![KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.](http://kinopressa.ru/wp-content/uploads/2015/06/abdullaeva_2015-06-25m.jpg)
Среди долгожданных премьер XXXVII ММКФ – «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Третий режиссерский полный метр знаменитого драматурга высоко оценивает Зара Абдуллаева.
Александр Миндадзе снял эспрессионистское кино. Однако никакого в нем нет «калигаризма», диагональных мизансцен, света/тени и прочих примет давнего стиля. Но мунковский «Крик» (1893), предшествующий ощущениям, мирочувствию экспрессионистов-писателей, резонирует концентрации тревоги, страха, отчаяния, пропитавших картину Миндадзе. Ее экспрессию и прохладу (общих планов). Выразительную абстрактность, как в шахматной партии, которую здесь разыгрывают немецкие спецы, и – глубинное вчувствование. Энергетический всплеск – движение человеческой массы и – замирания, долгие статичные паузы, в которых обеззвучен крик души, боль, невротизм героев. При этом напряжение в фильме не испаряется, но нагнетается еще больше, сильнее. Оно материализуется в «бунтарском вопле», в психических срывах, взрывающих начало фильма. Этот изнутри вырванный вопль, как и телесные жесты, динамизм субъективности, то загоняется на глубину внутреннего опыта персонажей, то вспарывает их присутствие ревностью, одиночеством, едким предчувствием смерти.
![KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.](http://kinoart.ru/images/2015/06/hans-peter-2.jpg)
Персональный опыт героев режиссер сталкивает с безличным ощущением кризиса, поразившего конкретное время, пространство. На экране июнь 1941 года. Немецкие инженеры должны выработать оптическое стекло. Рабочие – русские.
«Милый Ханс, дорогой Петр», втягивающий зрителей сразу в сердцевину событий, в сцену «каммершпиле», чреватую скандалом, как порохом; в сцену, где три немца и немка мучительно выясняют производственные, а в подтексте и личные отношения, построен по законам искусства, сопротивляющегося логике линейного рассказа.
Психическая атака Ханса, которая спровоцировала чрезмерную температуру печки, где «куется» не дающееся немецким профессионалам стекло, повлекло смерть молодой рабочей. Рядом с Хансом на заводе оказался Петр. Теперь они связаны роковой судьбой – смертью или лагерем. Скупые жесты немца и русского не нуждаются в работе переводчика. Фильм снят на немецком языке, и это обстоятельство придает кинореальности Миндадзе метафизическое измерение без всяких намеков на символизм (читай символятину).
![KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.](http://kinoart.ru/images/2015/06/hans-peter-5.jpg)
После похорон погибшей, снятой Муту как фрагмент филоновской движущееся картины, или как эхо экранизации кусочка платоновской прозы, Петр зовет Ханса на поминки, называя его «немым братом». Обозначив родство, Миндадзе запускает в фильм тему отражений или, если угодно, двойников. Невольных и – в перспективе – опасных друг для друга.
Рыжая Грета до судорог влюблена в Ханса. Ханс оглушен рыжей женой Петра. Петр с семьей срывается с опасного места (завода) на грузовике. В него врезается Ханс – и не остается. Выпрыгивает оттуда, расставаясь с надеждой «историю обыграть».
![KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.](http://kinoart.ru/images/2015/06/hans-peter-4.jpg)
Фильм Миндадзе «В субботу» засасывал в воронку сжатые в один день, как пружина, разные времена. Получился фильм-катастрофа, а не фильм о катастрофе. Настоящее-будущее-прошлое было сдавлено режиссером в спонтанной, мимолетной и длящейся схватке, придававшей конкретной повседневности исторический смысл и вневременной. Олег Муту снимал ту картину со сдвигом, запечатлевая тот еще и сегодняшний взгляд, несколько обезумевший, иногда помутившийся (в расфокусе) и сбитый учащенным дыханием панического героя.
Теперь Муту снимает с иным разнообразием. На разрыве и в сцеплении крупных планов, с классической ясностью, накаленной внутренней дрожью. И вспоминая, минуя стилизаторские замашки, русское искусство 20-х – 30-х годов.
Так, мать погибшей рабочей, онемевшая от горя Роза Хайруллина, предстает в образе почерневшей от заводской копоти и постаревшей петрово-водкинской Мадонны. Так, немецкие актеры, которых мы знаем давно, в «Милом Хансе…» растравляют душу публики той неоднозначной точностью и переменчивостью, которая не дает от них отвести сосредоточенный взгляд. Их имена, известные поклонникам лучшего в мире немецкого драматического театра и почти любого независимого немецкого кино, следует выучить наизусть: Якоб Диль, Биргит Минихмайр, Марк Вашке, Марк Хоземанн.
![KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.](http://kinoart.ru/images/2015/06/hans-peter-0.jpg)
При всем том в «Милом Хансе…» есть с чем и поспорить. Или хотя бы с режиссером обсудить. Это вопрос о финале. Но для этого блог – не самое подходящее место. Или жанр. Или оптический прицел.