В Сочи продолжается 26-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Одна из самых популярных его – короткометражная, где представляют свои работы не только совсем молодые режиссеры, но и уже маститый, такие, как Жора Крыжовников, и … актриса Татьяна Догилева.
Но были сложности и другого рода, связанные с детской эротикой. Правда, родители юных актеров прочитали сценарий и подписали договор. Когда картину начали снимать, ребятам было по 14 лет. Андрей Зайцев показал им любовные сцены из «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли.
«Ангелы революции» Алексея Федорченко, премьера которых состоялась на Римском фестивале, впервые показаны в России. Многие ничего не поняли, но в основе этой фантасмагории лежат исторические факты. Есть сцена, где герои стоят в воде, а по их головам стреляют. Уральский революционер Самуил Цвиллинг именно так осуществлял набор в партию. Загонял людей в воду и палил по головам. Федорченко не переживает по поводу того, что его кино непонятно зрителю: «Зрительское кино – соблазн. Но пока есть возможность, надо снимать кино для себя. У нас канонический сюжет. Мы отказались от штампов, при помощи которых рассказывается о революции и северных народах. Речь, которую у нас произносят про крематорий, целиком взята из газет 1929 года, когда открывался московский крематорий. Я люблю примитивистское искусство. Мансийский кукольный театр стал основным референсом фильма. На этапе написания сценария мы провели большую подготовительную работу. Я изучил историю авангардистов и дал их биографии своим героям». Одну из ролей сыграл актер екатеринбургского «Коляда-театра» Олег Ягодин. Он говорит, что Федорченко ничего от него не требовал, только – «Выйди справа и говори». В кино всегда скучно. Говорили мы о своем будничном, голову не ломали». Зато зрителю приходится ее ломать. Одна из «актрис» – 80-летняя бабушка – умерла через три недели после съемок. Всю жизнь она работала учителем русского языка, пела в хоре. Думали, что исполнит в кадре национальную песню своего народа, а она запела песню Пахмутовой о тревожной молодости. Это документальные кадры, и едва ли не самые впечатляющие. Соперничать с ними может разве что сцена приобщения северных народов к искусству. Им показывают копию «Черного квадрата» Малевича, а они находят в его творениях сходство с юртой.
Когда Минкульт возглавил Владимир Мединский, он затребовал у Федорченко режиссерскую экспликацию «Ангелов революции». Его интересовало, не будет ли там переосмысления революционных событий. Алексей ответил, что все факты соответствуют действительности. «Ангелов революции снимали дольше, чем положено. Потребовалось дополнительные семь месяцев, потому как невозможно было проехать в Кызым. Пришлось платить штраф министерству. К слову, от таких порядков страдают и документалисты, особенно те, кто снимают фильмы-наблюдения, требующие длительного времени, иногда и трех лет. Им приходится выплачивать штраф в случае пролонгации проекта. Поэтому они предпочитают снимают за пределами родины.
Алексей Федорченко уже приступил к экранизации «Малыша» братьев Стругацких, переписывал сценарий в течение года. «Повесть написана Стругацкими в спешке, это была халтура для «Детгиза». И они это признавали, – рассказывает Федорченко. – Сейчас началась работа с художниками. Это будет науч-панк. Поскольку события происходят на другой планете, задействованы биологи и астрономы. Но все упирается в поиски финансирования. Наш инвестор «попал на деньги», и ему теперь не до кино».