72-й Венецианский кинофестиваль открылся премьерой фильма “Эверест” Бальтасара Кормакура, который через три недели выйдет в российский прокат. В компании голливудских звезд на высочайшую гору мира взобрался АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Это почти не преувеличение: новейшие съемочные технологии и стереоэффекты 3D позволяют увидеть восхождение международной группы альпинистов на Эверест и последовавший за этим смертельный разгул стихии в максимально правдоподобном виде. В какой-то момент кажется, что ты сам карабкаешься по заснеженной вертикали или перебираешься через бездонное ущелье по хрупкой лесенке рядом с Джошем Бролином или Джейком Джилленхолом. И это ощущение, признаюсь, бодрит. А потом вдруг видишь гималайский пейзаж откуда-то сверху, практически из космоса, и двое безумцев, штурмующих очередную высоту, выглядят как игрушечные фигурки на макете — однако это только усиливает чувство сверхреальности.
Космические ощущения, навеваемые этим фильмом, стали темой вечеринки, которую журнал Variety традиционно устраивает в канун фестиваля. Зал, примыкающий к террасе гостиницы Danieli с божественным видом на Венецию, был заполнен космическими атрибутами: на столах стояли консервные банки со “спецпитанием”, и даже пирожные мишленовские повара изготовили в форме колец Сатурна. Все было придумано в честь главы фестивального жюри Альфонсо Куарона, создателя “Гравитации”, но вполне монтировалось и с миром “Эвереста”, и с исландским происхождением его режиссера Бальтасара Кормакура: коктейли напоминали пенящиеся гейзеры, а из труб струился белый холодный газ — образ гималайского торнадо.
Сам Кормакур говорит о том, что близость экстремальной природы, извергающихся вулканов и снежных буранов, хорошо знакомая исландцам, подготовила его к этому проекту. Для работы над ним были задействованы первоклассные сценаристы — оскароносец Саймон Бофой (“Миллионер из трущоб”) и Уильям Николсон (“Гладиатор”), а также впечатляющий актерский ансамбль. Достаточно сказать, что жену гида экспедиции новозеландца Роба Холла (Джейсон Кларк) играет Кира Найтли, хотя ее героиня всего-то и делает, что беременная лежит у себя дома в постели и по телефону общается с мужем.
Все же главные достоинства фильма сосредоточены в визуальной плоскости. Что касается персонажей, они довольно стереотипны, а их отношения почти бесконфликтны, хотя реальные события, положенные в основу фильма, давали в этом плане куда большие возможности. Знаменитая экспедиция 1996 года, когда на Эверест поднимались одновременно две группы альпинистов, впоследствии, когда произошла трагедия с человеческими жертвами, породила множество противоречивых комментариев. Практически каждый из участников трагического восхождения имел свою версию событий и кто какую роль в них сыграл. Среди самых важных протагонистов этой схватки с природой был знаменитый российско-казахстанский альпинист Анатолий Букреев, которого в фильме сыграл исландский актер Ингвар Эггерт Сигюрдссон.
По следам трагедии 1996 года было написано несколько книг и развернулась дискуссия о правомерности коммерциализации горных экспедиций. Тогда это было еще сравнительно новое явление, и с точки зрения классического альпинизма оно “оскорбляло достоинство гор”. В фильме можно услышать эхо этих дискуссий, однако авторы предпочитают не критико-аналитическую, а героизированную версию похода — как амбициозного вызова суровой стихии.
Здесь можно усмотреть отдаленную связь с “горными фильмами”, популярными в свое время в Германии. Одним из последних, относящихся к этой традиции, был “Крик камня” Вернера Херцога, показанный на Венецианском фестивале четверть века назад. Двое героев того фильма соперничали за покорение неприступной вершины Серро-Торре в Патагонии, а также за сердце одной и той же женщины. Эта горная дуэль проистекала из ницшеанской концепции сверхчеловека, близкой романтическому немецкому сердцу. В исландско-голливудской интерпретации “горный фильм” поворачивается иной гранью. Человеческие отношения оказываются более прозаичными, что отчасти связано с документальной подоплекой сюжета и с тем, как понимают тему “вызова” в Голливуде. От исландского менталитета остается интимный контакт с природой и некоторая маргинальная отчужденность персонажей. Этого достаточно, чтобы картина все же приобрела знаки отличия от типового звездного блокбастера.