Екатерина Барабаш. Грязи не боятся

Barabash-1555 октября в Екатеринбурге завершился фестиваль документального кино «Россия». Специальный приз — «За развитие патриотической темы» – присужден фильму Дмитрия Рогозина «Танки. Уральский характер»

Говорят, что когда бьют пушки — музы молчат. Но это все-таки смотря какие музы. Они ведь тоже разные бывают — наверное, среди них и трусливые попадаются, и заторможенные. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины только наша интеллигенция, наши художники способны возвысить голос в защиту правды и свободы. И нет числа примерам.

Вот, скажем, недавний фестиваль документального кино в Екатеринбурге с незатейливым названием «Россия» решил показать пример смелости и принципиальности. Была не была, решила кучка отважных документалистов, сколько можно прятаться, притворяться, елозить душой? Художники мы в конце концов или право имеем? Пошушукались немного — и присудили специальный приз фестиваля «За развитие патриотической темы» документальному фильму «Танки. Уральский характер» Дмитрия Рогозина. Ну да, того самого. «Авторский фильм Дмитрия Рогозина», — предупреждает первый же титр. Ни доброго, ни бранного слова этот ликбез для политзанятия в третьем классе средней школы, разумеется, не заслуживает. Был бы жив четвертый учебный канал советского телевидения — вот там этому фильму самое место с подробными рассказами о технических характеристиках уралвагонзаводовского танка. Половину экранного времени в кадре — сам автор, с видом неловкого сельского учителя в первый рабочий день рассказывающий о скрытых прелестях боевой машины. Кстати, на сайте фестиваля имя Рогозина почему-то среди авторов не значится. Настоящий художник обычно скромен.

(Интересно, что примерно в те дни, когда заканчивали фильм, Рогозин залез в танк и не вылез обратно, застрял. Может, это был какой-то знак?)

Как бы там ни было, организаторы фестиваля под предводительством секретаря Союза кинематографистов, режиссера-документалиста Клима Лаврентьева выдают вице-премьеру почетный приз за произведение, ничего общего с кинематографом не имеющее. Сколько сразу хороших русских слов просится для определения этого поступка! Но мы сейчас не о словах.

Стадию умирания нации можно оценить по степени суетности интеллигенции. Если люди умственного труда сидят по своим кабинетам, торчат у мольбертов и на съемочных площадках — похоже, в стране все неплохо. Если они еще к тому же ничего не смыслят в политике и не перетирают ее по кухням — дело совсем хорошо. Если же писатели-певцы-композиторы, побросав смычки и перья, по доброй воле несутся впереди бронепоезда к светлому будущему — у нации проблемы.

Тут даже важнее не то, что несутся, а то, что по доброй воле. Понятно, что никто не то что не заставлял — даже и не настаивал всерьез на этом самом фестивальном призе. Но у российского интеллигента, как правило, повышенная чуткость — начальство еще даже не намекнуло, а он уже выполнил. Все помнят прошлогоднее письмо в поддержку политики президента в Крыму и на Украине — пятьсот человек подписало, наши цвет и соль. Напрасно кто-то думает, что их заставляли, уговаривали, угрожали. Минкульт, инициировавший это письмо с подписями, сам был в шоке от того, сколько «добровольцев» принялось обрывать телефоны министерства, упрашивая и их подпись непременно поставить. Более того — некоторые, как Александр Калягин, например, вернувшись из дальней поездки и обнаружив, что его обошли, не предложили подписать, ринулся догонять коллег, уговорив принять и его подпись.

С некоторых пор новости культуры на канале «Культура» стали начинаться с официоза — «Путин встретился…», «Путин сказал…», «Путин выступил…» Еще совсем недавно «Культура» была единственным государственным каналом, лишенным этой приметы времени. Но — не устояли. Думаете, на этот счет была какая-то разнарядка? Ничего подобного — никаких особых предписаний, никаких указов. Такие вещи приходят сами собой, естественным образом — просто вдруг наступает новый этап, когда просто жить в нужном русле мало и надо учиться предвосхищать.

Не только танки грязи не боятся.