Телесериал: «Люцифер» (Lucifer). США, 2016
Жанр и действующие лица: мистический триллер с элементами комедии и боевика; среди участников — полицейские, преступники, ангелы и демоны
Кто придумал: Том Капинос (по мотивам комикса Нила Геймана и Майка Кэри)
Кто участвует: Том Эллис (сериалы «Мерлин», «Однажды в сказке»), Лорен Джерман (сериалы «Живая мишень», «Пожарные Чикаго»), Д.Б. Вудсайд (сериалы «Форс-мажоры», «Остановись и гори», «Обмани меня»), Лесли-Энн Брандт (сериалы «Чак», «Легенда об Искателе»), Кевин Алехандро (сериалы «Настоящая кровь», «Саутленд»), Кевин О. Ранкин (сериалы «Во все тяжкие», «Кости», «Правосудие»), Рэйчел Харрис (сериалы «Плохая судья», «Город хищниц»), Джереми Дэвис (сериалы «Остаться в живых», «Правосудие», «Ганнибал»)
Продолжительность: 1 сезон
Провинившийся ангел низвергнут с небес и сослан в ад — охранять его врата и мучить грешников. Но однажды сатане до того наскучит эта неприятная работенка, что он возьмет отпуск с перспективой сделать каникулы бессрочными. Дьявол отправится в Лос-Анджелес, где раздобудет себе документы на имя Люцифера Морнингстара, откроет ночной клуб «Роскошь» и предастся порочным радостям человеческой жизни. Однако через пять лет экс-шефу преисподней надоест даже такое времяпрепровождение. И тут у него появится повод поиграть в сыщика.
С этого момента и начинается сериал «Люцифер». Сперва заглавный герой (Том Эллис) будет помогать детективу Хлое Деккер (Лорен Джермен) как частное лицо, затем очарует ее начальницу и с пятой серии получит официальный статус консультанта полиции. Детектив Деккер — единственная женщина, которая почему-то не поддается дьявольскому обаянию. Пытаясь понять, в чем дело, Люцифер будет повсюду сопровождать свою напарницу. Вместе они раскроют немало мелких и крупных секретов Лос-Анджелеса: Хлоя дотошна, а сатана умеет разговаривать с людьми по душам. Скоро герой обнаруживает, что на Земле он теряет часть сверхъестественных способностей и прежде всего становится физически уязвимым. Таким образом, сыск оказывается для сатаны столь же опасен, как и для простых смертных копов. Это его пугает и забавляет одновременно…
В титрах «Люцифера» есть по меньшей мере три громких имени, которые с самого начала провоцируют зрительский интерес. Первое — продюсер Джерри Брукхаймер (на его счету «Пираты Карибского моря», «Скала», «Воздушная тюрьма», «Лучший стрелок» и множество других успешных голливудских проектов). Второе имя — глава сценарной группы Том Капинос, ранее придумавший рейтинговый сериал «Блудливая Калифорния» с Дэвидом Духовны в главной роли. Наконец, третье заметное имя в титрах — Нил Гейман. Автор «Американских богов», «Коралины» и «Звездной пыли» стоял у истоков знаменитого графического романа «Песочный человек». Комикс «Люцифер» — спин-офф «Песочного человека», то есть произведение, развивающее одну из его «боковых» сюжетных линий.
Шесть лет назад Нил Гейман побывал в России. Отвечая на вопросы журналистов, он признавался в любви к Михаилу Булгакову и особо выделял его книгу «Мастер и Маргарита». Нетрудно заметить, что история про дьявола, однажды посетившего Москву, отразилась в сюжете о лос-анджелесских каникулах сатаны. Оба персонажа особо не скрывают свою сверхъестественную сущность, но и не слишком на ней настаивают, когда им не верят. Как и булгаковского Воланда, сериального Люцифера на Земле принимают за иностранца (в Москве 30-х сатана считается немцем, в современном Лос-Анджелесе — англичанином). Герой играет роль консультанта (то специалиста по древним рукописям, то мастера сыска). В обоих случаях дьявол выбирает злачные места (варьете у Булгакова, ночной клуб у Геймана). И главное: в телесериале, как и в романе, гостем из потустороннего мира движет вполне человеческая неуемная любознательность.
Изучая окружающих, Князь Тьмы снисходителен и даже по-своему добр к хорошим людям, но безжалостно карает мелких и крупных гадов (в Москве это бюрократы, лгуны, клятвопреступники и пр., в «городе ангелов» — воры, убийцы, коррупционеры и, конечно, сатанисты, особо презираемые сатаной за профанацию его идей и искажение его внешнего образа). В обоих произведениях, впрочем, дьявол куда чаще бывает великодушен, нежели свиреп. «Часть той силы, что вечно хочет зла», если и творил зло на адской территории, то без удовольствия, а уж на каникулах увлекается добрыми делами — и в этот парадоксальный на первый взгляд для сатаны modus operandi отлично вписываются помощь влюбленным у Булгакова и борьба за справедливость у Геймана. Не секрет, что российские православные ортодоксы до сих пор упрекают автора «Мастера и Маргариты» в кощунстве, в «реабилитации» образа дьявола. После выхода на телеэкраны США пилотного эпизода «Люцифера» активисты из Американской семейной ассоциации начали сбор подписей за запрет сериала как «оскорбительного для христианской веры», ибо дьявол, по их мнению, не может выглядеть симпатичным парнем…
Разумеется, авторы «Люцифера» — комикса и сериала — взяли напрокат у Булгакова лишь небольшую часть сюжета. Евангельский бэкграунд (вся «пилатовская» линия) тут отсутствует в принципе, современная драматическая составляющая сведена к минимуму, а единственным антагонистом заглавного персонажа выступает унылый ангел Аменадиль (Д.Б. Вудсайд), который почти все тринадцать серий безуспешно интригует, пытаясь заставить брата завершить отпуск на Земле и вернуться к своим адским обязанностям. Кроме того, булгаковский герой возникает в Москве в сопровождении внушительной свиты — в то время как Люцифер объявляется на Земле в компании лишь одной демонессы Мазикин (Лесли-Энн Брандт). Да и та ему нужна больше не как телохранительница, а для пригляда за ночным клубом и ведения бухгалтерских книг.
Вы можете себе представить булгаковского мессира без эскорта? Разумеется, нет. Свита позволяет Воланду воспарять над мелочами, быть царственным и вальяжным. Экранный же Люцифер в условиях кадрового дефицита невольно вынужден суетиться, попеременно исполняя несколько ролей: быть, в зависимости от ситуации, не только Воландом, но и Коровьевым, и Азазелло, а иногда чуть ли не Варенухой или Степой Лиходеевым. Щеголь, резонер, дамский угодник, остроумец, склочник, миллионолетний мудрец и кулачный боец — и это еще далеко не все ипостаси заглавного героя.
Валлийский актер Том Эллис старательно работает лицевыми мышцами; сладковатая улыбочка сутенера сменяется то выражением вселенской задумчивости, то хищным сатанинским оскалом. А когда внутри головы Люцифера загорается неоновая лампочка, глаза его блистают адским огнем. Сначала все это веселит, но под конец заметно утомляет. Все-таки владыка преисподней, пусть и бывший, не должен мельтешить, как вертлявый бесенок. Ближе к финалу первого сезона авторы используют, кажется, все киноштампы и уже несколько перебарщивают с постмодернистской игрой. Пародийный потенциал «Люцифера» доведен авторами до крайности в сценах, где теледьявол, по примеру телегангстера Тони Сопрано, аккуратно навещает даму-психотерапевта (Рэйчел Харрис) и жалуется на кризис отношений с Богом-Отцом. С некоторым трепетом ждешь, когда разговор дойдет до адской мамочки. Но ее авторы оставляют на второй сезон, выход которого запланирован уже в сентябре.