Роттердамский кинофестиваль

Сочные поцелуи и «Красный квадрат» из России. В российском кино разглядели пропаганду, а Pussy Riot объявили символом феминизма

Белый слон
Кадр из фильма “Ангелы революции”

В основной конкурс завершившегося в Голландии 44-го Роттердамского кинофестиваля наши картины не попали. Зато в них обнаружили актуальные образы пропаганды. Нынешний фестиваль ставку сделал именно на них.

Начался фестиваль с очередного заявления Европейской киноакадемии в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, вышедшего с акцией протеста в Симферополе против присоединения Крыма к России. Он до сих пор находится в тюрьме, а когда-то участвовал с дебютной картиной «Гамер» в Роттердамском кинофестивале.

В жюри основного конкурса входила режиссер из Сербии Майя Милош. Три года назад ее откровенный и смелый фильм «Клип» победил в Роттердаме, но так и не получил прокатного удостоверения в России. Майя и ее коллеги три главных награды «Тигр» вручили молодым режиссерам за фильмы «Видеофилия» (Перу), «Исчезнувшая точка» (Таиланд) и «Проект века» (Куба). Последний напрямую связан с Советским Союзом, который строил да не достроил на Кубе атомную электростанцию. Вмешались глобальные события, распад СССР, и братская страна оказалась жертвой нашей перестройки. И теперь на пепелище живут трое мужчин – сын, отец и дед, которые все никак не могут понять, как стало все это возможным. Воспоминания о прекрасной поре дружбы с советским народом до сих живы в сознании людей, даже молодых, которые лишь опосредованно знакомы с тем, какой была дружба двух стран.

В программе «Сигналы: Пропаганда каждый день» режиссер Алексей Федорченко должен был представлять «Ангелов революции», а Олег Мавроматти – картину «Дуракам здесь не место». Но до Роттердама они так и не доехали. Федорченко лежал в больнице в Екатеринбурге. А его картина, основанная на прозе казанского драматурга Дениса Осокина, явно ошарашила зрителя. Она отсылает к 20-ым годам прошлого столетия, когда приверженцы авангардизма отправились окультуривать малые народы. Оленеводов приобщают к Малевичу, показывают им «Черный квадрат», а потом и красный. Все сделано условно, ярко, с куражом, но без откровенного стёба и в той поэтике, которую никому у нас не осилить, кроме Федорченко.

Белый слон
“Дуракам здесь не место”

Режиссер и художник Олег Мавроматти не смог приехал из-за сложностей с получением визы. За радикальные перформансы (один из них – на фоне Храма Христа Спасителя) его обвинили в сатанизме и разжигании межрелигиозной вражды. И он перебрался в Болгарию, а потом в США. В Роттердаме картину Мавроматти представляли жена – болгарский продюсер Боряна Росса, а также продюсер с российской стороны Андрей Сильвестров. «Дуракам здесь не место» основана на видео-дневниках 29-летнего жителя Москвы Сергея Астахова. Со своим героем Мавроматти не встречался, зато активно поработал в интернете. Сергий Астахов, как себя называет герой картины, выдумывает всякие небылицы и искренне в них верит. Он воспевает прелести супермаркетов. Верх его пищевого наслаждения – сосиски в соусе с добавлением лимона и лаврового листа, а также гигантская яичница. Сергий Астахов воображает себя геем и православным деятелем всея Интернета. Он повторяет фразу: «Я – мужчина, ты – мужчина. Мы созданы друг для друга». При этом рассказывает о сочных поцелуях с девушкой, такой же простодушной, как он сам. Четыре месяца Сергий работал дворником в Новом драматическом театре, где-то еще пытался приобщиться к труду. Он – явно не очень здоров и предоставлен самому себе, и вызывает сострадание (у кого-то чувство неприязни). Во время эмоционального обсуждения зрители спрашивали, что авторы хотели сказать своим фильмом, при этом он их явно зацепил. Андрей Сильвестров отвечал, что смотрел этот трагический фильм с замиранием сердца: «Через шизофреническую раздвоенность герой проходит то, что сейчас переживает и наша страна». Он считает, что Мавроматти показал человека, которого нет в реальности, он существует только в Интернете.

20-минутная документальная картина «Старое еврейское кладбище» (Латвия-Голландия) нашего соотечественника Сергея Лозницы, живущего в Берлине, снималась в захолустном районе Риги, где обитают алкоголики. По обрывкам разговоров можно понять, что в основном это русские люди. В запущенный парк с остатками могил приезжают туристы из США, чтобы посетить захоронения предков, вернее то, чего от них не осталось. Картина черно-белая, снята она изумительно, и насквозь пронизана светом. В перерыве между большими игровыми проектами Сергей Лозница занимается своим изначальным делом – документалистикой.

Белый слон
“Кому на Руси жить хорошо?”

15-минутная российско-голландская лента «Кому на Руси жить хорошо?» Любови Матюниной, основана на одноименной поэме Некрасова. Но без подсказки до этого не додумаешься. Автор задает своим собеседникам вопрос о счастье. Парень рассказывает, что к 20–ти годам поездил на дорогих мотоциклах, пил самый дорогой алкоголь, с девушками проблем у него не было. Что дальше? Армия, откуда он надеется вернуться сложившимся мужчиной. Пассажир плацкартного вагона заметит, что водка в России – сублимация счастья. Лично ему не хватает денежных средств, а в целом он счастлив. Авторы сообщают, что события происходят не во времена царизма, как у Некрасова, а в эпоху Путина после событий на Украине. Но никакого отблеска этого в рассуждениях и образе мыслей героев нет и в помине.

Документальная лента французского художника, фотографа и режиссера Эрика Бодлера «Письма к Максу», рассказывает об Абхазии, независимость которой и отделение от Грузии большинство стран так и не признали. Эрик пишет письма Максиму Гвинджия, некогда министру иностранных дел Абхазии, с которым познакомился десять лет назад. Письма возвращаются, но Эрик и не надеется, что они найдут адресата. Важен процесс отправки и возврата. Это повод поговорить, что за страна Абхазия и чем там люди живы.

28 января в Роттердаме был день Pussy Riot. Участниц панк-группы Надежду Толоконникову и Марию Алёхину встречали под знаменами феменизма. С первого фестивального дня шла активная реклама их приезда. И это стало сюрпризом, поскольку изначально никакой информации о подобной акции не было. Показали картину «Pussy против Путина» анонимных авторов, уже известную в Голландии, благодаря Амстердамскому фестивалю документального кино. На встрече со зрителями героини дня отвечали на вопросы, как им живется в современной России, а потом презентовали продолжение фильма и поучаствовали в концерте, на который продавались билеты по 11 евро. Свободных мест не было, зрители сидели на ступеньках.

Светлана Хохрякова

Источник