В России и на Украине эта картина вышла под разными названиями. Что логично.
Те, кто придет на «Битву за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого и продюсеров Егора Олесова и Натальи Мокрицкой, ориентируясь лишь на название, вероятно, будут изумлены. Героической обороне Севастополя 1941-1942 годов уделено не больше трети времени. И нет никакого стратегического — государственного, генеральского — взгляда на события, каковым отличалась советская пропагандистская киноэпопея «Освобождение».
На самом деле это байопик (ненавижу этот приблудившийся ненатуральный термин!) — фильм о судьбе некогда легендарной Людмилы Павличенко, в 25 лет ставшей самой успешной женщиной-снайпером в мировой истории. Любопытно, что фильм финансировали государственные киноорганы как России, так и Украины — и остались взаимно довольны. Работа была завершена, хотя в ее разгар слова «битва за Севастополь» обрели иное — жесткое, конфликтное — звучание. В широкий прокат Москвы и Киева картина вышла одновременно.
О ЧЕМ ЭТО. О юной хрупкой Людмиле Павличенко, только по подтвержденным данным (искренне не понимаю, как можно вести учет и контроль, когда вокруг кровавый кошмар), застрелившей во время обороны Одессы, а затем Севастополя 309 служащих вермахта — больше, чем знаменитый Василий Зайцев в Сталинграде, про которого Жан-Жак Анно снял «Врага у ворот».
Павличенко изображает Юлия Пересильд, и будет странно, если она останется без отечественных кинонаград.
Всякий биографический фильм страдает стремлением улучшить и мелодраматизировать образ главного персонажа. Реальная Павличенко — Павличенко по мужу, а так вообще-то Белова. Уже в 16 лет она в законном браке родила сына. Но на экране ни мужа, ни сына нет (сына героиня родит лишь после войны), и понятно почему: для концепции фильма было эффектнее, чтобы в пекло войны была брошена — и выстояла — совсем юная, не познавшая любви девушка, своего рода Жанна д’Арк. Остальное в завязке фильма, впрочем, правда — естественно, не документальная, художественная. Героиня на самом деле окончила истфак Киевского университета и рано проявила стрелковые способности. Потому и сочла, что обязана идти на войну защищать свой народ и свою страну.
В завязке есть и другой сюрприз. С первых кадров на экране присутствует вдова президента Рузвельта Элеонора. Именно она рассказывает случайному попутчику историю Павличенко, с которой познакомилась в 1942-м во время визита в США делегации советских героев войны. Подробности визита (его целью было подтолкнуть американцев к открытию Второго фронта) и начавшейся дружбы Элеоноры Рузвельт с Людмилой Павличенко то и дело — но аккуратно — вклиниваются в фильм. Фрагменты мирной жизни, где женщины совсем иные, вероятно, нужны для жесткого контраста: на их фоне война выглядит еще более жуткой и неженской.
Сцены визита позволяют понять, кого авторы фильма считают истинно плохим: это не немцы — их мы видим издалека, это партийный куратор делегации. Впрочем, крупные военные и флотские начальники, как потом выяснится, не лучше.
Во время визита Павличенко произнесет фразу, которая принесет ей славу в Америке, сделает ее героиней песни знаменитого исполнителя фолка и кантри Вуди Гатри и, возможно, действительно приблизит открытие Второго фронта: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Американская пресса поначалу именовала ее Леди Смерть, но после этой фразы она покорила Америку — именно как женщина. Такой вот поворот.
Кстати, в фильме Павличенко говорит на хорошем английском, усвоенном от матери-учительницы. Тут создатели фильма еще раз, полагаю, приукрасили реальность. Школьные учительницы английского в СССР едва ли могли поставить дочерям хорошее произношение, поскольку сами им не обладали.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Хорошо уже то, что создатели фильма сотворили не ура-патриотическое кино, какового у нас ожидается все больше, а общечеловеческое. Одна из тем: как из женщин на войне, начиная с учебного лагеря, пытаются сотворить не-женщин. Просто солдат. Но даже войне, утверждает фильм, подобное не под силу. Другое дело, что во многих ситуациях — даже боевых — женщина сильнее мужчины. И об этом фильм тоже — о времени, когда сильные женщины казались чем-то ненормальным. Элеонора Рузвельт говорит про себя в фильме, что в ней тоже не всегда видят женщину. Интересно, она в самом деле такое говорила?
Упомянутые сцены в учебном лагере — одни из самых сильных. Как и все фронтовые. У нас почти разучились снимать действие — и, в частности, войну. Режиссер Сергей Мокрицкий это умеет. «Битва за Севастополь», безусловно, один из наших лучших военных фильмов 2000-х. Рядом только «Война» Балабанова, «9 рота» Бондарчука и «Брестская крепость» Александра Котта. Итоговой дуэли снайперов из «Битвы за Севастополь» могут позавидовать Спилберг и Иствуд, в фильмах которых (в частности, в только что вышедшем «Снайпере») тоже есть знаменитые дуэли.
В сценах мирной жизни, особенно довоенной, где диалог важнее действия, фильм кажется мне чуточку старомодным и театральным. Ложка дегтя.
СТРАННОСТИ. И все-таки к названию. Мало того, что оно неточное. В условиях нынешнего конфликта с Украиной оно выглядит пропагандистским — как «Битва за Крымнаш». Украинское название «Незламна» («Несломленная»), конечно, скучное, но биографической драме подходит лучше.
Примечательно — для российского читателя, — что фильм стартовал и в таких кинотеатрах Киева, как «Ленинград» и «Россия» — представляю себе в Москве кинотеатр с названием «Львов».
Если уж совсем придираться, то в фильме можно, при желании, найти элементы не столько даже политконъюнктуры, сколько просчитанности на разную аудиторию — русскую, украинскую, зарубежную (пацифизм: наша медсестра перевязывает тяжело раненного немца, Павличенко находит в кармане убитого ею немецкого снайпера его семейные фото). Но в чем проблемы? Просчитывать кино надо всегда, иначе сядешь в долговую яму. И замечательно, что фильм с опасным сегодня названием «Битва за Севастополь» не вносит дополнительный раскол в российско-украинские взаимоотношения.
Некоторые, похоже, разочарованы, что не вносит. А хотелось бы. В интернете есть те, кто ругает фильм чуть ли не за антипатриотизм. Тем более что в нем есть страшная сцена: в Севастополе, который все-таки пришлось сдать, оставляют на пирсе, решив не эвакуировать, почти 100 000 человек, в том числе раненых солдат, обрекая на плен и гибель. Эвакуировали — на подводных лодках — только партийную документацию, ценности и руководящую элиту. Героине, несмотря на ее заслуги, удается спастись лишь благодаря влюбленному в нее человеку, принесшему себя в жертву.
Ура-патриотизма в фильме и впрямь нет. А вот патриотизм есть.
Он в том, что главные герои фильма — отважные, честные, ответственные за свою страну люди.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Они сражались за Родину.