Хакер стал супергероем в фильме «Кибер»

Белый слон
Фильм «Чудеса» молодого режиссера Аличе Рорвахер дает новый старт неореализму. Фото: outnow.ch

Новая работа мэтра криминального триллера Майкла Манна провальна настолько, что в этом видится что-то почти героическое.

Очень хочется вспомнить из 133-минутного фильма хоть что-то хорошее, все-таки Майкл Манн — признанный мастер жанра, снявший знаменитую«Схватку», в которой Аль Пачино гонялся за Робертом Де Ниро, а эталонная финальная перестрелка происходила в карго-зоне аэропорта. В «Кибере»(Blackhat) тоже есть перестрелка среди контейнеров, но это эпизод вполне проходной. Остается отметить сцену, в которой герой отправляется на встречу со злодеем, примотав к запястью нож, к поясу книги (за неимением бронежилета), а шею защитив толстенным шарфом. А саспенс усилен тем, что антагонисты должны найти друг друга в огромной праздничной толпе на Бали.

Проблема только в том, что это эпизод из боевика про спецназовца или суперагента в бегах, а «Кибер» — кино про гениального хакера. Его играет дюжий блондин Крис Хемсворт, Тор из марвеловских комиксов, и плох будет тот рецензент, который не пошутит, что у Манна он программирует молотом. Ну ладно, может, это разрыв шаблона. В конце концов, нельзя же все время изображать хакеров щуплыми невротиками-социопатами с воспаленными безумными глазами. Пусть будет здоровый супергерой, который в кафе вырубает одним стулом пятерых, а еще на машинке печатает такие коды, над которыми бьются лучшие аналитики ФБР. А навыки ближнего боя он приобрел, надо думать, в тюрьме, где сидит за кибермошенничество. А стрелять, наверное, на компьютерных играх учился. Но главное все-таки, с какой бешеной скоростью его пальцы лупят по клавиатуре — в фильмах о гениальных программистах это неубиваемый штамп.

Вы, кстати, видели, как действует компьютерный вирус? Светящаяся дорожка бежит, бежит, бежит по извилистым канавкам микросхемы, добегает до какой-то клеммы, там загорается огонек, и — вуаля! — в Китае взрывается атомный реактор, на чикагской бирже взлетают до небес цены на сою, а американские критики ехидно пишут, что, похоже, Майкл Манн недавно открыл для себя силу и потенциал компьютеров.

Офицер из китайской службы кибербезопасности (Лихом Ван), анализируя фрагменты вируса, приходит к выводу, что тележкой, на которой была доставлена вредоносная программа, послужил другой вирус, написанный его приятелем по Массачусетскому университету, а значит, только он может вывести спецслужбы США и Китая на след опасного хакера. А чтобы и девочкам было интересно, вызволять приятеля из тюрьмы и договариваться с ФБР (в лице Виолы Дэвис) вместе с капитаном летит его сестра (Тан Вэй), инженер компьютерных сетей, которая влюбилась в блондина-суперхакера еще по фотографиям из университетского альбома брата. Сделка с ФБР состоит в том, что если герой Хемсворта найдет злодея, то выйдет на свободу, а если нет — вернется досиживать срок. Но Голливуд давно приучил публику, что верить родным спецслужбам нельзя, так что вряд ли хоть один поворот рыхлого сценария станет для кого-нибудь сюрпризом.

Для зрителей Майкла Манна привычно и то, что главный герой не чтит уголовный кодекс, но ведет себя благородно. Персонаж Хемсворта даже специально поясняет, что от его кибератак на банки ни один клиент не пострадал. Действительно, в человеке все должно быть прекрасно — и душа, и тело, и мысли, мгновенно переходящие в двоичный код и перетекающие прямо в микросхемы, где, как мы уже видели, бежит, бежит, бежит светящаяся дорожка, загорается лампочка, и — вуаля! — у злодея зазвонил телефон.

Российские прокатчики сохранили первоначальное название Cyber, но вообще-то Манн (не только режиссер, но и продюсер картины) заменил его на Blackhat. Оксфордский словарь объясняет, что это определение плохого парня, особенно в фильмах и романах: злодеи из вестернов любили черные шляпы. И если первый вариант названия отдает просто звенящей пустотой, то второй оказывается такой же бессмысленной обманкой. Хакер-плохиш у Манна настолько таинствен, что его почти не показывают, и весь фильм за него вяло отдуваются наемные головорезы. Но финальный выход из тени не выглядит от этого эффектнее, потому что сценарист и режиссер забыли придумать злодею характер.

Это, знаете, не blackhat, а просто шляпа.

Олег Зинцов

Источник