Торжество искусственного интеллекта: фильм недели — «Робот по имени Чаппи»

Многообещающий режиссер Нил Бломкамп сделал картину про новый совершенный человеческий вид, который вскоре восторжествует на Земле.

Слегка опаздывая позавчера в один из мультиплексов на показ «Робота по имени Чаппи» режиссера Нила Бломкампа, я злился, что кассу передо мной заблокировала семейная троица из папы, мамы и сына лет десяти. Сыну не продавали билет, поскольку у фильма рейтинг 16+. Администратор втолковывал, что не вправе нарушить регламент, установленный министерством культуры. Родители в ответ ссылалась на незнание, на то, что соседскую семью на этот же фильм пустили, что ребенку обещали кинозрелище, грозились что-то кому-то написать и пр. В итоге администратор сдался – а кто бы не сдался в его случае.

Родители, полагаю, ойкнули, когда умилительно семейная мелодрама вдруг обернулась кровавым триллером с разрубанием тел напополам – в кои-то веки стоит расценить вердикт нашего малоприятного Министерства культуры как адекватный. Зато, надеюсь, родители, производившие впечатление неглупых, сами получили удовольствие, убедившись в том, что жанровое и по всем признакам развлекательное кино способно содержать в себе философский посыл. Урок «Робота по имени Чаппи»: традиционному человечеству скоро конец.

О ЧЕМ ЭТО. О том, что в недалеком будущем, где смартфоны и внедорожники как у нас сейчас, зато свалок, разрухи, грязи, нищеты и уличной урлы куда больше, трудится молодой компьютерный гений индус. Именно выходцы из Индии сейчас, как известно, лучшие математики и компьютерщики. Гения изображает звезда оскароносного фильма «Миллионер из трущоб» и, кстати, уроженец Британии Дев Патель. На подтанцовках у него Сигурни Уивер и Хью Джекмен, которые недавно — ради раскрутки картины — приезжали в Москву. А также культовый в ЮАР (откуда родом режиссер Нил Бломкамп и где якобы развивается действие) актер и режиссер с псевдонимом Ниндзя. Его персонажа, поначалу мерзкого, а в конце очень хорошего так и зовут — Ниндзя.

Гений-индус трудится на военную корпорацию, он создал систему роботов-полицейских (в фильме их именуют скаутами), позволившую если не покончить с преступностью, то загнать ее в угол. Но он идеалист, ботаник, и у него совсем иная мечта: сотворить робота, который будет как человек ­– с чувствами, переживаниями, сомнениями. Который будет развиваться и взрослеть — только очень-очень быстро.

И он создает такого робота-ребенка — идеального, наивного, который попадает в неидеальный и жестокий мир.

Тут надобно заметить, что режиссер Бломкамп не любит людей. Особенно когда они собираются в стаю. Как уроженец ЮАР, он позволяет себе то, чего стесняются, например, американцы: одинаково не любить всех людей, независимо от цвета кожи. Бломкамп снял потрясающую антиутопию «Район № 9» (спродюсированную не кем-нибудь, а создателем киноверсий «Властелина колец» и «Хоббита»» Питером Джексоном), в которой в ЮАР времен геноцида как бы нет внутричеловеческого геноцида. Зато существует совсем иной: люди загнали на свалку гетто случайно прилетевших к нам инопланетян, представляющих собой помесь таракана и креветки. Инопланетян так презрительно и именуют – креветками. Когда эти креветки во имя собственной свободы начинают мочить людей, преисполняешься истинной радостью.

Потом Бломкамп пошел на компромисс. Мало кто может устоять перед большими деньгами и обещанием славы, когда ему после маргинального проекта предлагают крутой голливудский с суперзвездами. Он снял дурацкий фантастический «Элизиум», в финале которого воспел революцию, то бишь власть толпы, которую на самом деле ненавидит.

В «Роботе по имени Чаппи» Бломкамп вернулся к себе — и лично я не могу его за это осуждать. Робот по имени Чаппи — ребенок, или же наивный звереныш. Первая часть фильма напоминает как мрачные рождественские сказки о нищих голодных детях, так и фильмы о брошенных собаках, которые были уверены, что все люди добрые, пока не столкнулись с реальной злобой.

Известно «Хождение Богородицы по мукам». Тут — хождение ребенка по мукам, и не важно, что ребенок — робот. Ничего хорошего при встрече с человеческим миром наивный чистый ребенок, по Бломкампу, испытать не может. И я с ним согласен. Мир — жестокое испытание. В столкновении с ним страдают прежде всего те, кто добр и наивен. Банальность сказал, да? Скажу и другую. Именно добрых легко в итоге обмануть, испортить и ожесточить – это тоже есть в фильме Бломкампа. Но удивительная штука — оказывается, при всей нелюбви к человечеству Бломкамп верит в человечность. Под влиянием робота, который в фильме в большей степени человек, нежели люди, даже плохие обнаруживают в себе отвагу и склонность к самопожертвованию. Бломкамп у нас, оказывается, еще и оптимист.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Искусственный интеллект и все связанные с ним проблемы, пожалуй, главная тема, которой будут отдавать силы лучшие умы мира, пока этот самый искусственный интеллект их не превзойдет. Причем весьма скоро.

Вы полагаете, шуточки? Никакие не шуточки, если уже сейчас ни один чемпион мира по шахматам не решается сразится с компьютерной программой. Потому что она умнее.

Симптоматично, что первым режиссером, который сделал фильм о том, что компьютерный разум сочтет себя более достойным и серьезным, нежели человеческий, был не кто-нибудь, а великий Кубрик, которого волновали только глобальные проблемы. Речь, понятно, о его невероятном (в том числе по спецэффектам, хотя Кубрик не мог тогда использовать компьютер) фильме «Космическая одиссея 2001 года», снятого в 1968-м.

Я, конечно, никак не Кубрик, но тоже давно ношусь с мыслью, что искусственный интеллект, побеждая человеческий, не может не выработать собственную идеологию. Самый страшный, умный и тонкий фильм про это – «Я, робот», где искусственный разум создает не только свою идеологию, но и свою религию, творит собственную Библию.

Другой подход к теме: люди, опасаясь искусственного интеллекта, начнут его гнобить. Мыслящие и чувствующие роботы станут в будущем презираемым и побиваемым камнями меньшинством – типа как в современной России геи и так называемые либерал-предатели. Об этом «Искусственный интеллект» Спилберга, сделанный по идее все того же упомянутого либерала Кубрика.

Бломкапм в «Роботе по имени Чаппи» наметил третий и весьма мрачноватый путь. Человечество обречено. Потому что оно… ну как бы поделикатнее выразиться? Не заслуживает сострадания. И спасти его может лишь мутация: объединение человеческого интеллекта с искусственным и человеческого бренного тела – с металлическим, особо крепким. Рассчитанным на вечность.

Неувязочка в том, что у Бломкампа идеальные тела получают самые лучшие люди. Но их же могут заполучить и негодяи! И что с этим делать?

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Человеком в прежнем смысле слова ты больше не будешь. Зато станешь настоящим человеком.

Юрий Гладильщиков, 
кинокритик .

Источник

About admin