На кинофестивале в Суздале победил банан, который огрызался

Анимационное сообщество признало лучшим фильм Константина Бронзита про друзей-космонавтов

В Суздале завершился 20-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Поскольку это главный мультипликационный сход страны, то и представлена на нем была практически вся продукция, произведенная в России за год. Жюри под руководством кинорежиссера Андрея Хржановского присудило Гран-при картине Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» с формулировкой «За одинокий голос человека».

Рассказывает она о человеке, у которого неожиданно вырос хвост. И с тех пор вся его жизнь переменилась. В феврале «Почему банан огрызается» участвовал в конкурсе «Поколение» Берлинского кинофестиваля. В Суздале ему досталось еще несколько наград, в том числе и материальных.

Глава киностудии им. Горького Сергей Зернов вручил Светлане Разгуляевой денежный приз (учрежденный в честь грядущего столетия киностудии) в размере 50 тысяч рублей. «Кстати, я подала вам заявку на следующий фильм. Так что до встречи!» — выйдя на сцену, не растерялась Светлана, получая награду. В профессиональном рейтинге, в котором принимают участие все гости и участники фестиваля (они заполняют анкеты и таким образом голосуют за лучшие фильмы), а это самое профессиональное и строгое анимационное жюри, «Банан» занял второе место, собрав 155 голосов.

А лидировал в рейтинге (314 голосов) Константин Бронзит с картиной «Мы не можем жить без космоса». Жюри удостоило ее спецприза. Бронзит — мастер, это уже давно данность, а его картина «Уборная история — любовная история» про работницу общественного туалета номинировалась на «Оскара». Теперь он снял рисованный 15-минутный фильм о друзьях-космонавтах, которых готовят к полету в космос. Получилась не просто смешная и трогательная картина, в которой отразилась вся амплитуда человеческих отношений, но и жизнь страны с ее приоритетами и идеологией.

Еще один спецприз достался лихому 3-минутному фильму «Пык-пык-пык» Дмитрия Высоцкого, сделанному на «Союзмультфильме». Практически все небольшие картины, представленные старейшей киностудией, перманентно переживающей нелегкие времена, были самобытными и веселыми. Жаль, что осталась без наград великолепная работа Леонида Шмелькова «Очень одинокий петух», также снятая на «Союзмультфильме». Но достойных работ в конкурсе оказалось немало. Жюри было из чего выбирать. Профессиональное сообщество выставила фильму Шмелькова высокий балл. Он набрал 137 голосов. Самое отрадное впечатление от Суздаля то, что анимационный цех остается единственным кинозвезвеном, которое чаще радует, чем приводить в состояние оторопи.

Лучшим профессиональным короткометражным фильмом жюри признало 16-минутную картину «Андрей Хижина и его горе» Алексея Демина, который уже во второй раз экранизирует книгу, найденную в подъезде — рассказ Давида Дара. Действие происходит в 30-е годы прошлого столетия. Герои трогательные и плоть от плоти своего времени. Особо жюри отметило звуковое решение фильма и закадровый голос великолепного актера Сергея Дрейдена. Картина сделана в фирменной и мгновенно узнаваемом стиле Алексея Демина, большого мастера по закадровой партитуре шорохов и криков.

Лучший фильм для детей — «Коровка» Марины Карповой — экранизация стихотворения Андрея Усачева о симпатичной божьей коровке, попавшей в неволю. Опять-же это продукция «Союзмультфильма». Среди студенческих работ отметили «Теплый снег» Ирины Эльшански «за человечность, обнаруженную в глине». Лучшим дебютным фильмом стал «Слона и велосипед» Олеси Щукиной, которая работает во Франции, где продолжила обучение профессии после оканчания Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. А училась она когда-то в мастерской Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого. Олеся Щукина, хоть и молода, но обладает мастерством отнюдь не дебютантки, и смело могла бы претендовать на «взрослые» призы. У нее — отличная работа про слоника, который работает дворником и живет среди людей. Это одна из лучших работ нынешнего фестиваля и что ценно — снята для детской аудитории.

В прикладной анимации наградили Алексея Алексеева (он давно уже живет и работает в Венгрии) за фильм «Муравей и Муравьед», созданный в рамках проекта «Веселая карусель» на «Союзмультфильме». Самыми восстребованными героями оказались на этот раз муравьи, божьи коровки и куры, которые даже по мобильному телефону разговаривали и рожали деток. Хотя среди героев встречались и известные деятели, как Жорж Санд, Шопен и даже Ленин с Пушкиным сошлись на дуэли. Пролетарский вождь в 8-минутном студенческом фильме «На пороге Ильич» Михаила Солошенко попросился в дом обычных граждан: «Меня надо накормить и спрятать». Кто-то сделал фильм из овощей, как Мария Степанова «Петрушечку» и прочих неожиданных ингридиентов. А талантливый ОлегУжинов рассказал нам все о еде в картине «Запретная еда», созданной в рамках развлекательно-познавательного проекта для детей «Ин и Яна». Его работа отмечена наградой за лучший сериал, которую вручило особое жюри, оценивавшее коммерческую продукцию.

«Для нас юбилей — это очень важный момент, и тут, как в китайской поговорке, «если хочешь оставаться на месте, нужно очень быстро бежать», — рассказывает директор фестиваля Александр Герасимов, — Мы сознательно не стали делать акцент на юбилейной дате, чтобы не превратить фестиваль в застолье».

Зато отметить объявленный в стране Год литературы оказалось вполне уместно, тем более что современные российские писатели не в первый раз приезжают на фестиваль, чтобы перезнакомиться с режиссерами и найти себя в качестве сценаристов. Юрий Норштейн рекомендовал всем начинающим творцам освоить статью Эйзенштейна «Вертикальный монтаж», а драматург Вадим Жук — читать большую литературу и внимательнее относиться к чистоте русского языка в кино. Кинорежиссер Светлана Дружинина, заглянувшая на фестиваль в качестве почетного гостя вместе с мужем и оператором Анатолием Мукасеем, сетовала на внуков, которых невозможно оторвать от «Смешариков» и детских сериалов, противоречащих принципам эстетического воспитания в семье режиссера.

Помимо российских картин в конкурсе участвовали фильмы из Беларуси. Режиссер и композитор из Беларуси Игорь Волчек представил очень изящную и философскую картину «Рондо-каприччиозо». В Суздале он вспомнил, как после окончания Высших режиссерских курсов, а он учился в Москве, преподаватели высказали надежду, что он будет снимать музыкальное кино. В качестве реверанса мастерам многие фильмы Волчека имеют в названии музыкальные термины. «Рондо-каприччиозо» рассказывает о сельском чудаке-мечтателе. А сам Игорь Волчек «разогревал» фестивальную публику напевая песни и аккомпанируя на фортепиано — благо, что их в гостинице на каждом этаже оказалось по нескольку штук.

А уж белорусского режиссера Михаила Тумелю без балалайки представить и вовсе невозможно — и что с того, что он серьезный член жюри, наряду с художником Игорем Олейниковым, мэтром российской анимации Андреем Хржановским, режиссером Светланой Филипповой и композитором Алексеем Шелыгиным? В перерыве между обсуждениями программы Тумеля рассказывал байки о том, как когда-то решился поступать на Высшие режиссерские курсы, имея в наличии беременную жену в Минске и желание остепениться и «купить курточку папе Карло». Дочка родилась 1 января, а спустя несколько дней ее папа отправился учиться в Москву. В общежитии он жил вместе с будущим оскароносцем, ярославцем Александром Петровым, который тоже посетил суздальский фестиваль.

Светлана Хохрякова,
Мария Костюкевич
Источник
About admin