Кинорежиссёр Виталий Суслин, или с чего начинается Родина.
В 2021 году на XXIX Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» был показан 5-й полнометражный фильм Виталия Суслина «Рапана», на первый взгляд, выбивающийся из cвоего тематического ряда: он о людях искусства, об их духовных мучениях в накатившем на Россию, а может быть, и на планету, отупении и бесчувствии несостоявшихся в искусстве людей.
Суслину 37 лет. Он родился в Ново-Воронеже в семье врачей. В 2009 году окончил лечебный факультет Воронежской государственной медицинской академии, но твердо решил стать кинорежиссером, поступил во ВГИК (мастерская К.Г. Шахназарова), окончил его в 2012-м. На Международном студенческом кинофестивале ВГИК 2015 года показал свой дебютный (первый) полнометражный фильм – «Дефиле». В 2017 году его второй фильм «Голова. Два уха» – лауреат двух кинопремий на фестивале «Кинотавр» (Сочи). Сценарий фильма написан самим режиссером на основе реальных событий из жизни героя и исполнителя главной роли в фильме, деревенского пастуха Ивана Сергеевича Лашина и в соавторстве с ним.
В России время всегда героическое. Мы без невзгод и побед не можем: адреналина не хватает. Поэтому у каждого времени – свои герои, зовущие в будущее и придающие оптимизма и вдохновения развиваться и работать. Но в 2010-х годах время казалось «безгеройным», потом чуть затеплилось, задвигалось… В 2013-м все уткнулись в смартфоны, а перед поступившими в творческие ВУЗы и окончившими встал жесткий вопрос: вынь да положь героя нашего времени! Иначе дальше – некуда жить.
Юрий Арабов тогда говорил студентам: «Подождите немного, скоро «движуха» начнется!» «Вы должны вынуть тему и героя – из самого себя», – объяснял другой педагог, Владислав Романов. И мы «вынимали», – с оглядкой на героические фильмы Попогребского «Как я провел этим летом», на «Мы из будущего». Зрителю ведь интереснее всего то, чего никогда не бывает.
И вдруг Виталий Суслин показал на фестивале свой дебютный фильм «Дефиле», – о райской спокойной России, но в предчувствии чего-то непонятного. Чистая вода в реке, эхо, мальки, ракушки, безработные одинокие молодые мужчины, сельские дискотеки, две девушки из столицы, прибывшие на каникулы и улетевшие, как мечты… Фильм, прозрачный и играющий как перламутр , всеми цветами радуги, показали на студенческом кинофестивале ВГИК, где все искали «новые темы» и «нового героя». И его фильм был именно об этом поиске. Зритель ждет: что кто-то из героев или героинь что-то совершит, или начнется что-то новое на фоне мнимого спокойствия. (Призы получают именно за качественно оформленное ожидание (саспенс)).
За 10 последующихе лет Суслин создал 10 фильмов, включая курсовые – документальный «День простого человека» (2010), короткометражный «Шнырь» (2011)– и дипломный «Ванька Тепляшин» (2012) по рассказу В.М.Шукшина.
В 2022-м на 44-м ММКФ фильм «Верблюжья дуга» Виталия Суслина был в основном конкурсе, отмечен призом жюри российских киноклубов. Его герой живет в тотальной зиме, взрослому сыну кто-то перевязывает свитеры из его же детских вещичек, из старых свитеров, купленных когда-то при СССР (из настоящей шерсти), вяжутся мужикам шарфы. Мужики пытаются зарабатывать в отсутствие работы и все еще мечтают, как мальчишки, убежать на юг, или хотя бы к незамерзающему водохранилищу близлежащей АЭС, с удочкой, попеть с другом хотя бы по телефону и пригласить друга на спектакль, в котором играют «в Великую Отечественную войну». Но всё это порицается женской половиной мира и выросшими детьми, всем новым строем «нестройной» жизни в хлам уставшего населения провинциального русского города, угнетенного, выдавливаемого из собственной среды обитания ужасной экологией. А когда-то эта «среда» была нежной, солнечной, желто-зелено-радужной, с холмами, перелесками, свободной от некрасоты. Куда оно пропало, кем погублено? Но главный герой находит отдушину : он встречает «снегурочку», похожую на маму – сотрудницу туристического агентства. И, как вечный мальчик, он помещает Снегурочку в свой внутренний зеленый рай детства… Недовольных при этом много: сын, жена, невидимый хозяин земли, на которой герой пилит валежник… Но это всё – такие же отдельные «миры», которые не смешиваются, но пробуют «доминировать» и «давить». Герой спасается в свои «сны» и «дела», в работу сапожника, и там находит поле для новых открытий. И люди сдают ему в ремонт обувь. А потом почему-то не забирают свою старую обувь назад. Почему они не забирают ее и почему ее сдают? Может, у них нет денег? Но они все же носят обувь в ремонт сапожнику, потому что это общение с хорошим человеком. Потому что существует нитяная «авоська», станки с крутящимися наждачными колесами, машины, прошивающие кожу,– и они же все погибнут, если отпадет необходимость чинить обувь! А надо, чтобы все трудилось и жило. Определенное поколение людей это понимает. Не все. Но режиссер Виталий Суслин понимает: Бог дал ему такую тонкость души.
«Верблюжья дуга» ничего не получила на ММКФ, но многие кинокритики на мой вопрос: «Какой фильм понравился больше всех?» – отвечали : «Конечно, «Верблюжья дуга»!» А почему фильм так назван? Верблюды идут по кромке бархана, по дуге, – герой фильма видит их на фото, в агентстве… И разве люди не такие же трудовые верблюды? Они же тоже «ходят по верхам», по сложившемуся ландшафту, стремясь однажды выйти из ужаса пустыни в оазис, в рай детства, зеленого леса… И самое интересное, что мечты как-то сбываются…
«К своему третьему полному метру «Седьмой пробег по контуру земного шара» Суслин, – по выражению Евгения Майзеля,– превратился в пусть неофициального, но, несомненно, главного в отечественном кино смотрящего за русской провинцией». При этом провинции очень трудно смотреть в себя. Но люди провинции, которым каждый день приходится выживать в родной стране, возможно, увидят в этом фильме не «себя в зеркале», а «другого, которому еще хуже». И не окаменеют в бесчувствии, а возвысятся до роскоши сострадания хотя бы на один час двадцать минут. И этим чувством, мне кажется, кино Виталия Суслина драгоценно для моей замученной переменами страны.
На тему «Седьмого пробега» позднее был снят также фильм Андрона Кончаловского о Микеланджело («Грех», 2019). Там тоже художник, у которого, в сущности, ничего нет, кроме любви к миру и таланта выполнять божьи предписания и создавать образы в земном материале. Но там Италия, жара и мрамор, а у нас – стылая мокрая зима, разваленные заводы, просто холст, рамки, кисти и краска из магазина. У нас проблема с климатом, и зимой без мастерской художнику оказаться – смертельно. Но Виталий Суслин, как потомственный врач, видимо, пробует найти причину тотального заболевания людей русской провинции «серой болезнью» – равнодушием к ближнему: он выковыривает и показывает именно те моменты столкновений интересов русских людей, когда они посягают на самое святое (чем принято гордиться «загадочной русской душе») – на чувство дружбы, дом, любовь к будущему и семью. Герой лишается постепенно всего-всего, даже крыши над головой, но как-то находит денег, чтобы купить коляску дочери на выписку из роддома, тащит ее по оттаявшим городским газонам и, совершенно обессиленный, обнимает старое дерево в сквере…
Это тяжело наблюдать. Но Суслин не стыдит, показывает, что происходит вот именно так и на каждом шагу. Просто мы не замечаем. А почему происходит, предлагает сознать зрителю. (Осознавать, ясное дело, захотят немногие, но именно эта духовная работа – воспитывает ум и душу, и художнику без этого – никак не состояться). При этом герой фильма – старый художник, который в принципе ничего больше делать не умеет, кроме как писать картины и водить машину. И хоть режь его, – он умеет делать только это. А это в обществе не востребовано… И вот как жить дальше живому человеку!?.. (Мне кажется, это самый тяжелый фильм Виталия, несмотря на забавный конец, не дает выхода, он просто предлагает найти «союзника по несчастью» или «того, кому еще хуже»… – То есть совершенно «русское» кино, фильм «на разрыв аорты», пробующий разбудить совесть и сострадание в каждом. …
“Седьмой пробег по контуру земного шара» получил Специальный приз жюри «За лучшую режиссерскую работу» на 2-ом Международном фестивале кино стран содружества» (2020). А актер Александр Карнаушкин получил несколько призов на кинофестивалях за главную роль в этом фильме.
На четвертом фильме Виталия Суслина «Папье-маше» стоит неожиданный гриф 18+, хотя ничего противопоказанного младшему возрасту в нем нет. Насилие? Разве что насилие представителей власти над человеком. Но если за это повышать возрастной ценз, надо поставить гриф 18+, например, на всё марийское этнографическое кино, изображающее языческие жертвоприношения животных… А в этом художественном фильме с произволом властей сталкивается Иван Сергеевич, человек совершенно беззащитный, и за его безответность, администраторы жизни назначили ему роль пожизненного козла отпущения. И вот, в каком-то кадре мы видим тот же прекрасный гористый береговой обрыв над вечной рекой, что и в «Дефиле», но только – гнилой осенью, река холодная, напоминает пруд, в руках у героя чучело лебедя. Но для героя он, видимо, живой и прекрасный. Герой, замученный нищетой и постоянными попытками разных служилых людей поездить на его горбу, неспособный сопротивляться обману и неспособный обманывать, просто бежит от очередного судебного пристава, а тот «описывает» в его пустом доме банки с солеными арбузами и до смерти пугает мать… То есть, видимо, он не извлекает опыт из происходящего и не приспосабливается, как большинство людей, не врет, но оказывается «должен» кому-то всё больше и больше. Дезадаптированный индивидуум. Но Виталий Суслин иного любит своего героя и жалеет мир вокруг его глазами. А Иван искренне любит своё дворницкое дело, чувствует нужность и даже значимость работы. Из интервью Суслина 2017 года: «Иван – тот самый герой, которого описал Василий Шукшин. Ему ничего не нужно было играть. Мы подружились, когда я снимал свои короткометражки во ВГИКе. Ваня поделился со мной своей историей, своими переживаниями, страхами, городскими похождениями. И мне захотелось, чтобы люди смогли посмотреть на мир… глазами Ивана Лашина…»
Большинство фильмов Виталия Суслина до сих пор не имеют проката в России. Но это – вопрос к прокатчикам. «Кассовость» мэйнстрима его фильмам в нашей стране не грозит. Потому что реальность, показанная в них, – зеркало сегодняшней России, а самоисследованием обществу заниматься больно. Тем более, в кино, которое исторически воспринимается людьми, как «мечта», либо как «документ». Но это доброе и честное русское кино о нас.