Виктор Матизен. Кино под высоким давлением

Зрительский потенциал российского кино снижается

С 1 января по 13 декабря 2015 года в отечественный прокат вышло 126 российских фильмов (в том числе и тех, что сделаны совместно с другими странами) – намного больше, чем в предыдущие годы, однако все они вместе собрали лишь 14,9% общей кассы кинопроката. Иными словами, доля отечественного кино в отечественном прокате достигла самой низкой отметки за последнее десятилетие: в 2006–2009 годах она не опускалась ниже 22%, в 2010–2014 годах колебалась между 16% и 19%. При этом убытки национальной киноиндустрии выросли и составили 246 млн. долларов против 169 млн. долларов в позапрошлом году, а в десятке лидеров проката-2015 впервые с 2003 года нет ни одного отечественного фильма.

В частности, не смогли окупиться в кинотеатральном прокате и так называемые «патриотические» великобюджетные картины: «Батальонъ», «А зори здесь тихие», и даже лучшая из этого пула «Битва за Севастополь».

Из 126 произведенных российских картин прибыль продюсерам принесли всего пять (такого не было с 2005 года): «Три богатыря: ход конем» (сборы почти в 5 раз больше бюджета), «8 новых свиданий» (в 3 раза), «Пиковая дама: черный обряд» (в 2,5 раза), «Решала 2» (в 2,4 раза) и «Духless 2» (в 2 раза).

А вот впечатляющий список провалов года, предсказуемых еще на стадии сценария: «Савва. Сердце воина» (бюджет – 33 млн. долларов, сборы в 10 раз меньше), «Он – дракон» (бюджет – 20 млн. долларов, сборы в 12 раз меньше), «Территория» (бюджет – 18 млн. долларов, сборы – в 12 раз меньше), «Родина» (бюджет – 7 млн. долларов, сборы – в 9,3 раза меньше) и рекордсмен под названием «Душа шпиона», снятый народным депутатом Владимиром Бортко (бюджет – 10 млн. долларов, сборы – аж в 500 раз меньше).

Учитывая, что система государственной поддержки отечественного кино была перестроена в 2010 году, а руководство Минкульта и Фонда было сменено в 2012-м и начале 2013 года, ответственность за последующий спад ложится на эти инстанции, определяющие госполитику в области кино. Идеологический нажим, ужесточенные правила выдачи прокатных удостоверений вместе с запретом на показ «беспаспортных» фильмов, страх кинематографистов перед последствиями нарушения неписаных норм и не могли привести к иным результатам. Не пора ли согнать с постов управленцев, способных лишь тормозить развитие национального кинематографа?

Нетрудно предвидеть и меры, которые будут предложены для поправки положения дел в отечественном кино. Ограничение количества закупаемых для проката иностранных фильмов сразу повысит долю российских лент до желаемой величины – вплоть до 100% при полном запрете импорта. Только вот их окупаемость от этого не увеличится, поскольку вместе с уменьшением конкуренции соответственно снизится потребительское качество отечественного товара. Доходы кинотеатров, а вместе с ними поступающие государству налоги резко сократятся, но идейная стерильность кинопродукции поднимется до северокорейского уровня, что вызовет восторг министра культуры и десятка не менее одиозных депутатов Госдумы.

Несколько утешает тот факт, что, каково бы на протяжении последнего полувека ни было давление на отечественный кинематограф, каждый год все же набирался десяток-другой картин, снятых без оглядки наверх. Приводим восьмерку лучших фильмов года по версии Гильдии киноведов и кинокритиков России (в алфавитном порядке, без учета частоты упоминания и без «Франкофонии» Александра Сокурова, которая, скорее всего, попадет в топ-лист 2016 года):

  • «Ангелы революции» Алексея Федорченко
  • «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе
  • «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе
  • «Орлеан» Андрея Прошкина
  • «Под электрическими облаками» Алексея Германа
  • «Страна ОЗ» Василия Сигарева
  • «Про любовь» Анны Мелякян

Примечание: ряд данных взят из публикации Сергея Лаврова:

http://kinodata.pro/obzor-kassovyh-sborov-v-rossii/8384-predvaritelnye-itogi-2015-goda-vtoroy-god-podryad-dolya-rossiyskogo-kino-v-prokate-sokraschaetsya.

htmlhttp://kinodata.pro/obzor-kassovyh-sborov-v-rossii/8389-rossiyskoe-kino-v-2015-godu-pyaterka-pribylnyh-i-pyaterka-ubytochnyh-relizov-iz-128.html