Александр Федоров. Анализ советских антирелигиозных фильмов

Анализ советских антирелигиозных фильмовВслед за своими западными коллегами [см., например: Pungente, O’Malley, 1999; Zasepa, 2005 и др.]российские и украинские теологи и священнослужители в последние годы все чаще обращаются к проблемам кино/медиаобразования[Духанин, 2005; Ильяшенко, 2006; Патриарх Кирилл, 2009; Посадский, 2006; Прокофьев, 2006 и др.]. В частности, 3 октября 2012 года в Нижнем Новгороде Монахиня София «представила педагогическому сообществу новое методическое пособие по использованию фильмов фестиваля в дошкольных учреждениях в воспитательных и обучающих целях. Пособие разработано ею в соавторстве со специалистами Калужского института модернизации образования» [Дружкова, 2012]. Религиозно-информационная служба Украины издала книгу «Церковь и медиа»[Бабинська и др., 2012]. А Председатель Синодального информационного отдела В.Легойда поддержал предложение режиссера Н.Михалкова о введении в школе для учеников 6–7 классов предмета по изучению сотни лучших фильмов [Легойда, 2012].

К сожалению, такое сбалансированное сосуществование между церковными деятелями и работниками медийной сферы было в нашей стране далеко не всегда. Так за годы советской власти были созданы тысячи антирелигиозных медиатекстов – книг, статей, радио/телепередач, фильмов. При этом многие медиатексты такого рода и сегодня находятся в свободном доступе на многочисленных интернет-порталах.
В связи с эти представляется важным обозначить современную медиапедагогическую позицию по отношению к медийной антирелигиозной тематике.

В наших предыдущих работах [Федоров, 2008; 2011; 2012 и др.] мы не раз обращались к технологии герменевтического анализа медиатекстов [Эко, 1998; 2005; Eco, 1976; Silverblatt, 2001, p.80-81]. На сей раз в качестве примера будут использоваться медиатексты советских игровых фильмов (1950-1991) на антирелигиозную тему. Анализ такого рода аудиовизуальных медиатекстов, на наш взгляд, особенно важен для медиаобразовательных задач при обучении будущих историков, культурологов, искусствоведов, социологов, филологов, теологов, психологов, педагогов.

Следуя методологии, разработанной У.Эко [Эко, 2005, с.209], К.Бэзэлгэт[Бэзэлгэт, 1995] и А.Силверблэтом [Silverblatt, 2001, pp.80-81], попробуем сделать герменевтический анализа медиатекстов советских игровых фильмов (1950-1991) на антирелигиозную тему, опираясь на такие ключевые слова медиаобразования как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations) и «медийная аудитория» (media audiences), так как все эти понятия имеют прямое отношение герменевтическому анализу медийных произведений.

Технология герменевтического анализа медиатекстов советских игровых фильмов (1950-1991) на антирелигиозную тему.

Место действия, исторический, религиозный, культурный, политический, идеологический контекст

1. Исторический контекст (доминирующие понятия: «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные репрезентации» и «медийная аудитория»).

а) особенности исторического периода создания медиатекстов, условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания медиатекстов, степень влияния событий того времени на медиатексты.

Анализируемые нами фильмы создавались и демонстрировались в разные периоды советской эпохи. Фильм М.Калатозова «Заговор обреченных» (1950) был типичнымАнализ советских антирелигиозных фильмовпродуктом послевоенного сталинского «ампира». Фильмы «Об этом забывать нельзя» (1954) Л.Лукова и «Овод» (1955) А.Файнциммера были поставлены и вышли на экраны в короткий период постсталинского «двоевластия» Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева. При этом фильмы Л.Лукова и А.Файнциммера значительной степени коррелировались с требованиями соответствующих постановлений ЦК КПСС (от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»). Дюжина антирелигиозных фильмов была задумана и вышла на экраны (1959-1963) в промежуток хрущевской «оттепели». Примерно столько же фильмов с антирелигиозными мотивами пришлось на куда более длительную брежневскую эпоху и период перестройки.

С учетом того, что начиная с 1940-х годов отношение сталинского режима к православной церкви стало куда терпимее, чем в активно богоборческие 1920-е – 1930-е годы, антирелигиозный аспект «Заговора обреченных» и «Овода» был акцентировано направлен в сторону католической церкви, которая воспринималась властями как инородный, западный инструмент влияния/давления на СССР и его граждан.

Анализ советских антирелигиозных фильмовС полноценным приходом Н.С.Хрущева к власти, состоявшемся после 1956 года, ситуация со взаимоотношением церкви и государства стала более напряженной. 4 октября 1958 года было принято постановление ЦК КПСС «О недостатке научно–атеистической пропаганды». И тут же последовал госзаказ на создание целой серии антирелигиозных медиатекстов – в прессе, в кино, на радио и телевидении. В какой-то степени указание «развернуть наступление на религиозные пережитки» было связано с антисталинским восстановлением так называемых «ленинских норм» (а яростный атеизм В.И.Ленина был всем хорошо известен), но, думается, в значительной степени антирелигиозная борьба понадобилась советской власти как инструмент подавления инакомыслия почувствовавших дуновение «оттепели» масс.
В целом основной удар хрущевской волны антирелигиозных игровых фильмов (1959-1963) был направлен не столько на католическую и греко-католическую (униатскую) церковь («Иванна» В. Ивченко), сколько на борьбу с различными религиозными сектами протестантского толка («Тучи над Борском», «Чудотоворная», «Армагеддон», «Грешница», «Конец света», «Цветок на камне» и др.).

С уходом с политической арены Н.С.Хрущева число антирелигиозных фильмов существенно сократилось, т.к. антирелигиозная кампания, как и многие иные начинания хрущевского периода, были отнесены брежневским руководством к проявлению «волюнтаризма».
Впрочем, радикально менять антирелигиозную политику советская власть не собиралась. К примеру, в приключенческом «Таинственном монахе» (1967) священнослужители изображались пособниками белогвардейцев. В двух экранизациях романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев», поставленных в 1970-х годах, православные священники высмеивались как стяжатели… А в 1974 году была предпринята и куда более серьезная антирелигиозная акция, направленная против ортодоксальной церкви: в драме «Ищу мою судьбу» А.Манасаровой Анализ советских антирелигиозных фильмовправославный священник-интеллектуал (Э.Марцевич) под влиянием споров с ученым-атеистом (Г.Жженов) отрекался от веры во Всевышнего… Здесь отчетливо можно ощутить перекличку со снятой девятью годами ранее драмой «Все остается людям» (1963) Г.Натансона, где по ходу действия академик-орденоносец (Н.Черкасов) вступал в концептуальный спор с православным священником (А.Попов).

Продолжилась и антикатолическая линия советского кино. Так в основе драмы режиссера В.Исакова и сценариста В.Беляева «До последней минуты» (1973) была положена история последнего периода жизни известного украинского политического публициста коммунистической ориентации Ярослава Галана, убитого 24 октября 1949 года во Львове. Конечно, в фильме ощутим пропагандистский посыл, направленный против украинского национализма и западного влияния, однако, в целом разоблачительный акцент фильма был в значительной мере смещен в сторону осуждения униатской церкви, представленной на экране союзником нацистов и антисоветски настроенных украинских партизан-националистов.

Антикатолическая тема была поддержана драмами «Искупление чужих грехов» (1978) и «Тайна святого Юра» (1982) режиссера В.Пидпалого, новой экранизацией «Овода» (1980) Н.Мащенко.
Последней вспышкой антирелигиозной пропаганды в СССР стала драма о жестоких сектантских нравах «Хмель» (1991) В.Трегубовича.

b) как знание реальных исторических событий конкретного периода помогает пониманию данных медиатекстов.

Анализ советских антирелигиозных фильмовЧто касается кинематографического контекста исторических событий в СССР, то нельзя не отметить, что параллельно с традиционно, порой архаично поставленными лентами «антирелигиозной серии» конца 1950-х – первой половины 1960-х на экраны страны выходили поистине новаторские фильмы М.Калатозова и С.Урусевского («Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба»), М.Ромма («Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм»), Г.Чухрая («Сорок первый» и «Баллада о солдате»), М.Хуциева («Мне 20 лет»), Г.Данелия («Я шагаю по Москве»)…
В тоже время вторую половину 1960-х не зря называют финалом «оттепели», когда ощутимо сходили на нет и попытки робких экономических реформ, и антисталинистская риторика, а цензурная хватка становилась все жестче (из самых ярких примеров – запрет книг А.Солженицына, фильмов «Страсти по Андрею» (1966) А.Тарковского, «Киевские фрески» (1966) С.Параджанова, «Скверный анекдот» (1966) А.Алова и В.Наумова, «Комиссар» (1967) А.Аскольдова, «Интервенция» (1968) Г.Полоки).
Таким образом, нельзя не признать, что выдающиеся мастера экрана в целом стремились дистанцироваться от антирелигиозной тематики. Атеистический госзаказ выполнялся в основном кинематографистами второго и третьего ряда.

с) примеры исторических ссылок в данных медиатекстах.

Максимально заточенные на прямое отражение политических решений «верхов», советские антирелигиозные фильмы эпохи 1950-х – 1980-х годов выполняли предназначенные им «сверху» функции: обвиняли церковь и верующих в разнообразных грехах и старались внушить широкой аудитории атеистические взгляды.

Ярким доказательством этому может служить сравнение сюжетов антирелигиозных фильмов «Тучи над Борском», «Чудотоворная», «Армагеддон», «Грешница», «Конец света», «Люблю тебя, жизнь», «Цветок на камне» с текстом Записки Отдела Анализ советских антирелигиозных фильмовпропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 12.09.1958:

– «в настоящее время характерная особенность в деятельности церковников и сектантов состоит в том, что они всячески приспосабливаются к современным условиям, проявляют изобретательность в применении новых, более действенных форм привлечения населения и особенно молодежи и детей в церковь, религиозные общины и секты. Духовенство усилило миссионерско-проповедническую деятельность среди отдельных лиц и небольших групп как верующих, так и неверующих граждан. Наряду с официальными священнослужителями проповедничеством занимается специально подготовленный актив из числа верующих. Такой актив, например, создан в сектантских объединениях евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня. … Следует отметить, что за последние годы наблюдается активизация деятельности и определенный количественный рост сектантов. … Особенно активизировали антисоветскую деятельность запрещенные советским законодательством секты. … разоблачена группа руководителей подпольной антисоветской организации иеговистов. Она была связана с иеговистским центром, расположенным в Бруклине (США), систематически получала из-за границы и распространяла среди населения республики контрреволюционную литературу. Это подполье имело в своем составе проповедников, которые вели индивидуальную обработку советских граждан» [Записка…, 1958]

– «активизация церковников и сектантов объясняется целым рядом причин. Основная причина состоит в том, что многие партийные организации недооценивают антирелигиозную работу, слабо направляют и недостаточно контролирует деятельность советских, профсоюзных, комсомольских организаций и идеологических учреждений, призванных вести научно-атеистическую пропаганду. … плохо используют такие важные средства идеологического воздействия на массы, как печать, радио, кино, клубы и театры» [Записка…, 1958].

2. Социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст (доминирующие понятия: «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные репрезентации» и «медийная аудитория»).

а) идеология, мировоззрение авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиатекстах.

Анализ советских антирелигиозных фильмовВ советских игровых фильмах «антирелигиозной серии» четко прослеживается идеологический посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что:

– украинские националисты тесно связанные с униатской и католической церковью, сначала вместе с нацистами, а потом при поддержке западных стран осуществляли массовый террор по отношению к своим противникам и мирному населению в целом («Об этом забывать нельзя», «Иванна», «До последней минуты», «Искупление чужих грехов»);

– религиозные сектанты (нередко поддерживаемые из-за рубежа) пытаются вовлечь нестойкую молодежь в свое лоно, тем самым отвлекая их от пионерско-комсомольской и иной советской политической, трудовой и культурной жизни («Тучи над Борском», «Чудотоворная», «Армагеддон», «Грешница», «Конец света», «Люблю тебя, жизнь», «Цветок на камне», «У призраков в плену» и др.);

– не только сектанты, но и православные священники в своем быту далеки от проповедуемых ими христианских идеалов («Королева бензоколонки», «12 стульев»).

b) мировоззрение людей мира, изображенного в медиатекстах (пессимизм/оптимизм, успешность/неуспешность, способность управлять своей судьбой, возможность быть счастливым и пр.), иерархия ценностей согласно данному мировоззрению; ценности преобладающие в финалах данных медиатекстов; как данные медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют отношения, ценности; поведение, мифы.

Изображение в медиатекстах советских игровых фильмов антирелигиозной тематики светского мира:

оптимистическое мировоззрение, основанное на коммунистическойАнализ советских антирелигиозных фильмовидеология в ее сталинской/ленинской трактовке, на протяжении всего действия (несмотря на то, что иногда главные герои гибнут);

иерархия ценностей: атеизм, борьба с религией и национализмом, коммунистическая партия, комсомол, подавление инакомыслия, народ, семья, любовь;

основной стереотип успеха в этом мире: быть атеистом, комсомольцем, коммунистом, ярым борцом с религией и национализмом, безжалостным к врагам, хорошим работником, семьянином.

Изображение религиозного мира в медиатекстах советских игровых фильмов антирелигиозной тематики:

оптимистическое мировоззрение, основанное на религиозной,Анализ советских антирелигиозных фильмовнационалистической, буржуазной, эскейпистской идеологии, в начале действия, пессимистическое – ближе к финалу, когда отрицательные персонажи (священнослужители, сектанты) понимают, что проиграли борьбу;

иерархия ценностей:религия, активное приобщение к религии неверующих (прежде всего – молодежь), подавление инкомыслия, семья, любовь, стяжательство, «буржуазный национализм». Впрочем, иногда в финале тот или иной персонаж может разочароваться в религиозных ценностях или полностью отказаться от них («Иванна», «Исповедь», «Ищу мою судьбу» и др.);

основной стереотип успеха в этом мире: быть истинно верующим, непримиримым к атеистам, семьянином, националистом, сотрудничать с оккупантами, иностранными организациями.
Между тем, тема существования церкви в период оккупации не столь однозначна, как это представлялось в советских фильмах антирелигиозной направленности. Так Патриарх Кирилл объясняет данную ситуацию следующим образом: «Для Церкви самое главное — человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. И Церковь призвана в любых условиях нести свое служение. Ведь когда-то нас тоже критиковали, в том числе и наши зарубежные братья: почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить и молиться, и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение, ее за это критиковали и до сих пор кое-кто критикует. Вот так же, конечно, были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, которые во время оккупации совершали свое служение. Но абсолютное большинство из них было патриотами, людьми, поддерживавшими, в том числе и партизанское движение» [Патриарх Кирилл, 2009].
3. Структура и приемы повествования в данных медиатекстах(доминирующие понятия: «категории медиа/медиатекстов», «медийные технологии», «языки медиа», «медийные репрезентации»)

Схематично структуру, сюжет, репрезентативность, этику, особенности жанровой модификации, иконографии, характеров персонажей можно представить следующим образом:

а) место и время действия медиатекстов: СССР 1940-х – 1980-х годов (иногда более раннего периода российской истории), зарубежные страны (как этого, так и более раннего периода), провинция, чаще всего сельская местность;

b) характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта: скромная обстановка жилых комнат простых людей, включая верующих; роскошь жилья и предметов быта представителей высшей церковной иерархии; кататолических/униатских церквей; просторные помещения учебных заведений и общественных зданий; темные, мрачные помещения (сараи, подвалы), где сектанты проводят свои религиозные обряды.

с) жанровые модификации: в основном драма, мелодрама, реже – комедия;

d) (стереотипные) приемы изображения действительности:позитивные по отношению к положительным персонажам-атеистам или только временно поддавшимся религиозной агитации представителям «неокрепшей молодежи»; негативные по отношению к отрицательным персонажам (униатам, сектантам, православнымАнализ советских антирелигиозных фильмов священникам-стяжателям); отрицательный имидж на экране нередко создается за счет светотеневого рисунка черно-белого изображения – на лица отрицательных персонажей, снятые в особом, искажающем нормальные пропорции ракурсе, падают мрачные темные полосы и пятна и т.д.
e) типология персонажей (черты характера, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты персонажей, присутствие или отсутствие стереотипной манеры репрезентации персонажей в данных медиатекстах):
– возраст персонажа: 10-70 лет;

– уровень образования: начальное, среднее (законченное и незаконченное), реже – высшее (законченное и незаконченное); – социальное положение, профессия: варьируется и зависит от их учебного и профессионального статуса: школьник, студент, художник, священнослужитель, домохозяйка и пр.;

– семейное положение персонажа: как правило, главный персонаж молод и еще не успел вступить в брак; – внешний вид, одежда, телосложение персонажа, черты его характера, лексика. Черты характера: целеустремленность, эмоциональность, активность, верность, оптимизм, смелость (положительные персонажи), лицемерность, хитрость, жестокость, целеустремленность (отрицательные персонажи). Положительные персонажи одеты скромно (особенно – сельские жители), отрицательные – явно богаче; телосложение персонажей – как положительных, так и отрицательных – варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма. Отрицательные персонажи, как правило, показаны неприятными внешне, с фальшивыми, лицемерными улыбками и жестами, их лексика витиевата. Впрочем, поначалу они могут даже производить позитивное впечатление, скрываясь под маской сострадания и милосердия. Сектанты, как правило, предпочитают одежду черного цвета. Положительные персонажи имеют противоположный «код»: это стереотипные для советского экрана «правильные» фигуры с простой и понятной лексикой, стройным телосложением, миловидными лицами, открытой улыбкой, пафосной эмоциональностью, строгостью в одежде. Между «плюсом» и «минусом» находятся сомневающиеся персонажи (в основном – это советские школьники, молодежь, живущие в провинции, в деревне), которые поначалу тянутся к вере в Господа, но потом (под влиянием по-настоящему положительный персонажей) отрекаются от него.

Самая показательная сцена такого рода – в фильме В.Ивченко «Иванна» (1959). Убедившись в лицемерии и фарисействе униатской церкви, сотрудничавшей с нацистами, оккупировавшими Украину, дочь архиерея Иванна помогает пленным советским солдатам бежать из концлагеря. Однако вскоре нацисты ееАнализ советских антирелигиозных фильмоварестовывают и отправляют на казнь. И здесь, перед самой казнью, Иванна окончательно отрекается от веры и срывает со своей шеи святой крест…
К слову, «Иванна» оказалась одной из самых кассовых лент советской «антирелигиозной серии»: только за первый год проката в СССР ее посмотрело 30,2 млн. зрителей. Поэтому неудивительно, что после того, как она в 1960 году вышла в прокат католической Польши, Папа Римский Иоанн XXIII во избежание отрицательного воздействия фильма на верующих наложил на «Иванну» анафему. Эта анафема роковым образом отозвалась на судьбе исполнительницы роли Иванны – начинающей актрисы Инны Бурдученко (Кирилюк). В августе 1960 года, выполняя опасный дубль в сцене пожара на съемках еще одного антирелигиозного фильма «Так никто не любил» (режиссер Анатолий Слесаренко), она получила смертельные ожоги и вскоре умерла… Спустя два года эту картину завершил легендарный Сергей Параджанов: фильм вышел на экраны под названием «Цветок на камне»…

f) существенное изменение в жизни персонажей медиатекстов:

– сюжетный вариант № 1: находящийся в трудной жизненной ситуации персонаж (как правило, юного возраста), вовлекаемый другом/знакомым, стоит на пути приобщения к вере («Тучи над Борском», «Чудотоворная», «Армагеддон», «Исповедь», «Люблю тебя, жизнь», «У призраков в плену»);

– сюжетный вариант № 2: с детских лет верующий персонаж открывает для себя негативные черты своих «братьев и сестер по вере» или церкви в целом («Овод», «Иванна», «Грешница», «Цветок на камне», «Исповедь», «Искупление чужих грехов», «Ищу мою судьбу», «Хмель»);

j) возникшая у персонажей проблема: нарушение привычной жизни персонажа – выбор между религией и атеизмом;Анализ советских антирелигиозных фильмов

i) поиски персонажами решения проблемы: способ решения проблемы (с помощью положительных персонажей-атеистов) – размышление, анализ сложившейся ситуации и финальный отказ от веры.
В процессе герменевтического анализа медиатекста мы учитываем, что между экраном и нашим зрительским опытом (жизненным и эстетическим) – в той или иной степени – устанавливались ассоциативные связи; эмоциональное сопереживание персонажам и авторам медиатекста происходит сначала на базе интуитивного, подсознательного восприятия динамики аудиовизуального, пространственно-временного художественного образа эпизода. Затем идет процесс его анализа и синтеза – выявление значений кадров, ракурсов, планов и т.д., их обобщение, соединение, осмысление неоднозначности, выражение к этому своего личного отношения. Аналитическое «восстановление» медийной репрезентации – увиденного и услышанного потока звукозрительных образов может быть подробнее, в том числе: в светоцветовом решении, мизансцене, в актерской пластике и мимике, в использовании отдельных деталей. Таким образом, трактуется не только психологическое и эмоциональное, но и аудиовизуальное, пространственно-временное содержание художественного образа в данном эпизоде, его кульминационный смысл… То есть от более-менее линейной трактовки историко-политического, социокультурного контекста схемы повествования мы приходим к ассоциативной, полифонической. События, характеры героев, изобразительное, музыкальное решение воспринимаются в единой связи, целостно.

* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

Полный текст данной статьи опубликован в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А.В. Опыт герменевтического анализа советских аудиовизуальных медиатекстов антирелигиозной тематики на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 78-94.

Литература:
Бабинська С., Завадська Ю., Крапiнка М., Кулигiна О. Церква i медiа. Ciм крокiв до порозумiння. К.: Релiгiйно-iнформацiйна служба Украiни, 2012.
Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 1995. 51 с.
Вишневский А. Пагубные пристрастия. 11.11.2001.
Дружкова М. В Нижнем Новгороде состоялся семинар и мастер-класс по использованию потенциала православных мультфильмов в дошкольных учреждениях. Сайт Нижегородской митрополии. 3.10.2012. http://www.nne.ru/news.php?id=345880
Духанин В.Н. Православие и мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 c.
Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 12.09.1958. М., 1958. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 554. Л. 5–13.
Ильяшенко А. Концепция проекта «Нравственное кино». 10.06.2006.
Легойда В. 100 лучших фильмов необходимо изучать в школе, но, возможно, факультативно // Синодальный информационный отдел Московского Патриархата. 3.10.2012.
Патриарх Кирилл. Фильм «Поп» – важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны. 6.11.2009.
Посадский С.В. Христианское и секулярное киноискусство: опыт сравнительного анализа основополагающих принципов. 2006.
Прокопенко М. Вырви антенну! 21.09.2010.
Прокофьев С.Е. Какое кино нужно православным? 2006.
Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М., 2012. 182 с.
Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80.
Федоров А.В. Умберто Эко и семитическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. 2010. № 5. С.56-61.
Шукин Т. Заэкранное миссионерство. 2006.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.
Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.
Fedorov, A. (2012). The Contemporary Mass Media Education In Russia: In Search For New Theoretical Conceptions And Models. Acta Didactica Napocensia. 2012. N 1, p.53-64.
Pungente, J.J. and O’Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.
Zasepa, T. (2005). Religia I tresci religijne w mass mediach. Biuletyn Edukacji Medialnej. 2005. N 1, pp.70-77.

About admin