Евгений Васильев. 10 лучших фильмов об инцесте

10 место: Убийственные раны, «Les blessures assassines»
Режиссер: Жан-Пьер Дени
Производство: Франция

О чем сюжет: Две похотливые сестры-служанки упорствовали во грехе на мансарде, пока их не застукали с поличным хозяйки дома. Призывы к благочестию отнюдь не были услышаны. Напротив, набедокурившие феминистки забили маму и дочу до смерти кувшином по головам. И выдавили наружу глазные яблока.

О чем фильм: О борьбе за права домработниц.

По воле дьявола подавляющее большинство фильмов об инцесте связано с криминалом или безотцовщиной. Сектантские семьи, осиротевшие дети, овдовевшие мамы, люди незнатные и низкие — питательная почва для противоестественных связей. Белой вороной лишь каркает, например, аристократичный «Порок сердца» Луи Малля.

В основу сюжета был положен реальный случай, который потряс французское общество в 1933 году. Сестры Папен зверски расправились со своими хозяевами. Картина долго и нудно показывает, как они докатились до жизни такой. Безжалостная эксплуатация бедных сирот, которые мыкаются по знатным домам во всамделишной Франции рождает в сердце зрителя законное негодование. Весь фильм несчастные феминистки то утюжат подворотнички, то драят унитазы.

Поэтому поступок полуночных дев, на минутку расслабившихся после пылесоса в причудливых позициях, выглядит совсем невинно. Не сумев провалиться сквозь пол от стыда, сестры попытались стереть реальность — нажали на кнопку DELETE и вырвали глаза домовладелицам.

Потом был суд, скандал в обществе и темница. Кстати, в 1941 году младшая сестра — Лея Папен вышла на свободу. Умерла она в возрасте 89 лет и почти на 70 лет пережила хозяек.

9 место: Путь женщины, «Strella»
Режиссер: Панос Коутрас
Производство: Греция

О чем сюжет: Отсидев 14 лет за убийство развратника и выйдя на свободу, греческий мужик вдруг понимает, что был глубоко неправ. По сюжету фильма выходит, что истинная невинность заключена уже не в посте и молитве, но в содомическом инцесте и иных позорных видах любви.

О чем фильм: О том, что кино есть искусство обмана.

Великий французский киновед Жан Эпштейн еще в 1921 году в своей книге «Здравствуй, кино» («Bonjour, cinema», Editions de la Sirene, Paris, 1921) заметил: «Краеугольный камень, на котором зиждется киноискусство, есть крупный план. Крупный план изменяет человека — его взгляд не может более оставаться рассеянным, не может видеть ничего, кроме экрана: крупный план «ограничивает пространство и направляет внимание», создавая особый «режим сознания».

Сверхкрупный план, наезд камеры и страшная музыка способны перевернуть наше представление о действительности, оправдать любое бесстыдство и сделать черное — белым, а фернамбуковое — серо-буро-малиновым. Хитроумный Панос Коутрас с помощью обильных крупных планов задудонил нечестивейшую по содержанию, но невиннейшую по смыслу киноленту — как хотите это, так и понимайте.

8 место: Цементный сад, «The cement garden»
Режиссер: Эндрю Биркин
Производство: Франция, Германия, Великобритания,

О чем сюжет: В многодетной семье в мир иной один за другим уходят папа и мама. Старшие дочь и сын разделись догола и сдвинули кровати. Средний сын-третьеклашка, хочет стать девочкой, а самая младшая дочка детсадовского возраста в этом ему потакает.

О чем фильм: Откуда есть-пошла терпимость в Европе

«Цементный сад» — это эталонный фильм об инцесте, который можно хранить в Международном бюро мер и весов в пригороде Парижа в чугунном сейфе. Здесь использованы типовые сюжетные ходы и идеи, которые используются в той или иной степени в кинолентах о кровосмешении: это и умирающие или убиваемые родители («Сжигая мосты», «Убийственные раны», «Непослушный Бабби»), полностью или частично осиротевшие дети («Дьяволы», «Декалог 4», «Госпожа жестокость») деспотичный отец («Клык», «Убийственные раны»). В этой картине отроки замуровали папу-диктатора в цементном саргофаге как символ проклятого прошлого.

Локомотивном драмы является обширная «борьба за права человека», борьба за все хорошее против всего плохого. После Второй Мировой Войны в Европе наступила эпоха добра и милосердия. Градус человеколюбия стал зашкаливать на рубеже 60-70-х годов. На заре и после 1968 года фильмы, книги и скульптуры подобного рода производились в промышленных масштабах. Напомню, что картина сделана по одноименному роману 1978 года Иэна Макьюэна. Инцест в фильме не имеет особого полового значения, а является как бы одним из видов времяпровождения цивилизованного человека.

7 место: Непослушный Бабби, «Bad boy Bubby»
Режиссер: Рольф де Хир
Производство: Австралия, Италия, 1993 год

О чем сюжет: Тупая жирная брошенка 35 лет держит в подвале своего сына. Кормит его кашей, надевает противогаз, моет в ванной, раздевается догола и прыгает на нем как наездница. Дает уроки катехизации, пока к ней не возвращается первая любовь — папа непослушного Бабби. Бабби уважает отца своего и мать свою. Слепо и преданно исполняет их заветы. Некоторое время спустя заворачивает в полиэтиленовую пленку кошку, папу и маму и вырывается на просторы портового города.

О чем фильм: Об аде политкоретнного мира.

«Непослушный Бабби» — несмешной предтеча «Бората», который категорически нельзя смотреть праведникам, женщинам и любителям животных. Это — простой, но честный взгляд на австралийское общество 90-х годов XX века, в котором автор сценария и режиссер Рольф Де Хир называет вещи своими именами. Невольно взгрустнешь от осознания того, как сильно деградировала англосаксонская Океания за 23 года своего развития. Антиподы утопили истину и свободу в болоте лжи и лицемерия.

От века известно, что рок-музыканты это — недалекие говнари, христианские проповедники — лицемерные эротоманы, а феминистки — (а …тут поставим многоточие) люди. Суровая австралийская кинолента это убедительно доказывает. Ведь снималась она в далеком 1993 году, а в 2015 году за это уже можно получить кое-где срок. Сейчас даже невозможно и помыслить, чтобы кошку душили в кадре, завернув ее в полиэтилен 24 раза. А смелый Рольф Де Хир сделал это руками блистательного Николаса Хоупа.

Во второй части драмы вырвавшийся на свободу первобытный маленький принц впитывает как губка наставления пешеходов, полицейских, шоферов и всяких добрых людей. Ревностно копирует их поведение. За это его избивают каблуками, сажают в тюрьму, насилуют и всячески истребляют.

Однако! Добро в конце концов побеждает зло. Как это ни странно, все завершается хэппи-эндом. Вот такой вот оригинальный фильм.

6 место: Дьяволы, «Les diables»
Режиссер: Кристоф Ружжиа
Производство: Франция, Испания, 2002 год

О чем сюжет: О потной борьбе вороватых сестрички и братца против мирового империализма и провансальского бюргерства.

О чем фильм: О смятении чувств

Зеленоглазая сестричка, сбежавшая из приюта вместе с братцем-крепышом, бесчинствуют на юге Франции, грабят магазины, получают мимоходом оплеухи и режут зевак. Трудна жизнь революционера, особенно, если ему 15 лет.

Даже, если оставить за скобками постыдные отношения, то нельзя не заметить, что «Дьяволы» — прямые наследники Французской новой волны. Мятежность, маета, странствия в окрестностях больших городов — всем этим ощетинились в свое время «Безумный Пьеро» и «400 ударов», «Мечтатели» и «На последнем дыхании». Французский гонор и размах вызывает лишь добродушную улыбку в стране профессиональных большевиков и теплых ватников. Европейские шедевры про бунт кажутся баловством на фоне «Зеленого слоника» или подвигов Белы Куна.

«Дьяволы» — это роман падения и воскрешения, детства и взросления. Неуклюжая красота Клеи в исполнении восхитительной Адели Энель дурманит. Зритель сначала спускается вместе с героями фильма в подземелье с бирюзовой водой, а потом высоко взлетает на холм, чтобы увидеть порок во всей его опьяняющей нежности.

5 место: Чрево, «Womb»
Режиссер: Бенедек Флигауф
Производство: Германия, Венгрия, Франция, 2010 год

О чем сюжет: Пал избранник ненаглядный. Убитая горем жена решает его воскресить с помощью беременности и клонирования.

О чем фильм: Кто не довольствуется своею судьбой, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей.

«Я не верю, что бывает у любви — короткий век» — подумала Ребекка, героиня дерзкой кинокартины, после того, как ее мужа Томми переехал колесами горячей хетчбэк. Тем более, что новобрачные намедни справили свадьбу, любили друг друга с детства и пережили долгую разлуку. А за окном элегантно шумит океан, середина XXI века, где клонирование уже давно стало рутиной. Заплаканная Ребекка принимает решение водворить 100% копию Томми к себе во чрево. Ведь труп еще не остыл, а медицина позволяет.

Проходят годы и невзгоды. Из насиженного морского поселка Ребекке и новому Томми приходится переехать в океанское захолустье, поскольку в грядущем, несмотря на технологии, никакой толерантности уже не существует. Клонов гнобят в школе и на улице. Кудлатый мальчик растет, учиться на одни пятерки, радует маму, пока не приводит к себе в спальню подружку.

Сюжет, который на поверхности выглядит как увещевание к целомудренной жизни и лавирует в кильватере бесчисленных антиутопий XX века (например, последней главы романа Джулиана Барнса «История Мира в 8 ½ главах», где самое большое мучение для человека есть исполнение всех его желаний в Аду-Раю), торпедируется его визуальной похотливостью.

Несмотря на то, что Томми, в конце концов, покидает Ребекку как бы ей и всем грешницам в назидание, камера Петера Сатмари насмехается над благочестивым зрителем, случись такому посмотреть «Чрево». Эти теплые постели, кашемировые свитера, игривые объятия утверждают старинную мысль: «Наибольшее вожделение есть предмет наибольшего стыда».

4 место: Трусы сгибают колени, или Синие руки, «Cowards Bend the Knee or The Blue Hands»
Режиссер: Гай Мэддин
Производство: Канада, 2003 год

О чем сюжет: Недужный хоккеист отправляет невесту на аборт, восковые фигуры прячутся в музее, доктор лорнирует сперму, слепая бабушка делает исландский приворот, дочь парикмахера жаждет отмщения.

О чем фильм: Каждый человек — поэт, даже если он не написал ни строчки, поэт, когда слипаются его веки и он видит сон. К сожалению, сновидение — непередаваемо дневными словами. Почти невозможно передать сновидение и с помощью литературы, живописи, скульптуры. Пожалуй, только кино редких мастеров способно телеграфировать поэзию ночного сумрака. В ряду первых сновидцев — канадский режиссер Гай Мэддин. Его немая и якобы автобиографическая драма «Трусы сгибают колени, или Синие руки» являет собой апофеоз маньеризма и декадентского пафоса. Если Вы любите хоккей, немое кино и поржать — лучше фильма не придумать.

Доктор Фьюзи наблюдает под микроскопом каплю спермы. Капля увеличивается в размерах. Мы можем лицезреть мельтешащих хоккеистов. Финал Кубка Аллана. Нападающего команды «Виннипег Марунс» Гая Мэддина уносят с площадки, где начинается ледовое побоище.

Невеста малосильного бомбардира Вероника сообщает ему, что она — беременна. Гай решает ей помочь и отправляется с невестой в бордель-парикмахерскую на аборт. Во время операции недужный хоккеист забывает о Веронике и влюбляется в падчерицу абортмахера Лилиом — Мету. Между Гаем и Метой вспыхивает костер любви. Они отправляются в раздевалку и ложатся на кучу хоккейных перчаток. Тем временем, покинутая на гинекологическом кресле Вероника умирает от аборта.

Мета рассказывает принцу хоккея, что ее отец, самый любезный человек в мире, был умерщвлён преступной парочкой: мачехой Лилиом и ее любовником, капитаном полиции Шейки, который играет с Гаем в одной команде. Во время злодеяния руки отца, синие от краски, были отрезаны проволокой. Чтобы сохранить память об отце, преданная дочка погружает его руки в банку с хлороформом. Мета обещает отдаться Гаю только после того, как он совершит возмездие и прикончит коварных предателей.

Но как это сделать? В голове созревает хитрый план.

В спальне мечты для исполненья мщенья доктор Хьюзи должен отрезать Гаю руки и пришить вместо них руки старого шалуна.

3 место: Декалог 4, «Dekalog, cztery»
Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский
Производство: Польша, Германия, 1989 год

О чем сюжет: Молодая варшавянка влюбилась в отца в однокомнатной квартире и задурила ему голову с помощью корреспонденции.
О чем фильм: «О том, что всего труднее нам помыслить живое существо, потому что, с одной стороны, оно неким образом наш ближайший родственник, а с другой стороны, все-таки отделено целой пропастью от нашего экзистирующего существа».

«Скользя меж двух соединившихся нельзя» — строчки из Игоря Северянина, пожалуй, больше всего подходят для описания «Декалога 4» Кшиштофа Кесьлевского. Какой же гад этот Кшиштоф, какая сволочь. Ну, кто, кто еще делает такое тяжеловесное и одновременно такое кокетливое кино. Если Вы не любите поляков и Речь Посполитую, посмотрите Кесьлевского, и уже никогда не будете их не любить. А, наоборот, будете любить и все прощать. «Декалог 4» набирает обороты неспешно в унисон мелодии Збигнева Прайснера. Живут-поживают в блочном доме на окраине Варшавы отец и дочка. Дочь учиться на 4-м курсе театрального. Мать умерла 22 года назад. Отец, улетая на самолете, оставляет нечаянно письмо с надписью: «Открыть после моей смерти». Вокруг письма и вертится сюжет фильма. Фильма о трепетании любви на кончике намека. Любовное трепетание, в свою очередь, осенено серебристой заповедью: «Почитай отца своего и мать свою».

Не хочется рассказывать всех переливов сюжета, поскольку в переливах — все обольщенье от просмотра. Кесьлевский подводит зрителя к развязке, к катарсису, но не дает катарсису разрешится от бремени поставленных вопросов. Вместо ответов — темные речи, купание Анки, плюшевые пледы.

Рыбка любви шустрится на бреге томления.

2 место: Шум в сердце, «Le Souffle au Coeur»
Режиссер: Луи Маль
Производство: Франция, Италия, Германия, 1971 год

О чем сюжет: О недозволении греховного наслаждения.

О чем фильм: 15-летний Лоран Шевалье, представитель городской знати, тяжело переживает период взросления рядом с трогательной и понимающей мамой. Взросление заканчивается самым непредсказуемым образом.

В Книге Левит, глава 18, Ветхого Завета сказано: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь». А кто будет упорствовать во грехе, то души делающих будут истреблены.

Однако Римско-католическая церковь так долго и жеманно уклоняется от костров инквизиции, что бесстыжий французский режиссер Луи Маль, представитель «новой французской волны», взял, да и снял историю грехопадения мамы и сына. Уехав на дачу, на удаленном от свидетелей ложе, Клара и Лоран Шевалье так робко и кокетливо отдались неге лета, словно ничего и не случилось. Тем более муж, служанки и одноклассницы Лорана их не застукали. Очень по-французски.

Неудивительно, что после такого кровосмешения Франция стала притоном для беженцев, анархии и антисанитарии. Правильно говорил Собиратель земель русских в ходе рабочей поездки в Иркутск: «Секс, насилие и терроризм на телевидении должны быть запрещены».

1 место: Сжигая мосты, «Quemar las naves»
Режиссер: Франциско Франко
Производство: Мексика

О чем сюжет: Смертельная схватка двух видов преступных связей. Содомия против кровосмешения. Или-или. Победа или смерть.

О чем фильм: О смысле жизни

На поверхности сюжета — Содом и Гоморра, а в глубине — прохладный изумруд невинности. Франсиско Франко трогательно, долго играет со зрителем в прятки и вопреки ожиданиям давит всякий разврат как танк черепаху.

Детки, Елена и Себастьян, с пеленок живут с богемной мамой в окружении игрушек, не ведая стыда. Мама — бывшая эстрадная звезда умирает в старинном доме времен Хосе де ла Круса Порфирио Диаса Мори. Просторный дом и уход за мамой — на плечах старшей сестры Елены. Ее младший брат — Себастьян, тряпка и подкаблучник сестры, попадает под влияние любого человека с ростками характера. Отсюда — пьянство, бродяжничество и онанизм.

Другое дело — Елена, которая из-за тяжелого маминого недуга вынуждена бросить учебу и на своем горбу тащить всю семью, в том числе и непутевого братца, который даже не может самостоятельно застегнуть ширинку. А тут еще подростковый возраст у обоих. Сестринская забота начинает выходить из берегов. Елена собирает каждое утро Себастьяна в школу, по старой привычке купает его в ванне, журит служанку, колет обезболивающее маме, а потом, когда брат пускается во все тяжкие, пытается вытянуть его из ЛГБТ-сообщества, да так, что сама попадает в паутину жаркого желанья. Накал страстей кружит голову.

Несколько месяцев назад на страницах журнала «Сноб» состоялась прелюбопытная дискуссия, в ходе которой доктор Курпатов сразился с борцом за права женщин Ариной Холиной. Основная мысль, которую защищал славный доктор такова. Цитирую дословно:

Как выяснил Вольфрам Шульц (с помощью пары обезьян, электродов, лампочки и виноградного сока), клетки награды (reward cells), выделяющие радующий нас нейромедиатор дофамин, реагируют не на сам факт удовлетворения потребности — еду, секс и т. п., а на успешное предсказание того, что удовлетворение будет получено… То есть мы получаем удовольствие в тот момент, когда понимаем, что удовлетворение нашей потребности в принципе произойдет. Мы радуемся, иными словами, загодя, а когда уже непосредственно получаем желаемое — нет.
Еще раз: мы испытываем удовольствие не от удовлетворения потребности, а когда решаем интеллектуальную, по существу, задачу: получится — не получится, будет — не будет, обломится — не обломится? Поняли, увидели, сложили дважды два и обрадовались: будет! Буря дофаминового восторга! Вот этого момента мы ждем (нейрофизиологи называют его „ага!“-переживанием), его жаждем, а само по себе полученное, исполненное, обломившееся — нет, не радует. Никакого сладостного дофамина на этот случай природой не предусмотрено.

«Сжигая мосты» — блестящее доказательство этого тезиса. Мощь фильма в том, что «самое-главное» в нем так и не происходит. Точнее «главное» здесь перенесено в область предчувствия. Предчувствием любви Франко томит зрителя весь фильм, доводит его до пристеночно-пузырькового кипения, а потом обманывает. Но несмотря на это, лента рождает искупительный, невероятно мощный катарсис и очень упоительное послевкусие.

Такие «Три тополя на Плющихе» на мексиканский лад.

Источник.