Минкультовский беспредел

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
На фото Алена Полунина
Режиссер документального кино Алена Полунина обратилась к министру культуры Владимиру Мединскому с открытым письмом, посвященным ситуации с отзывом прокатного удостоверения у фильма «Варя».

Напомним, что фильм «Варя» за два месяца обладания прокатным удостоверением успел поучаствовать в конкурсах фестивалей «ДОКер» и «Движение», а также был показан в рамках российских программ Московского международного кинофестиваля. После отзыва прокатного удостоверения создатели фильма приняли решение выложить его в открытый платный доступ на видеохостинге Vimeo, где любой любитель документального кино может его посмотреть за символическую оплату.

RGDoc.Ru публикует полный текст письма:

В Министерство Культуры Российской Федерации,
министру Культуры Российской Федерации
г-ну Мединскому Владимиру Ростиславовичу

от режиссёра неигрового кино Полуниной Алёны Евгеньевны

Уважаемый г-н Мединский!

Странная история приключилась тут с прокатным удостоверением (№212010915 от 23.03.2015 за подписью Аристархова В.В.) документального фильма «Варя» (2014, WellSkyProduction), режиссёром которого я являюсь.

Прокатное удостоверение мы получили в марте 2015 года для российской премьеры фильма на кинофестивале «Движение». Но – Минкульт дал, Минкульт взял. Спустя три месяца подведомственное Вам учреждение ПУ у нас отобрало.

Пройдя все необходимые процедуры для получения ПУ, наличие которого давало возможность фильму иметь прокатную судьбу в РФ, получив прокатный номер и копию самого документа, получив ссылку на номер в реестре на сайте Министерства культуры РФ; более того – показав фильм на кинофестивалях «Движение», «Докер», ММКФ (во внеконкурсной программе «Панорама российского кино»), наша независимая студия Well Sky Production неожиданно, три месяца спустя, получает от Министерства культуры письмо, в котором сообщается, что ПУ нас лишают по причине «освещения деятельности экстремистской организации».

Подобный шаг со стороны чиновников видится абсурдным, ведь наш документальный фильм «Варя» (2014, Well Sky Production), снятый, кстати, без какой-либо господдержки, объективно является гуманистической картиной. Действие происходит весной 2014 года на Украине, куда едет простая учительница математики из Москвы, чтобы познакомиться вживую со своими украинскими друзьями по переписке. Героиня фильма встречает разных людей, в том числе и политических активистов. Остается гадать, неужели краткое появление на экране активистов запрещенной в РФ, но ежедневно демонстрируемой на экранах ТВ организации (кстати, по сюжету арестовавшей и героиню, и съёмочную группу) так перепугало чиновников?

Возникает резонный вопрос: какова процедура определения того, есть ли в аудиовизуальном произведении «освещение экстремизма» или его там нет? От каких факторов такое заключение зависит, если в законченном аудиовизуальном произведении в марте «освещения экстремизма» обнаружено не было, а в июне оно появилось? Это было явление фатаморганы? Или у разных чиновников разные детекторы? Или детектор один, но в марте он был неисправен, а к июню починили?

Конечно, хотелось бы получить обратно наше ПУ: раз Министерство Культуры так непоследовательно, логично предполагать, что этот маятник может качнуться обратно. Впрочем, я не прошу. А вот официальное разъяснение для нас и правда существенно.

Также, наша независимая студия ни в коем случае не откажется от возвращения уплаченных нами пошлин и кассеты с фильмом, хранящейся в архиве.

С уважением,
режиссёр и продюсер независимого неигрового кино
Полунина А.Е.
06 июня 2015 года, Москва

Источник.