26-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» закончился бесконфликтно: всем сестрам выдали по серьгам
Главный приз присужден насыщенной компьютерными эффектами и сценарно изобретательной комедии Анны Меликян «Про любовь», приз за режиссуру получил Алексей Федорченко («Ангелы революции»), а за лучший сценарий – Василий Сигарев и Андрей Ильенков («Страна Оз»). Остальные награды жюри – за лучший дебют, за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую работу оператора и за лучшую музыку – могли быть с не меньшим основанием вручены и другим исполнителям. Представители Гильдии киноведов и кинокритиков с редким единодушием решили наградить «Слонами» фильмы своих давних любимцев Сигарева и Федорченко, а дипломом (фактически – приз за лучший дебют) – «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой.
26-й «Кинотавр» в очередной раз заставил задать вопрос, что такое российский кинематограф, если из 80 заявок на включение в конкурс было отобрано 14, а из них профессиональную проверку по базовому критерию убедительности («верю – не верю») выдерживают считанные единицы.
Посмотрим с этой точки зрения на «Инсайт» Александра Котта – рассказ о человеке, внезапно потерявшем зрение, и о влюбившейся в него замужней медсестре. В этой идее заложен богатый потенциал – с одной стороны, можно показать драму мужчины, который теряет ориентацию во внешнем и внутреннем пространстве и вынужден приспосабливаться к радикально изменившимся условиям жизни, а с другой – женский сюжет: неудовлетворенность героини жизнью с мужем, подспудное желание иметь почти полностью зависимого от нее возлюбленного и морочить ему голову, как происходит в «Камере обскура» Набокова. А также специфические отношения между героями, обусловленные тем, что мужчина не видит своей партнерши и таким образом может в воображении менять женщин. Однако воплотить этот замысел на экране куда сложнее, чем выразить словами. Несмотря на превосходную игру Александра Яценко, Агриппины Стекловой и Дмитрия Муляра, перечисленные мотивы либо вовсе не считываются, либо едва угадываются, а попытка «врастить» задуманный сюжет в конкретные жизненные обстоятельства наталкивается на противоречия, которые вызывают недоверие к происходящему.
То же недоверие испытываешь к «Находке» Виктора Демента, основанной на рассказе Владимира Тендрякова полувековой давности про зачерствевшего инспектора рыбоохраны (Алексей Гуськов), который безуспешно силится спасти брошенного матерью в тайге младенца и по ходу картины испытывает душевный перелом. Без швов и перекосов приспособить к новому времени подробнейше изложенные писателем обстоятельства вместе с моральным конфликтом режиссеру не удается, и вся экранная история выглядит надуманной – опять-таки несмотря на выразительную игру исполнителя главной роли Алексея Гуськова, уже не впервые вовлеченного в «таежную» драму.
Не оправдал надежд «Тряпичный союз», первый полнометражный дебют Михаила Местецкого, до этого дважды триумфально выступившего на «Кинотавре» с замечательными короткометражками «Незначительные подробности одного случайного эпизода» и «Ноги-атавизм». Повествование о досужем времяпрепровождении четырех балбесов иногда блещет остроумием, но в целом растянуто и не перерастает в историю поколения.
Странное впечатление произвел «Гость» Дениса Родимина, в свое время прославившегося сценарием «Бумера». Согласно аннотации, пара молодых геофизиков, он и она, отправляется к месту падения метеорита, где сталкивается с необъяснимыми явлениями. На самом же деле единственное явление «христоподобного» типа местным жителям объясняется в фильме тем, что оно и прочие события привиделись героям во сне, который понадобился автору для того, чтобы хоть как-то оправдать царящий на экране кавардак с воскрешением мертвых и прочими штучками из самопального хоррора.
Несколько обескуражило «Спасение» Ивана Вырыпаева – совсем простое роуд-муви (дорожное кино) о поездке католической монахини в Тибет, где подтверждается ее уверенность в том, что Бог есть. Ряд прекрасных пейзажей, снятых Андреем Найденовым (он снял и «Находку», за которую получил приз) плюс три занятных диалога, сочиненных самим Вырыпаевым, плюс незапланированное и невыгодное сходство с недавно получившей «Оскар» «Идой» Павла Павликовского, в котором молодая монахиня совершает значительно более содержательный и подкрепленный сюжетными перипетиями духовный путь, – вот, собственно, и все, что имеет смысл сказать о путешествии автора и его съемочной группы в экзотический Ладакх. Возможно, что религиозному или очень впечатлительному человеку в фильме откроется нечто большее и не выразимое словами, но тут вступает в силу постулат Витгенштейна: «О чем нельзя говорить, о том следует молчать».
Говорить можно о «Пионерах-героях», где впервые в нашем кино прослежено пагубное влияние советского школьного воспитания на людей, чья молодость пришлась на постсоветскую эпоху, выкинувшую на помойку сгнившие коммунистические идеалы (в частности, стремление стать героем), но не предложившую взамен ничего, кроме погони за материальным успехом. Пустота на святом месте приводит к депрессии или поискам выхода, но современная часть истории трех людей, которым за тридцать, скорее обозначена, чем прописана в обстоятельствах их жизни – в отличие от прошлой, в изображении которой вместе с иронией чувствуется ностальгия, то есть одно из тех чувств, которые дают зрителям возможность сопереживания.
И, конечно, нельзя не сказать о «Стране Оз» – не то чтобы черной, но черноватой трагикомедии о приключениях провинциалки (блистательная Яна Троянова) в новогоднюю ночь в большом городе – своего рода противовес многочисленным «новогодним» поделкам, появляющимся в эфире в последних числах декабря. Но о ней стоит поговорить подробнее и отдельно.