Валерий Кичин. Новый Вавилон

kinopoisk.ru

Мир сошел с укатанных рельсов. Сдвинулись народы и веры – и не смешались, как в Вавилоне, а пошли друг на друга. О замкнутом круге, откуда пока не видно выхода, – два новых российских фильма: драма и комедия. Оба на экранах: “No comment” и “Норвег”. Оба нужно смотреть.

…Немецкий парень Томас страдает от комплексов, сверстники его травят, девушки смеются. Первая девушка, принявшая его всерьез, – красавица-турчанка Лейла. Готов принять чужака и круг ее единоверцев – дружелюбный, сплоченный, особый. Но пока Томас не примет веру любимой, их любовь обречена. Так сын провизора мирный Томас становится ваххабитом Хамзой. Так он попадает на чеченский фронт.

…Русский капитан Басаргин надеется на отпуск – повидать жену и сына. Но придется задержаться – нужно отразить атаку “духов”. Линии жизней двух молодых людей, у которых нет ровно никаких причин ненавидеть друг друга, неотвратимо сближаются. Пока не пересекутся в роковой точке.

Оба героя ведут свои видеодневники, и сам этот фильм “No comment” стилизован под любительское видео, время от времени напоминая о том, что мы видим нечто укрытое от официальных хроник. И заодно – о происхождении замысла: по словам режиссера-дебютанта Артема Темникова, идея картины пришла много лет назад при просмотре попавших к нему видеосъемок участников чеченской кампании. У героев фильма есть реальные прототипы.

По типу это совершенно европейское пацифистское кино, отрицающее любую человеческую бойню. Его “немецкую” часть играют немецкие актеры на немецком языке, и очень чувствуется другая школа – надо признать, более совершенная, психологически точная, органично впитавшая отринутую у нас систему Станиславского. В персонажах этой части фильма есть врожденно присущее им качество – чувство достоинства. Увы, панибратские, этически расхлябанные отношения героев второй, “российской” части почти напрочь лишены этого свойства, что очень чувствуется в не предусмотренном авторами контрасте двух половин фильма.

Здесь есть о чем думать. Об изощренных механизмах вербовки в “братья по вере”. О мечте про рай с его вином, коврами и прекрасными гуриями, который ожидает принесшего себя в жертву героя, оправдывая таким образом любые земные преступления перед людьми. Об истинной цене европейской цивилизации, обратно к которой теперь рвется Хамза-Томас. Это очень серьезная драма людей в современной сшибке непримиримых мировоззрений и несовместимых вер. Да, другая психология, обусловленная фанатизмом: “Что ты чувствуешь, когда убиваешь?” – “Радость, как и подобает воину”. Это невозможно принять христианину Томасу. Но уже поздно: ислам неверных не отпустит.

Как фильм зрительский – “No comment”, боюсь, обречен, его судьба в широком прокате проблематична. Войны надоели по телевизору – засады, перестрелки, резня баранов и людей. Не поможет и сильный “эффект присутствия” в батальных сценах, стилизованных под любительские видео. Это “фестивальное кино”, и фильм уже оценили во французском Онфлере, наградив его Гран-при. Пока на экранах – спешите видеть.

А вот комедия “Норвег” – это чистое незамутненное удовольствие, хотя и с серьезной смысловой подкладкой. Здесь тоже людям не сидится на месте. Москвич Кириллов ждет невесту из Норвегии и собирается с нею укатить в Европу. Но этому помешает целый выводок восточных женщин, заботы о которых поручил ему братец с темным прошлым и смутным настоящим. И московский интеллигент, рафинированный настолько, что для роли понадобился Евгений Миронов, вляпается в криминальную авантюру с гастарбайтерами-нелегалами. Эти несчастные женщины, попавшие в лапы торговцев человеческим товаром, продолжают, пусть и в комедийном ключе, трагическую тему отчаянного фильма Дарьи Полторацкой “Побег из Москвабада”, который снят раньше, увенчан призами, но все еще ждет выхода к зрителям. А “Норвег” – комедия, параллель с “гаремом” красноармейца Сухова неизбежна, и не лишенный горечи фильм много раз ее подчеркнет.

Как видите, очень быстро множатся ряды нашей весьма успешной “женской режиссуры”: с появлением “Норвега” их пополнила Алена Званцова. Она отнюдь не дебютант в кино, но это ее первая по-настоящему заметная полнометражная работа. Ее главная ставка – на сильную актерскую команду. Миронов органичен даже в самых неожиданных кульбитах, уготованных герою: его Кириллов вырван безвременьем из привычного круга лиц и занятий, он способен на любые перевоплощения, и единственное, чего не может, – поступиться принципами. Неожиданна и Северия Янушаускайте, ставшая популярной после фильма “Звезда”. В роли норвежской невесты она самоотверженно стала не только феминисткой, но и альбиноской.

Фильм смешно обыгрывает, гипертрофируя, разницу менталитетов: прагматичная до цинизма Скандинавия и романтичная до глупости Россия, и попробуй угадать, чего здесь больше – наших предрассудков, продиктованных телевизором, или того, что называют зерном западного характера. Авторы увлеченно жонглируют стереотипами, умно над ними иронизируют и, в общем, продолжают курс на кинематограф “зрительский”, легко воспринимаемый, развлекательный, но при этом по-рязановски интеллектуальный.

Актерский ансамбль дополняют как всегда неотразимая Ксения Раппопорт в роли бывшей жены Кириллова, Роза Хайруллина с ее фирменной обаятельной эксцентриадой и Дмитрий Марьянов, сыгравший одну из своих лучших ролей последних лет – полукриминального мента-“патриота”, в котором взыграет совесть. Все они великолепно чувствуют себя в легком воздухе фильма-игры, их азарт мгновенно передается в зал. И финальная песня из картины других эпох – “Ваше благородие госпожа Удача…” – перебрасывает мост к “золотому веку” нашего кино, у которого, кажется, есть шанс вернуться.

Источник.

About admin