Крестовый поход «Ученика»
В Каннах прошла премьера фильма Кирилла Серебренникова
На Каннском фестивале продолжается конкурсный показ, полным ходом идут паралелльные программы. В «Особом взгляде» прошла премьера российского официального участника — фильма Кирилла Серебренникова «Ученик». Из Канна — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
В конкурсе обозначились первые приоритеты, но говорить о явных фаворитах пока рано. Фарсовый гиньоль Брюно Дюмона «В тихом омуте» понравился французам-соотечественникам режиссера, но, похоже, оставил в недоумении международную публику. Дюмон резко меняет палитру: его фирменная мрачность освещается искрами юмора, преимущественно черного, но не только. Буржуазно-декадентская семья собирается на лето в доме в Нормандии, на берегу бухты Сен-Мишель. Контрастом им выступает семейка местных жителей, промышляющих сбором мидий и переправой дачников во время прилива. Дачники оказываются экзальтированными придурками и вырожденцами: актеры Фабрис Лукини и Валерия Бруни-Тедески не жалеют сатирических красок, а Жюльетт Бинош вообще отрывается по полной программе, делая из своей героини ходячую карикатуру: она то распевает арии, то ходит с синяками и перебитой челюстью, явно получая удовольствие от такого хулиганства. Что касается представителей «народа», этих звероподобных каннибалов влечет к правящему классу запах крови и вкус мяса, но также неосознаваемый сексуальный зов. Каннибальский сынок заводит роман с тинейджером буржуазных кровей, чей пол столь же зыбок, как море между приливом и отливом. А параллельно этому лирическому макабру разыгрывается настоящая клоунада: пара полицейских, которые ищут преступников, пришли прямиком из слэпстика — немой комической: жанр, которым, как выяснилось, тоже виртуозно владеет Дюмон.
С моей точки зрения — надеюсь, не только с моей — лучшим фильмом первых дней конкурса стал «Тони Эрдманн» режиссера Марен Аде. Это первая картина, на которой публика пресс-зала не только смеялась, но не раз аплодировала по ходу просмотра. Это первая немецкая картина за много лет (не считая номенклатурного Вима Вендерса), которая попала в каннский конкурс. И это первая картина, которая убедила меня в том, что молодое немецкое кино — не миф, придуманный критиками, а немецкая комедия— не обязательно синоним пошлости. Хотя это одновременно и драма, но без префикса «мело-». Коротко говоря, «Тони Эрдманн» — кино о том, как тает лед в отношениях между старым отцом и взрослой дочерью, заодно оттаивает ее сердце под доспехами неуязвимой и перфектной бизнес-леди. Занятно, что большая часть действия происходит в Румынии (которая явно доминирует в Канне), и хотя это не главная тема, она оказывается прочно увязана с основным сюжетом. Полагаю, в конкурсе этот фильм имеет большие перспективы, а актриса Сандра Хюллер, известная преимущественно в Германии, может стать после этой роли международной звездой.
Картина с энтузиазмом воспринята кинопрессой: статьи в Screen International и Variety трактуют ее как внятное высказывание, в то же время взывающее к дискуссиям. Но если конфликты веры (в ее христианском обличье), науки и агностицизма европейцы пока решают мирным путем, в России они вышли на гребень опасного противостояния, способного полностью дезориентировать молодые души. Так что свою главную роль — и об этом тоже пишет каннская пресса — «Ученик» призван сыграть на родине, привыкшей метаться из одной крайности в другую.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2987593