Михаил Лемхин. Фестиваль и джентрификация

59 Сан-Францисский международный фестиваль

Совсем недавно, лет ещё двадцать назад район Mission был преимущественно мексиканским, точнее латиноамериканским. Проходя или проезжая по Валенсии, Гурэро или Mission, вы обращали внимание на необычную интенсивность уличной жизни, громкие разговоры по испански, множество продовольственных магазинов, забегаловок и ресторанов, предлагающих латиноамериканские меню. Народа на улицах было полно, притом что Mission был абсолютно не похож на деловой даунтаун. Но не похож он был и на тихий спальный Sunset.

Уличная картина стала меняться во время “доткомовского” бума (1995-2001) – молодые компьютерщики, в одночасье оказавшиеся при больших деньгах, покупали здесь дома, ремонтировали их и перебирались сюда со своими “гёлфрендами” или “бойфрендами”, а в той части Mission, что поближе к даунтауну, открывали новые только что придуманные интернет-компании. Потом “доткомовский” пузырь лопнул, однако новые люди поставили ногу в этом районе.

Уже тогда начались активные разговоры про джентрификацию – цены на жильё (не только на покупку домов, но и на аренду квартир), пошли вверх и для многих людей с небольшим доходом проживание в Mission оказалось не по карману.

Не прошло и десяти лет после того, как лопнул первый пузырь, город захлестнула вторая волна интернетовского бума. И десятки тысяч молодых компьютерщиков со всей страны и из-за рубежа устремились в Сан-Франциско. Twitter, Zynga, Salesforce, Google, Yahoo, Facebook, Apple не только изменили мир, но они сильно изменили стиль жизни в районе Mission. Появились магазины, которых раньше здесь не было, рестораны, отличающиеся от мексиканских забегаловок. Сюда в район Mission и примыкающий к нему Potrero Hill стали переезжать из даунтауна художественные галереи. Причём не какие-то галереи первого этажа (так называют галереи, ориентированные на случайных прохожих и туристов), а серьёзные галереи, в которых продаётся то, что стоит серьёзных денег.

Именно сюда по утрам приезжают комфортабельные автобусы из Google, Yahoo, Facebook и прочих больших компаний, расположенных вне города, чтобы подхватить живущих здесь молодых сотрудников. Эти автобусы, время от времени блокирующие официальные остановки городского транспорта, стали объектом ненависти традиционного местного населения.

В этом районе под круглосуточной охраной строит себе какой-то особенный дом Марк Зукерберг.

Видимо, в расчёте на молодую публику сюда переехал и Сан-Францисский международный кинофестиваль. В течение четверти века базовым фестивальным кинотеатром был Кабуки, расположенный на углу улиц Filmore и Post, то есть расположенный как бы посередине между спальными районами Sunset и Richmond, и престижными районами Nob Hill, Russian Hill, Marina. С нынешнего года базовым фестивальным кинотеатром будет только что открытый Alamo Drafthouse New Mission. Здесь всё новое, наиновейшее: прекрасный экран, великолепная проекционная аппаратура, удобные кресла и при каждом кресле столик. Вы можете заказать себе чашку кофе или чая, бокал вина, рюмку водки, бутылку пива, коктейль, салат, сэндвич, пиццу. Можно и более серьёзные блюда. Недёшево. Чашка чая, например, стоит 5 долларов. Но для здешней молодёжи совершенно не обременительно.

Интересно, поедет ли сюда публика постарше.

***

Итак, что же предлагает фестиваль 2016 года.

Прежде всего о фестивальных наградах. Приз Ирвинга Левина за вклад в режиссуру в этом году присуждён индийскому режиссёру Мире Наир, автору таких – на мой вкус несколько слащавых – фильмов как «Салям, Бомбей», «Свадьба в сезон дождей». Лауреаты премии Мориса Канбара – сценаристу и премии Питера Оуэна – актёру  ещё не объявлены.

Премия Мела Новикова за вклад в кинопроцесс присуждена в этом году Janus Film- Criterion Collection чей вклад в пропаганду киноискусства трудно переоценить. Благодаря дистрибютороной компании Janus Film и возникшей на её базе Criterion Collection, выпускающей диски DVD, а теперь и Blu-Ray, американские зрители увидели фильмы Брессона и Бергмана, Эйзенштейна и Феллини, Трюффо и Ренуара, Тарковского, Куросавы и Антониони. Благодара Criterion Collection сегодня каждый интересующийся может иметь у себя дома фильмотеку, охватывающую всю историю киноискусства. Количество выпущенных Criterion дисков приближается к четырём сотням.

Премия будет вручена владельцам Janus FilmCriterion Collection Питеру Бекеру и Джонатану Турелю. В церимонии примут участие популярные режиссёры братья Коэны, а их первый фильм “Просто кровь” (Blood Simple, 1984), отреставрированный Criterion Collection, будет показан после церимонии впучения премии.

***

В фестивальной программе 174 фильма, но фильмов из России в этом году нет. Формально нет. На самом деле на фестивале будут показаны три фильма, два из которых имеют российского копродюссера. “Лето замерзших фонтанов” грузинского режиссёра Вано Бурдули снято в Тбилиси и на грузинском языке, однако, в финансировании его наряду с грузинским продюсером, принимала участие продюсерская компания Сергея Сельянова.

Фильм документалиста Виталия Манского – живущего нынче в Латвии – “Под солнцем” снят в Северной Корее. В каталоге фестиваля фильм обозначен как соместная продукция Латвии, Германии, Чехии, Северной Кореи и России.

Самый “российский” фильм фестиваля, фильм в котором говорят на русском языке, и действие которого происходит в Ленинграде – Нидерланско-Бельгийская копродукция, снятая режиссёром с Украины Сергеем Лозницей. Это – “Событие”, картина, рассказывающая о трёх августовских днях 1991 года в Ленинграде.

Есть и ещё один фильм как бы вообще никакого отношение не имеющий к России, но я могу с уверенностью сказать, что на каждом из трёх запланированных сеансов значительное количество зрителей будет говорить по-русски. Это новый фильм грузина Отара Иоселиани, представленный Францией – “Зимняя песня”.