтобы понимать, что человек, если он взялся за дело, должен это сделать правильно. Потому что не только ты рискуешь своей жизнью, но и за тобой ещё стоят люди, которые этим руководят. Ты и их можешь подвести. Поэтому честность – прежде всего. Сможешь сделать трюк, пожалуйста, скажи “Да, я смогу сделать”, если нет, то лучше честно отказаться. И это не значит, что ты испугался, нет, ни в коем случае – просто честно признать, что ты не в состоянии выполнить задачу.
К: Есть ли природные противопоказания для этой профессии?
А: Есть конечно. Как правило, в Гильдию мы принимаем ребят не ниже КМС какого-либо вида спорта, естественно, не шахматы, а что-то связанное с физикой – акробаты, гимнасты, пловцы, единоборства. Здесь уровень должен быть очень высокий. Профессии этой не учат, соответственно, люди приходят учиться уже на площадку, а учить с самых азов по физике движения тела невозможно, поэтому мы берём тех, кто хочет себя посвятить этому делу с определённым багажом за плечами, с хорошей физической и спортивной подготовкой.
К: Во сколько лет можно прийти в профессию?
А: И с пяти лет, и с девяти. У нас есть дети, если можно так сказать, продолжающие традицию своих отцов и матерей, которые занимаются спортом и делают что-то. Потому что иногда приходится и ребёнка показать в фильме. У нас недавно из моей группы ребят, которые занимаются единоборствами, выбирали двух мальчишек, которые должны были съехать на санках с горы и упасть в определённый момент. Это в своем роде сложный трюк.
К: Как относятся к женщинам-каскадёрам их коллеги? Сколько их по сравнению с мужчинами?
А: Девчонок у нас мало. Их можно перечислить по именам. Порядка пятнадцати, двадцати девушек.
К: Должен ли каскадёр бояться?
А: Обязательно. Есть у нас такой чёрный юмор – поговорка “все смелые у нас уже лежат на кладбище”. Каскадёру, как и любому человеку, должен быть присущ инстинкт самосохранения, чувство страха, если его нет, как правило, это приводит всегда к плачевному эффекту.
К: Что вас привлекает в профессии каскадёра?
А: Вопрос очень тяжёлый, потому что я не знаю, как на него ответить. У меня было много возможностей пойти куда-то, заниматься чем-то другим, поскольку я занимался спортом с раннего детства. Но я нашёл себе применение именно в этом. Было желание в силовые структуры устроиться. И я устраивался и там буквально не хватало одной ступени, чтобы пойти дальше. Меня всё время волей судьбы выталкивало на съёмочную площадку, что в конце концов и победило. А потом, я вам скажу, как в том мультике, где есть слова “профессий хороших много, но прекрасней всех из них кино, кто в этот мир попал навеки счастлив стал”. Это болезнь, и если человек один раз попадает на площадку, то он заболевает и болеет очень долго.
К: Современные каскадёры – кто они? Из какой среды люди приходят в каскадёры и как проходит отбор в профессию?
А: Абсолютно разные люди, разного социального уровня. Но опять же повторюсь, что эти люди бывшие спортсмены, либо прошедшие армейскую подготовку, очень много у нас ребят из десанта. Отбирают по своим качествам. Нет такого, что человек пришёл и говорит “возьмите меня в каскадёры”. Нет. Человека берут под определённый проект,под  определённую задачу ищется человек. Если такой находится, то к нему присматриваются. Очень много приходят ребят с опытом восточных единоборств, которые видят себя в этой области. Был у меня товарищ такой, чемпион мира по тайскому боксу. Ему сейчас 31-32 года. Он пришёл и сказал, что не видит себя дальше в спорте, потому что уже для спорта старый. Но мне бы хотелось заниматься вот этим делом. Походил ко мне, позанимался. Я потом его порекомендовал поступить в актёрскую школу, возраст позволяет. Что он благополучно сделал, поступив в Щукинское училище. Вот таким образом.
К: Какие трюки считаются самыми опасными? Видимо есть “жанровые” каскадёры – горение, автомобильные трюки, высотные падения и т. д.?
А: Я понимаю. Значит, иногда человека спрашивают, каскадёра, в частности, и некоторые отвечают – я универсал. Не очень хорошо я отношусь к этому слову. Потому что нельзя делать хорошо всё то, что связано с трюковой работой. Потому что она охватывает широчайший спектр действий. Подводная работа, высотная, горение, падение, конные трюки, фехтование. Это всё очень сложно, поэтому обычно в специализацию человека входит несколько направлений, в которых он наиболее натренировн. Поэтому, когда говорят “универсал”, то я к этому отношусь негативно. Человек не может идеально делать всё. Я сужу по себе. Я никогда не говорю, что я универсал. Я определённо называю направления, в которых я себя чувствую, как рыба в воде. Но что-то я не могу делать. Точнее, если я знаю, что есть люди, которые это сделают лучше, то я не возьмусь. А что касается самого сложного, то, на мой взгляд, это горение. Потому что огонь не предсказуем, его нужно понимать. Здесь очень много  нюансов. Горение бывает частичное, полное. Стопроцентное горение – это вообще высший пилотаж.
К: Когда весь человек горит?
А:  Да. Когда горит, как факел. Здесь много тонкостей.
К: Можно ли утверждать, что основа профессии каскадёра – это “умение падать”? Или есть другие первокирпичики?
А: Я бы сказал не так, чуть по-другому. Основное – это чувство своего собственного тела, это координация движений. Нужно владетькаждой клеточкой своего организма, управлять ей. Падать? Да, падение – это очень сложный трюк, особенно с высоты – 15, 20, 30 и более мет-ров. Нужно понимать, как упасть, как правильно повернуться в полёте, как убрать голову. Это всё очень сложно.
К: Какой у вас режим (тренировки, питание, сон и т. д.) непосредственно накануне трюковых съёмок?
А: Ничего не меняется, всё идёт ровно, так же, как и в повседневной жизни. Ну если только что-то серьёзное, перед съёмкой не надо наедаться. Что-нибудь лёгкое съел – и хватит.
К: У вас были травмы при работе? Если были, то насколько серьёзные?
А: Были, или нет, знаете такое говорят у нашей братии “если ты с утра проснулся, и у тебя ничего не болит, значит, ты не каскадёр”. Конечно, бывали, невозможно себя огородить от того, чтобы что-то, где-то тебя не зацепило. Поэтому я говорю, что эта профессия связана с большим риском, неважно, какой ты трюк исполняешь. Причём на более легких трюках калечатся люди, потому что думают: “ерунда, сейчас сделаю как обычно”, а потом раз и всё – травма. Да, были и сложные травмы и лёгкие, всякое бывало.
К: Как вы сосредотачиваетесь и концентрируете внимание перед выполнением трюков?
А: Никак, просто отключаюсь. Прокручиваю в голове мысленно, как это будет происходить. Максимально расслабляюсь, настраиваюсь и иду вперёд.
К: Допустим, вы делаете какой-то трюк периодически. Как добиться стабильности в его выполнении?
А: Каждый раз по-разному. Нет одинаковых трюков. Если тебе говорят, что надо упасть с третьего этажа, то тебе говорят каждый раз по-разному. Всё зависит от конкретной ситуации, сценария и того, что хочет видеть режиссёр в кадре. Поэтому одна и та же высота не значит одну и ту же скорость падения, всё может выполняться по-разному. Нельзя подвести всё под общий стандарт.
К: Как вы считаете, что является важным для исполнения трюков? (и съёмок трюков?)
A: Первостепенное и важное – это прежде всего, как можно более внимательно слушать постановщика, который готовит этот трюк. Он мозг того, что будет происходить в кадре. Каскадёр – исполнитель, а постановщик трюков – он всё рассчитывает, все просчитывает. Конечно каскадёр должен тоже сам поду-мать, что и как делать, но основной груз лежит на постановщике. Во-первых, постановщик выбирает каскадёра, который будет выполнять трюк. И от каскадёра будет требоваться внима-тельно послушать постановщика, как он это видит, как это максимально безопасно сделать для исполнителя трюка прежде всего.
К: Я так понимаю, что вы сейчас со своим каскадёрским опытом уже ставите трюки?
А: Я сейчас уже и постановщик, да.
К: Было ли у вас желание выполнять не только трюки (дублировать), но и исполнять роль?
А: Да я играл правую руку графа де Монсоро Маленького дьявола в сериале “Графиня де Монсоро” с Александром Домогаровым. Это желание пришло как раз с этого сериала. На съёмках сериала меня заметил американский продюсер Питер Хофман и пригласил в Голливуд выполнять трюки вместо Антонио Бандераса в картине “Маска Зорро”. Затем я поступил в Академию театра и кино Ли Страсберга в Лос-Анджелесе и закончил её как актёр театра и кино.
К: А может ли мужчина дублировать женщину и наоборот?
А: Конечно. Это делается, если мы не можем подобрать правильного дублёра того же пола, то одеваем мальчика, парня. И наоборот тоже бывает.
К: Были ли у вас профессиональные конфликты с коллегами или непосредственно с актёрами, которых вы дублировали?
А: Вы имеете в виду понравилось ли актёру как я за него сделал трюк? Нет, честно говоря, с актёрами у нас всегда всё было хорошо в отношениях. Дело в том, что не актёр решает, что и как войдёт в итоговый фильм, это решает режиссёр. Если режиссёру нравится по монтажу и т. д., то всё нормально.
К: Когда вы сделали свой первый трюк в кино как профессионал?
А: Я думаю, что это и была графиня “Графиня де Монсоро”. Там было профессиональное фехтование, драки, трюки на лошадях.
К: Как быть, если “по роли” трюк должен выполнять ребёнок? Или, например, со старым человеком что-то происходит по сценарию.
А: Это называется магия кино. Или маленького роста каскадёра берём, либо старим, под дедушку или бабушку, зачастую так бывает. Если уж совсем никак, то пытаемся найти молодого и способного. Вот совсем недавно была картина “Бабушка лёгкого поведения-2”, где за Сашу Ревву наш дублёр-каскадёр так же гримировался в бабушку и прекрасно справлялся, прекрасно дрался.
К: Какой проект в вашей работе вы считаете самым успешным с точки зрения профессии? Я понимаю, что все работы дороги. Но вы как-то их дифференцируете?
А: Я никогда их не разделяю сам. Этот такой, этот сякой, потому что первые работы, которые были в России, мне очень дороги. А то, что громадная фильмография была в Америке, я не могу ни одну картину выбросить. Во-первых, они все популярны. Слава Богу, что это так получилось. Во-вторых, я очень рад, что мне по-счастливилось в них работать. На каких-то много работал, на каких-то чуть-чуть приложил свой опыт. Поэтому ничего не могу сказать.
К: И что такое успех для каскадёра вообще? Оцениваете ли вы успех величиной гонорара?
A: Лично для меня успех – это когда ты сидишь в зале, идёт фильм. Полный зал народу. И вот зрители смотрят, и когда в фильме что-то происходит, и зрители охают и ахают, то получаешь внутренний кайф от этого, какое-то блаженство, поскольку знаешь, что это ты сделал. Или твои ребята это делали. Вот это действи-тельно кайф. А гонорар – это отдельная тема для разговора, потому что так как платят людям нашей профессии в России смешно, просто безобразно, я бы сказал.
К: Насколько справедливо для профессии каскадёра правило, утверждающее, “чем больше риск, тем больше заплатят (доход) или больше славы”? Есть такое правило, например, на фондовом рынке “чем больше риск, тем больше доходность”, справедливо ли оно для профессии каскадёра?
A: Здесь тоже самое, да. У нас есть определённые ставки, которые утверждены нашей гильдией. Степень риска учитывается и естественно, чем выше сложность трюка, тем выше он должен оплачиваться.
K: В работе над каким фильмом у вас был самый большой гонорар, если не секрет?
A: Это известные голливудские фильмы “Пираты карибского моря”, “Маска Зорро”, “Мумия. Царь Скорпионов”, “Миссия невыполнима-3”, “13-ый воин”, “Ван Хельсинг”, “Блэйд” (ча-сти 1, 2 и 3), “Рыба-меч”, “300 спартанцев”, “Универсальный солдат”, “Электра”, “Властелин колец”, “Аватар” (части 2 и 3). Их было много.
K: Вам больше нравятся одиночные трюки или работа в команде?
А: Мне нравится всё. Мне нравится быть в профессии, независимо от того, один я что-то делаю в картине или с партнёрами. С командой, конечн, интересней. Всё зависит от того, что за трюки.
K: Что вы больше всего цените в партнёре по площадке?
A: Человеческие качества, всё положительное ценю, доброту, честность, культуру общения. Прежде всего. Вот так.
K: На какое место вы ставите безопасность в вашей работе, среди, например, славы, гонорара и т. д. ?
A: Безопасность – это прежде всего. Ни одно кино не стоит человеческой жизни. Ни один фильм, ни один хороший трюк.
K: Какой ваш любимый трюк?
A: Да нельзя сказать так какой любимый трюк. Их много. Я просто по-другому отвечу, что я люблю делать больше всего. Это конные трюки, фехтование, драки. Вот это мне нравится больше всего.
K: И какой из трюков вы дольше всего не могли выполнить?
A: Так, так. Да нет такого, чего бы я не смог выполнить, я всё делал. Подготовка трюка – это долгая работа, много расчетов, просчётов. Можно сказать, что иногда не с первого дубля, но со второго, с третьего у меня всё получалось. Не могу сказать, что есть вещи, которые я не мог бы сделать. Мы всё с ребятами делали четко.
K: Что для вас самое трудное в обучении трюкам своих учеников? Что вы больше всего в своих учениках цените?
A: Самое трудное, это отправлять ученика на какой-либо трюк. Потому что сам ты уже знаешь, обкрученный, а за человека, который в первый раз, несмотря на то, что ты его уже готовил, ты всё равно переживаешь больше, чем он сам. По-отечески переживаю. Сам то ты знаешь, где и какой подвох может быть, и с какой стороны, а новичок нет.
K: Есть ли у каскадёра право отказаться от выполнения определённых трюков?
A: Я уже говорил, да есть. И это не трусость. Это смелость. Смело сказать, что ты не мо-жешь сейчас этого сделать.
K: Существует ли трюк, за который вы не возьмётесь? Насколько вы здесь допускаете риск? (Например, будете ли вы выполнять трюк, если шансы на успех у вас 50/50?) Бывало ли так, что вы отказывались от выполнения трюка из-за его сложности?
A: 50*50 никогда не возьмусь, потому что я должен быть уверен на 120% в успехе, во-первых. Точнее в правильном выполнении трюка без травматизма для исполнителя трюка. За что я не берусь? Я не берусь за то, что я досконально на все 100% не могу сделать. Это сложные автомобильные трюки, водные, подводные, или связанные со скайдайвингом, это когда высота большая. Я физически к этому не подготовлен
K: Может ли трюк получиться идеально с первого раза?
A: Да, может.
K: Вы анализируете свою работу, просматривая фильмы с вашим участием?
Честно, положа руку на сердце, скажу, что я даже не все фильмы до конца смотрел, в которых  участвовал. Своих картин, которые я смотрел полностью – единицы. Времени просто нет. Я проматываю фильм и смотрю моменты, в которых непосредственно участвую, что-то анализирую, нравится мне или нет. И часто бывает такое, когда через какое-то время ты чувствуешь, что здесь вот так лучше сделать, здесь вот так. Как говорят “хорошему художнику всегда его картины не нравятся”. Простите за пафос. То же самое и хороший постановщик думает, что где-то можно было сделать лучше.
K: Что значит в абсолютном понимании “трюк выполнен”?
A: Это значит, что всё сделано так как хочет это видеть режиссёр, когда все живы, здоровы, даже синяка нет ни одного.
K: Я искал информацию о работе каскадёров в театре. Потому что не было ясно, есть ли в театре каскадёры или нет. Я нашёл такую информацию о том, что каскадёры вышли из театральной профессии “conducteurs des secretes” (“руководители секретов”) В связи с этим у меня вопрос. Известны ли вам театральные постановки (под стать кино) с уча-стием каскадёров? Вам приходилось участвовать в таких постановках?
A: Да приходилось. В начале 90-х в Малом театре собирались ставить “Капитанскую дочку” перед моим отъездом в США. Не знаю, поставили или нет. Но мы с моим педагогом обучали актёров, т. к. у них должны были быть одна или две больших сабельных фехтовальных сцены. Сейчас много такого. Например, друзья мои, ребята из фехтовального дуэта “Бретер”, которые сегодня будут на премии выступать. Они сейчас замечательнейший спектакль поставили. Я его пока не видел полностью. Именно фехтование, сцены шикар-но поставлены, просто шикарно, зритель в восторге.
K: Изменилась ли природа профессии каскадёра в связи с компьютерными технологиями? Стало ли работы меньше из-за возможности использования спецэффектов и компьютерной графики вместо живых людей?
A: Это пока не так ощутимо, и я думаю, что это не заменит живых людей, поскольку, какая бы ни была хорошая компьютерная техника, всё равно видно, что это компьютерная графика. Что касается трюков, то очень сложно сделать замену. Например, в конных баталиях заменить людей, лошадей и т.д. Это сразу видно в кадре, и это бросается в глаза, что лошадь искусственная и всадник. И это сразу снижает интерес у зрителя. И если хорошо и правильно снимать, то это сразу будет заметно. Я хочу сказать, что эта профессия будет жить, пока живёт театр и кино. Параллельно, вечно, не уходя.
K: Есть ли приметы у каскадёров?
A: Думаю, что нет. Я не сталкивался.
K: По вашему мнению, какое изречение могло бы стать девизом для каскадёров?
A: Сразу не знаю … Есть такая хорошая песня. Там есть такие слова “И бывшие раны напом-нят в укор, что я каскадёр”. Эта фраза стано-вится уже своеобразным гимном.
K: Есть ли у каскадёров единый профессиональный язык общения? Например, как у разведгрупп с обозначением жестов.
A: Нет, такого нет. Мы общаемся обычными фразами, специально языка нет. На съёмочной площадке используем рации. Если нужна тишина, то жестами показываешь.
K: На каких книгах о профессии вы выросли, если таковые есть? Может быть можете посоветовать.
A: Специальной литературы я не читал. Всё пришло через спорт. Это уже потом были книжки, написанные каскадёрами, в частности, Сашей Кариным. Называется “Страна Трюкания”. Он очень интересно рассказал о жизни каскадёров, всякие байки, смешные истории. Рекомендую всем, пожалуйста, она в интернете есть.
K: Назовите, пожалуйста, ваши три любимых трюка.
A: Фехтование, драки, конные трюки.
K: Какой будет ваш следующий трюк?
A: Я не знаю. Всё зависит от сценария, от того, что мне предложат сделать.
K: Я читал о вашем опыте телохранителя у некоторых звёзд шоубизнеса и Голливуда в Америке, например, у Бритни Спирс. Расскажите, пожалуйста.
A: Работа в кино – она же не каждый день идёт. Если её нет, то сидишь без работы. Это была подработка. Я ещё в России закончил школу телохранителей. Потом в Сан-Франциско закончил школу телохранителей и уже благодаря этому получил заказы на сопровождение звёзд первой величины. Плюс мой английский был хороший, и я в полиции работал. Всё это совместилось, переплелось, и поэтому мне посчастливилось с ними работать. Это Бритни Спирс, Перис Хилтон, Кира Найтли, Орландо Блум, Мишель Пфайфер и другие.
K: Это практика сопровождения звезды в поездке, например?
A: Бывает заказ, когда та или иная звезда выезжает на какое-то общественное мероприятие или просто хочет поехать поужинать. Есть категория охраны, так называемые “три круга”. Третий, второй и первый, т. е. ближний круг, в который я чаще всего и попадал. Это когда ты исполняешь роль друга или знакомого звезды, который сидит за одним столом со звездой, но тем не менее у него “ушки на макушке”, и глаза на триста шестьдесят градусов смотрят. Второй круг – это уже люди в пиджаках со связью, которые смотрят вокруг еще дальше. И третий круг охраны – это громадные мужчины-“шкафы”, которые просто сдерживают толпу. Подобная охранная практика у меня была периодической, и могла длиться день, два, неде-лю с одной звездой.
K: Какие основные шаги вы видите в развитии возможностей профессии каскадёра в России?
A: Прежде всего необходимо решить ряд вопросов на правовом уровне. Решить вопрос с пенсией каскадёров, решить вопрос правильной оплаты, решить вопрос с российскими продюсерами, чтобы не было такого, чтобы на площадку брали непрофессионалов. А такое случается, от этого и мы, т. е. гильдия, страдаем в плане репутации, и люди травмируются или даже гибнут, не дай Бог конечно, просто из-за того, что идёт экономия денег. Деньги “пилятся” и на опилки снимают кино. Надо, чтобы не было этих опилок. У нас не такая большая квота на трюки. Мы, посидев с ведущими постановщиками трюков, разработали определённый стандарт оплаты. Он есть у каждого постановщика.
K: Я хочу понять экономику. То есть, не хотят платить профессионалам, а хотят нанять со стороны?
A: Не хотят платить профессионалам, говорят, что дорого. Допустим, 15 тысяч стоит исполнение трюка профессиональным каскадёром. А к продюсеру приходит другой человек и говорит, что выполнит за 10 тысяч. Естественно продюсер берёт того, кто выполняет за десять – экономит. Но у “дешёвого” исполнителя может не быть должной физической подготовки и профессиональных каскадёрских навыков. Он, конечно тоже может быть спортсменом, не бояться и т. д., но он не готов и может не понимать всей ответственности, которую берёт на себя. А ведь продюсер может попасть и под уголовную ответственность, если с исполнителем трюка что-нибудь случится. Будет следствие, и он будет за это отвечать. Как правило, в 90 % случаев виноваты именно продюсеры и директора, которые берут такого рода неподготовленных, непроверенных непрофессионалов.
K: Вы любите животных? Видимо поэтому вы организовали фестиваль “Золотой клык”?
A: Да, да. Это фестиваль фильмов с участием животных. Больше детский фестиваль, такого семейного кино.
K: А кино с участием животных много снимают?
A: К сожалению мало.
K: Ваш текущий проект – это фильм “Пёс рыжий”, о немецкой овчарке-подрывнике на войне?
A: Его готовят сейчас к выпуску в прокат. И думаю, что он ещё год полежит до 75-летия Победы в ВОВ. Он уже много куда номинирован, и приглашен на Каннский фестиваль, фильм классный, но очень тяжёлый. Фильм про собак-подрывников танков. Очень серьёзный, сложный. Когда у нас были предпросмотры и здесь в Доме кино в Москве, и в Минске, не было ни одного равнодушного, люди плакали. Поверьте мне, даже взрослые мужики плакали, потому что цепляет очень здорово.
K: Какой вопрос о каскадёрах я вам не задал, но вы бы хотели на него ответить?
A: Много есть вопросов, на которые можно интересно ответить. Просто сразу в голову ничего не приходит.
K: Чтобы вы хотели пожелать вашим коллегам?
A: Прежде всего кучу работы. Справедливой оплаты и никакого травматизма. Мира и благополучия семьям. Когда у тебя всё хорошо в тылу, то и на работе всё хорошо.
***
Автор благодарит Алана Диамбекова за открытость в общении, искренность и гостеприимство, а также возможность посетить его тренировки. Интервью взял студент Новосибирского государственного театрального института Алексей Фёдоров.