Жанр и действующие лица: шпионский детектив; участвуют работники британских спецслужб и агенты советской разведки в Лондоне.
Кто придумал: Тоби Уитхауз, Сара Доллард, Дэбби О’Мэлли.
Кто участвует: Виктория Хэмилтон («Сенсация», «Мэнсфилд Парк»), Том Хьюз («Бойфренд из будущего», сериал «Пустая корона»), Шон Дули (сериалы «Плохие», «Бродчерч», «Виртуозы»), Пол Риттер («Гарри Поттер и принц-полукровка»), Брайан Кокс («Троч», «РЭД», «Идентификация Борна»), Марчел Юреш («Интервью с вампиром»), Стивен Макинтош («Карты, деньги, два ствола», «Пиджак»).
Продолжительность: 1 сезон (6 серий).
Читаем в новостях: глава администрации президента РФ Сергей Иванов, выступая перед главами российских регионов, объявил, что «вечный наш противник — это Англия, которая гадила нам всегда и будет делать это дальше».
А мы смотрим английский сериал, где сотрудники MИ-5 в годы холодной войны пытаются предотвратить широкомасштабную спецоперацию КГБ на территории Великобритании.
На календаре — 1972 год. Джо Ламбэ (Том Хьюз), молодой сотрудник британской контрразведки, допрашивает перебежчика, преподавателя университета Аркадия Малинова (Марчел Юреш): тот признается, что на самом деле он — полковник КГБ, участвующий в секретной операции «Стекло». Ему неизвестны ни количество людей, которые задействованы в ее подготовке, ни сам механизм реализации плана, ни точная дата «дня икс». Перебежчик знает лишь одно: если задуманное осуществится, Великобритании грозят разрушительные последствия. Какие именно? И на этот вопрос ответа у Малинова нет. «Операция «Стекло» — как мозаика, — объясняет он. — Никто не видит всех фрагментов. Но зато результат увидит весь мир».
Хотя искренность беглого кагэбэшгника под вопросом, а сама угроза лишена конкретных очертаний, руководитель МИ-5, грузный пожилой джентльмен по прозвищу Папочка (Брайан Кокс), к словам Малинова относится всерьез. Шеф контрразведки — далеко не кладезь добродетелей: он злопамятен, безжалостен, почти в открытую изменяет жене с китайской танцовщицей, а цвет его лица выдает в нем многолетнего пьяницу. Но при этом Папочка обладает быстрым умом и хорошо развитым чувством опасности. Потому-то он собирает спецгруппу, чтобы та работала только над этим делом.
В состав группы помимо Джо Ламбэ включены еще пять человек: опытный аналитик Сара Монтаг (Виктория Хэмилтон), умелый бюрократ Бобби Уотерхауз (Пол Риттер), специалист по прослушке — он же муж Сары — Алан Монтаг (Джонатан Арис), молодая сотрудница Венди (Хлоя Пирри), а также полицейский Джим Фенчёрч (Шон Дули), которому поручены контакты между ведомствами. Никто из шестерых не похож на супергероя. Властная Сара с повадками сердитого мопса помыкает своим унылым супругом. Карьериста Бобби держит в узде его амбициозная мамаша. У трепетной Венди — по виду юной дурочки — нет никакой личной жизни, только одна работа. Увалень Джим поначалу относится к новым коллегам из МИ-5 с тайным пренебрежением, подозревая в них бездельников, которые за хорошие деньги занимаются сущей ерундой. Что же касается Джо, красавчика в стильном плаще, то он недавно провалил задание в Польше и просто чудом не вылетел со службы… И вот эти-то люди должны спасти Великобританию от неведомой ужасной угрозы!
Поклонники киношной «бондианы», наверное, будут разочарованы. Тут нет умопомрачительных гаджетов вроде ракеты, спрятанной в наручных часах, и потайных микрофонов величиной с маковое зернышко. Зато имеются огромные, как бабушкины сундуки, катушечные магнитофоны и «жучки» размером с сэндвич. Британских контрразведчиков мало; они ходят по Лондону пешком либо передвигаются на медлительных казенных авто. Главные герои по старинке не носят с собой пистолетов и во время погонь за шпионами не могут открыть стрельбу. Максимум, что им позволено в момент встречи с врагом, — подождать, пока тот отвернется, и отоварить доской по голове.
А вот шпионы КГБ в Лондоне многочисленны, мобильны, отлично экипированы и вооружены до зубов. Главный сериальный злодей, кагэбэшный «чистильщик» по кличке Один (Евгений Ситохин), нагло таскает с собой маузер и без колебаний пускает его в ход. От посланцев Москвы нет спасения. С завидной легкостью они могут проникнуть на засекреченную военную базу или в одиночную камеру тюрьмы контрразведки. Они запугивают до полусмерти секретаршу премьер-министра и организуют взрыв бомбы в штаб-квартире консерваторов. Властные структуры Великобритании буквально нашпигованы советскими агентами. Даже в самой МИ-5, под самым носом у Папочки, притаился советский «крот». Так что катастрофа, о которой говорил в первой серии перебежчик Малинов, может вылиться чуть ли не в смену общественного строя в стране…
Думаете, гротеск? Четыре с лишним десятилетия назад данный сюжет не выглядел таким уж фантастическим. Напомним, что действие сериала происходит в 1972 году, очень непростом для всей планеты: авиакатастрофы, захваты заложников, экономические трудности, политические катаклизмы. В январе Англию сотрясла крупнейшая (после 1926 года) забастовка горняков. Угольщиков поддержали докеры, дефицит угля вызвал острый энергетический кризис, перебои в электроснабжении коснулись даже Букингемского дворца и дома 10 по Даунинг-стрит. В стране было объявлено чрезвычайное положение, количество рабочих дней сокращено до трех в неделю, а число безработных выросло до миллиона человек. Через несколько месяцев правительство, пытаясь справиться с инфляцией, введет плавающий курс фунта стерлингов и заморозит зарплаты. И все это на фоне массовых беспорядков в Белфасте, теракта ИРА в Олдершотте и других малоприятных новостей.
В мутной воде кризисов активизировались советские спецслужбы. Отсылаем всех желающих к документальной книге Кристофера Эндрю и Олега Гордиевского «КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева», где речь идет о событиях, сопоставимых со сценарием британского сериала. Достаточно вспомнить историю перебежчика Лялина, который, скорее всего, и послужил одним из прототипов Малинова. Упомянутый Лялин тоже сдался британским властям в начале 70-х и точно так же нагнал страху. При этом он был конкретен, и список его заданий для «дня икс» щекотал нервы: «Среди диверсий, которые предполагалось осуществить в Лондоне, были планы затопления лондонского метро, взрыв станции раннего оповещения о ракетном ударе в Файлингдейле (Северный Йоркшир), уничтожение стратегических бомбардировщиков класса «V» на земле и нападение на другие военные объекты». Впечатляет, не так ли?
Англичане поверили Лялину и вовремя выслали из страны более сотни — целая рота! — сотрудников КГБ и ГРУ, работавших в Лондоне под дипломатической крышей. Едва ли Кремль рассчитывал превратить Великобританию в эдакую «Британскую ССР» в составе СССР, но шансы ослабить позиции консерваторов и в итоге свалить правительство были в то время довольно велики. Сам британский премьер, кстати, тоже появляется на экране в паре эпизодов — правда, безымянный, но внешне более-менее смахивающий на Эдварда Хита, тогдашнего главу кабинета. Создатели «Игры» лишь домыслили подоплеку реальных событий 1972 года и обострили сюжет в духе классики британского шпионского жанра — «Зеркальной войны» Джона Ле Карре и особенно «Четвертого протокола» Фредерика Форсайта. Детективный сюжет сериала ладно скроен, крепко сшит и держит зрителя в напряжении; даже те, кто неплохо знает историю, ждут финального эпизода с трепетом, опасаясь за судьбу Англии: а ну как гениально-зловещий план КГБ все же сработает? Что тогда?
Не будем раскрывать, в чем был смысл операции «Стекло» и кто из спецгруппы МИ-5 в итоге оказался советским «кротом». Поскольку у каждого из персонажей запрятан собственный «скелет в шкафу», предугадать сюжетные ходы невозможно — впору бросать жребий и довериться кубику, как в книге Люка Райнхарта «Дайсмен» (бестселлер 1971 года не раз мелькнет на телеэкране, словно бы символизируя темную власть фатума). Сценаристы хитро разбрасывают намеки, чтобы зритель до предпоследней серии в замешательстве перебирал варианты: и этот подходит на роль оборотня, и тот, и даже сам Папочка не свободен от наших подозрений. В конце концов, агенты советской разведки Ким Филби и Гай Берджесс тоже когда-то занимали немалые посты.
Как и многие другие сериалы, снятые телерадиокомпанией ВВС, «Игра» производит впечатление основательности и добротности при довольно скромном бюджете и минимуме спецэффектов. Однако ни один из российских федеральных телеканалов не изъявил желания показать эти шесть серий в прайм-тайм. А ведь, казалось бы, наши теперешние начальники — через одного выходцы из КГБ — должны были испытывать нечто вроде профессиональной гордости, глядя, как их бывшие коллеги держат в страхе всю британскую столицу. Видимо, сработало то, что советская цензура называла неконтролируемыми ассоциациями. Наблюдая за похождениями кагэбэшного киллера Одина и его подручных в 1972 году, российский зритель мог бы вдруг припомнить недавнюю историю про чай с полонием, сравнить две эпохи и сделать кое-какие неутешительные выводы.
Роман Арбитман